Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду

Дата: 9 января 2017 в 09:00
Рубрика: Консультация

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и пап, бабушек и дедушек, для которых самостоятельная деятельность их чад на повестке сегодняшнего дня. Как педагогу, мне не раз приходилось видеть беспомощность малышей даже в старшем дошкольном возрасте. Детки так сильно привязаны к помощи их опекунов, что не могут адаптироваться в коллективе детского учреждения. Не сложно представить, к чему приводит данная тенденция поведения спустя годы. Такие выросшие дети будут регулярно попадать под влияние более самостоятельных и психологически сильных личностей, не имея возможности даже расценить правильность собственного поступка. Это просто трагедия для человека и его родных! Поэтому, чтобы избежать столь катастрофичных последствий, следует незамедлительно начинать приучать ребенка к самостоятельности всеми доступными способами.

В помощь педагогам и родителям

Мало кто из родителей, имеет знания о научном подходе к воспитанию детей. Чаще всего мы руководствуемся навыками своих родителей, вспоминая их тенденцию в воспитании себя. Имея не самый удачный опыт, многие мамы и папы наоборот  — стараются поступить со своим малышом с полной противоположностью. Но нет никакой гарантии, что тот или иной способ поведения правильный. В помощь родителям сейчас выпускается масса познавательной литературы. В качестве хорошего примера можно назвать пособие Е.П.Николаева, повествующее о развитие навыков самостоятельного мышления у детей в возрасте 5-7 лет. Книга содержит 25 конспектов, позволяющих ребенку не только подготовиться к школе, но и научиться в игровой форме, делать это самостоятельно. Пособие будет интересно также педагогам ФГОС или психологам.

Ну и, как известно, нет ничего эффективнее в воспитании, как познавательные развивающие игры. Для малышей от 3-х лет можно привести в пример, магнитный конструктор «Ферма», где при помощи 33-х элементов ребенок обустраивает свое «сельскохозяйственное» поле. Девочкам будет интереснее мечтать о расстановке в собственном доме. Игра «Домик Мечты» поможет им придумать свой первый дизайнерский проект. А вот для будущих врачей или даже ученых был выпущен набор биолога «Биомир», который знакомит дошкольника с особенностями окружающей среды. На примере этих игровых пособий педагоги могут организовывать занятия в группах.

Глубина значений

Но согласитесь, «самостоятельная деятельность» — понятие весьма обширное. К примеру, в старшем дошкольном возрасте ребенок уже самостоятельно посещает туалет, кушает ложкой или одевает пижаму. Эти действия он совершает ежедневно и, просто на просто, заучил их наизусть. При этом ему сложно придумать, как, например, выложить из мозаики дерево. То есть главным в развитии самостоятельной деятельности малыша – это научиться выполнить задание без участия воспитателя или других помощников, определить для себя цель и пути ее достижения, приложить к этому усилия умственные или физические, сделать это за определенный промежуток времени. Планирование такой деятельности ребенком и достижение определенных результатов — есть развитие самостоятельности. Развивать мышление малыша нужно:

  • игровым,
  • музыкально-художественным,
  • двигательным,
  • трудовым,
  • продуктивным,
  • познавательно-исследовательским,
  • коммуникативным и другими способами.

Но в любом случае, детям должны быть предложены занятия по интересам, независимо коллективные они или индивидуальные. Плюс ко всему самостоятельность должна проявляться в помощи другим, чему, несомненно, помогает разделение труда с родителями в быту. Главной задачей преподавателя  является ненавязчивое приобщение ребенка к разным видам деятельности.

Организационные способности – главные!

Так это и есть! Организационные способности преподавателя – это половина успеха в развитие его подопечной группы. Среди основных задач педагога можно выделить следующие:

  • Здравая оценка возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • Создание условий не просто для самостоятельной деятельности, но и выполнения ее с творческим подходом, имея возможность экспериментировать;
  • Демократичность к индивидуальному выбору занятий малышом;
  • Своевременное реагирование на изменения в настроении и состоянии детей, необходимая помощь, уважительное отношение к интересам и радостное восприятие детской признательности;
  • Умение заинтересовать ребенка, обеспечить всеми необходимыми условиями и даже принятие участие в детских забавах;
  • В случае возникновения негативной реакции – успокоить или отвлечь малыша, а лучше предотвратить отрицательные последствия;
  • Приобщение детей к самостоятельному коллективному труду;
  • И не забывать про поддержание группой порядка и чистоты.

От родителей при этом требуется максимальное внимание на просветительскую деятельность. Совместные беседы, познавательные рассказы, интересные прогулки в парке, по магазинам или в театр. В каждой из сфер нашей жизни ребенок найдет для себя что-то важное, подлежащее обдумыванию. Родителям же следует не забывать спрашивать свое чадо после полученных впечатлений, что ему больше запомнилось, что понравилось и почему.

Важные детали

Немаловажным в процессе развития самостоятельности малыша является определение игровых и познавательных зон в стенах детского сада. Выделяют обязательные уголки с литературой и картинками, фотографиями и детскими творческими работами. Также в каждой группе должен присутствовать уголок с инвентарем для творческой деятельности. Здесь обычно размещают пластилин, краски, а также вспомогательные предметы. В результате ребенок уже сам сможет выбирать себе занятие по интересам, то есть определять цель; складывать и убирать использованные предметы в одно и то же место. При этом мебельная расстановка обязательным образом должна соответствовать возрастной категории детей. Чем ребенок младше, тем компактнее и теснее должна быть обстановка.

Огромным плюсом будет множество ящичков и полочек, где разложены предметы разной величины, размеров и текстуры. Детский конструктор, куклы, машинки или развивающие игры – каждому, как говорится, свое место.

Еще немаловажной деталью является правильное чередование детской деятельности. Планирование педагогом или родителями занятости должно включать умственные, творческие, подвижные или танцевально-музыкальные занятия, которые чередуются между собой. Так ребенок не будет уставать, и развиваться, как сейчас принято говорить, «комплексно».

Подводя итоги, мне бы еще раз хотелось подчеркнуть всю важность самостоятельной деятельности малышей. Ведь их личность формируется уже сейчас – на совсем раннем этапе развития. Ответственность родителей и педагогов ФГОС поможет будущему их деток. И обижаясь, порой, на то, что вы не делаете всю работу за них, малыши еще не знают, как будут благодарны за это во взрослой жизни. Надеюсь, данная статья поможет вам в воспитании самостоятельности любимых чад. А сегодня я с вами прощаюсь. До новых публикаций!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 1
  • Елена
    11.01.2017 в 16:12

    То, о чем Вы, Татьяна, пишете, очень важно. Сейчас нередко случается так, что дети как бы отдаются на аутсорсинг, и родители находятся в полной уверенности: их чадушками все время кто-то занимается. А результат — беспомощность детей во многих вопросах, плюс полнейшее неумение побыть наедине с собой. Поэтому в воспитании, в первую очередь, являются именно родители. Мне кажется, что самым важным моментом является даже не наполнение методик детской самостоятельной деятельности, а элементарное признание факта: этим надо заниматься, поскольку никто другой, кроме родителей, этого не сделает.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика