Привет всем! Татьяна Сухих рада всех вас «видеть» и «слышать», хоть и виртуально! Вижу, что тема планирования в детском саду – самая сложная для моих коллег. Меня снова попросили рассказать, как правильно написать план по неделям по программе «От рождения до школы» для средней группы. Не думала, что могу стать для кого-то истиной в последней инстанции, ведь есть в Интернете полностью прописанные планы, но просят меня и мне приятно помочь человеку.
Содержание статьи:
Что предусматривает программа «От рождения до школы» для средней группы?
Напомню, что о комплексно-тематическом, и о календарном планировании я писала в статье «Документация работы воспитателя: вопрос читателя», где я дала пример плана по неделям на октябрь именно для средней группы. Видимо, плохо объяснила, раз просят уточнить.
Разочарую свою читательницу, но единого и точного плана для всех не существует. В самой программе под редакцией Н.Е. Вераксы и других педагогов-методистов «От рождения до школы» есть отличная подсказка, как составить комплексно-тематический план для всех возрастных групп. Я уже говорила когда-то, что, прежде чем сесть за план, нужно хорошо проработать программу, принятую к руководству конкретно вашим садиком.
То, что вы не видели приложение № 3 «Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7 лет», говорит не в вашу пользу. Не буду здесь копировать таблицу, просто найдите и перепишите себе, но индивидуализируйте ее под ваших детей. Там таблица на три колонки, по каждому месяцу и неделе дана тема, развернутое содержание работы и итоговое мероприятие.
Если вам нужен календарный план, то на основе комплексного, с учетом темы недели, пишем на каждый день. Как его оформить, решать вам. Точно следуя программе, можно сделать такие графы: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Эти направления я взяла из программы Вераксы, так что не волнуйтесь, все точно по ФГОС.
И вот, верху эти ячейки, слева пишем месяц, число, день недели, первая половина дня и вторая половина дня, режимный момент (зарядка, прогулка). Но в примерном комплексном плане по программе мало тем, конечно, они обобщенные, в основном, по знаковым событиям или временам года: «День знаний», «Осень», «Я в мире – человек», «Мой город, моя страна», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Весна», «День Победы» и «Лето».
Никто не запрещает добавлять другие темы, на этом и строится календарный план. Понятно, что если на тему «Осень» дается 4 недели, то логично разбить ее на подтемы «Дары природы», «Осенние растения», сюда же пойдет «Азбука вежливости», «Мои любимые игрушки» или «Профессии», например.
Примерный календарный план для средней группы
Месяц, день недели, число | социально-коммуникативное развитие | познавательное развитие | речевое развитие | художественно-эстетическое развитие | физическое развитие |
Октябрь 09-13.10 Тема недели: «Профессии» Понедельник | |||||
1 пол. дня Прием детей в группу | Приветствие, беседы о том, как проел вчерашний вечер дома, разговор с Никитой С. о его младшей сестре Гигиенические процедуры перед завтраком | Беседа об изменениях в природе, какие сейчас листья и что с ними будет дальше Беседа о вреде грязных рук для здоровья | Разучиваем новую поговорку «Весна красна цветами, а осень – пирогами» Повторяем потешку «Ушки мыли?» | Слушаем «Времена года» П. Чайковского «Октябрь» | Утренняя зарядка, элементы пальчиковой гимнастики |
Прогулка | Наблюдаем за работой дворника, вспоминаем профессии наших родителей, учимся уважать чужой труд | Рассматриваем березку, наблюдаем, какие листики, цвет, форма, размер | Разгадываем загадку о березке | Учимся видеть красоту в природе | Подвижная игра «К дереву беги» Учимся прыгать с места двумя ногами Уборка на участке |
2 пол. дня Процедуры после сна | Ласковое пробуждение потешкой «Соня, просыпайся» | Повторение стихов для гимнастики | Дыхательная и пальчиковая гимнастика | Упражнения на развитие дыхания и тренировку пальцев, рук, плеч | |
Гигиенические процедуры | Учимся одеваться, помогая друг другу | Повторяем стих «Одевайся по порядку» | |||
ФЭМП | Учимся слушать, что говорит воспитатель, понять и ответить на вопрос | Дидактическая игра «Один-много» | Учимся грамматически правильно строить предложения | Рисуем одно дерево и много листьев | Разминка для пальцев |
Сюжетно-ролевая игра «Почта» | Вспоминаем, кто работает на почте, какие функции выполняют, как называются атрибуты почты, учимся взаимовежливости, уважению к труду | Называем предметы на картинках, относящиеся к почте | Учимся правильно выражать просьбы, обращаться к незнакомым людям, благодарить и т.д. |
Дальше останется добавить прогулку вечернюю по аналогии с утренней, работу с родителями, индивидуальную работу с детьми. Мне кажется, я достаточно наглядно показала пример плана, детальней можно, но не нужно.
Я чертила таблицу примерно, она условная, но в принципе, так можно составлять календарный план. Надеюсь, тема планирования исчерпана? Если понравилась статья, поделитесь ссылкой на нее с коллегами. А если вы подпишитесь на обновления, то первыми будете читать новые материалы.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…
Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…
Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…
Очень полезная информация
Заходите чаще, оставляйте свои вопросы)