Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень полезную инструкцию — это памятка, с помощью которой ваши дети с малых лет полюбят чтение и начиная с младшего школьного возраста будут запоем читать любые книги без вашего напоминания. Эту памятку мы давали своим родителям по рекомендации опытного методиста Панариной Н.И. Здесь вы найдете практические советы о том, как превратить приобщение к чтению в удовольствие.
Автор Панарина Н.И.
- Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом (перед сном).
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день
Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Толстые книги
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дольше с любимыми героями.
Как научить ребенка беречь книги
- Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
- Не читать во время еды.
- Не загибать листы, пользоваться закладкой.
- Класть книгу только на чистый стол.
- Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
- Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу
- Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.
- Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
- Как описана природа?
- Какие слова и выражения запомнились?
- Чему научила книга?
- Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду.
- Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Легкость и прочность
Хорошая книга для маленьких имеет некоторые особенности.
- Она легкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
- Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
- Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
- В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
- Печатный текст – только крупный, фразы – четкие и лаконичные.
- Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на световом фоне.
- Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Всему свое время
- Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. д.
- На странице 80% площади должна занимать картинка.
- Подписи состоят максимум из двух-трех слов.
- Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой»,- все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Веселая азбука
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоить помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это малышу важно усвоить.
Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий.
Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10 -15%, иначе книга может показаться ребенку скучной.
Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.
Расширяем кругозор
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения.
Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностные отношения к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения.
Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Не забудьте поделиться статьей с друзьями, чтобы и у них приобщение к чтению прошло без проблем. Впереди у нас будет много других полезных советов для родителей, поэтому не забывайте подписываться на обновления блога.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Содержание статьи:
Кстати, рекомендую прочитать:
Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…
Применение средств и методов элементарной диагностики
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня мы обсудим проведение…
Детская самостоятельность: инициативный и счастливый дошкольник
Доброго времени суток, мои дорогие читатели! Ежедневно в своей практике…
Проблем с приобщением к чтению у сына нет — наверное в меня пошел, я книги обожаю, читаю ему с самого рождения, слушает с удовольствием, сейчас уже 5,5 лет, ходим с ним в библиотеку, сам книжки выбирает, а вот дочка не очень то книги жалует, обычно картинки рассматривает, а читать как то не очень любит.
Мне кажется прививай не прививай любовь к чтению, все равно кто-то любит читать, а кто-то нет, так что усердствовать не нужно.
Возможно вы правы… я в детстве вообще не любила читать, но очень любила слушать, как кто — то читает.
У нас сынок свою младшую сестру называет «библиотекарша», потому как она никуда без книг. Даже на горшке с ней сидит)
))) улыбнуло, ребятишки вообще интересные личности, порой они на столько серьёзно ко всему подходят, что и не подумаешь что он ещё кроха))
Татьяна, полностью согласна с доводами в вашей статье. Детям просто необходимо читать книги, а по прочтении можно устроить небольшое обсуждение перед сном. Если книга не закончена, то можно пофантазировать что же будет дальше. Причем самое интересное, что когда ты ребенок ты эти произведения воспринимаешь совсем по другому, нежели во взрослом возрасте. Так что родителям тоже будет интересно такое времяпрепровождения.
Моему сыну больше всего нравилось именно обсуждение прочитанного. Ведь там можно было и поговорить, а не только слушать.
)) дети любят беседовать, но чаще всего конечно, их фантазия уносит в отвлечённую от темы сферу)) и приходится постоянно их возвращать к обсуждению книги или картинки, у меня ребятишки в саду часто меня сбивают с толку)) стараясь рассказать уже не о том что мы читали, а о том, какую книгу купил папа или как они ходили в книжный магазин))
Да, особенно перед сном)) дети очень любят разговаривать в это время и это отличное время для общения, ребёнок засыпает на позитивной ноте и утром встаёт с хорошим настроением))
Мы переодически удивлямся, почему одни дети разносторонне развиты, а другие нет, почему одни все знают и знают где найти ответ, а другие нет, почему с одним человеком интересно, а с другим скучно. А ответ очевиден, в одном случае любовь к чтению, к книгам , к знаниям привита с детства, а в другай … ну вы ответет и без меня знаете. Татьяна, спасибо за полезную информацию.
Любовь к книгам можно прививать и без насилия. Некоторые стараются с усилием заставить ребенка либо слушать книги, либо самому читать. Только от этого совсем толка не будет.
Почему нет? Я иногда правда тоже заставляю, но делаю это аккуратно… мы читаем по очереди, так на много интереснее, а если ещё и после прочтения мультик посмотреть или аудиокнигу послушать, то эффект скажу я вам очень даже не плохой))
Польза чтения для детишек просто необъятна! Замечательные советы вы даете, Татьяна! Именно приучая ребенка с малых лет к книжкам, мы сможем увидеть к школьному возрасту, что он сам к ним тянется, и родителям не придется заставлять своего юного ученика в школе читать. А это придется делать всем!
Мы сыну с детства читали книги и он их любил, а пошел в школу и что то перехотел их читать. Рееедко бывает что возьмется за литературу.
И такое бывает, у меня подобная ситуация со старшим сыном была))