Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Что дает детям игра и какие задачи выполняет?

Дата: 30 июня 2016 в 09:00
Рубрика: Игры сюжетные

Доброго всем дня, коллеги, а также все читатели моего блога! С вами снова Татьяна Сухих с новой «животрепещущей» темой! Давайте сегодня поговорим о том, какие задачи сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении мы используем? Почему продвинутая методическая литература, именитые педагоги считают ролевые забавы детей чрезвычайно важными для их успешной социализации?

Сегодня промышленность радует обилием атрибутов для разнообразных сюжетно-ролевых игр наших детей. К сожалению мы ещё пользуемся старыми атрибутами которые сделали в далёком прошлом родители детей — своими руками. Но есть и материал великолепный – безопасный для здоровья, соответствует санитарным и методическим нормам. Кроме того, предметы для моделирования воображаемых ситуаций очень красочные и многофункциональные.

idra-sygetnaja

Есть детские кухни, магазины, домики, инструменты, приспособления из арсенала множества профессий. Короче, все, чтобы малыши могли полноценно воображать себя участниками «взрослой» жизни.

Какие задачи сюжетно-ролевой игры помогает решить такой богатый ассортимент? В первую очередь – организация эффективного игрового пространства соответственно возрастным группам дошкольников. Но это лишь половина дела…

Что дает ребенку творческая игра?

Родители малышей постоянно интересуются у нас, воспитателей, как их чадо ело, спало, слушалось ли, какие успехи ребенка в обучении чтению, счету. Но никогда мамы и папы не спрашивают, как дочь или сынок играли. Считается, что детские забавы – дело второстепенное. Главное, чтобы воспитатели научили держать ложку, кушать аккуратно, ходить самостоятельно в туалет, хотя это прямая обязанность родителей научить ребёнка всем необходимым навыкам дома, рисованию, грамоте и т.д.

Почему так нивелируются те серьезные задачи сюжетно-ролевой игры, которые решаются детьми при моделировании воображаемых ситуаций?

Я думаю, что это происходит от того, что родители просто-напросто не знают, какие задачи ролевой игры выполняет программа дошкольного учреждения.

Мало того, сами педагоги «грешат» тем, что время, отведенное на забавы деток в дочки-матери, парикмахерскую, тратят на «прогонку» сценариев утренников, «натаскивание» по азбуке, письму и счету.

А ведь творческие забавы малышей – это первая социальная практика существования в окружении сверстников и взрослых!

Уважаемые коллеги, скажите, как вы решаете данную проблему? Консультируете вы родителей, рассказывая, как организовать дома сюжетные забавы своим деткам?

И самое главное – разделяете ли вы мнение о важности поставленной мной проблемы в данной статье?

Но вернемся к теме моих раздумий.

Однако различают функции и задачи сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе, а также старшей, средней и младшей.

idra-sygetnaja1

Если говорить о функциях, то очевидно, что сюжетные забавы, в первую очередь, развлекают детей, дают возможность коммуницировать со сверстниками, самореализоваться, социализироваться.

Педагог посредством наблюдения за действиями дошкольников может диагностировать проблемы малышей, воспользоваться возможностями игры, как средства психологической терапии, подкорректировать личностные показатели каждого ребенка в коллективе. В игре проявляется характер, способности, склонности и опасные тенденции в личности малыша.

Задачи сюжетно-ролевой игры в старшей группе, к примеру, такие же, как и для других возрастных групп в саду, но с более широким диапазоном, если можно так выразиться.

Главная задача ролевых забав – адаптация ребенка к реальной жизни, это мое мнение. Надеюсь, кто-то захочет оспорить или подтвердить его?

Учимся, играя…

Отвлекусь немного. Я недавно вычитала мысль, что посредством сюжетных забав детки незаметно для себя изучают даже законы физики, химии, математики, истории, биологии. Кроме того, дошкольники постигают тонкости психологии, этики, культуры.

Звучит неправдоподобно, но это на самом деле правда. Просто мы в игре не формулируем формулы и правила, не акцентируем внимание на научных фактах, не заставляем детей конспектировать полученные знания.

postroika-kubikov

Разве постройка здания из кубиков и стремление достичь устойчивости конструкции – это не физика? Или вот мы делим тортик на всех кукол поровну – чем не математика?

Не стоит смеяться и считать меня наивной идеалисткой. Я оперирую научными данными, почитайте соответственную литературу и убедитесь в этом. Игра – это самое важное, что нужно ребенку помимо пищи, одежды, заботы родителей.

Но не стоит забегать вперед и предлагать двухлетнему ребеночку забавляться в космонавта, например. Пусть все идет своим чередом, от нас требуется одно – подавать идеи, во что можно интересно поиграть.

Задачи простейших сюжетно-ролевых детских игр в младшей группе должны соответствовать уровню освоения малышами особенностей социализирующих забав. У нас, у воспитателей, есть помощники – методическая литература, диски и полученные в вузах знания, которые помогают не ошибиться в планировании  воспитательной и образовательной деятельности.

На фото это малая часть из того, что чем я пользуюсь при своей воспитательной работе, мне очень нравятся диски, конспекты занятий в некоторых  из них можно распечатать или само занятие изменить по своему добавляя свои мысли в конспект, после чего сохраняется это занятие на этом же диске. Опять я убежала от темы)))

diski

Родителям, которые воспитывают деток дома или хотят дополнительно заниматься с ребенком, не полагаясь на детский сад, советую найти специальные пособия об игре. Помните, что нужно учитывать возраст ребенка, выбирая новый сюжет для ролевой забавы.

Если от деток до 3-х лет требуется лишь умение включиться в процесс, задействовать предметы, игрушки, попытаться построить сюжет, то от старших дошкольников мы ждем полноценной жизненной сценки с диалогами, ролями, правилами, воображаемыми и реальными действиями.

Задачи классической сюжетно-ролевой социализирующей игры в средней дошкольной группе, соответственно, более сложные, но не настолько, как в подготовительной группе.

Какие задачи решаются посредством сюжетно-ролевых мероприятий?

  1. Образовательные: знакомим с миром профессий, обучаем простейшим навыкам использования разных инструментов, предметов. Даем представление о коллективном общении, толерантности, учим взаимодействовать, сопереживать, заботиться о других.

  2. Развивающие: стараемся подтолкнуть детей самоорганизовываться для совместной игры, вместе придумывать правила, продумывать ход, роли. Способствуем полноценному ролевому взаимодействию, усвоению новых ролевых отношений.

  3. Воспитательные: прививаем положительные качества, воспитываем навыки самостоятельного и справедливого решения конфликтов, споров, развиваем привычки помогать другим, радоваться успехам, переживать чужие неудачи. Пытаемся наладить дружеские отношения в коллективе.

Каких результатов мы ожидаем, решая задачи разных сюжетных творческих игр, например, в старшей группе?

  • Мы надеемся, что ребята смогут применять отработанные навыки в настоящих жизненных ситуациях.
  • Смогут адекватно оценить действия товарищей и свое поведение во время сюжетной забавы.
  • Разовьют в себе уверенность, инициативность, расширят творческие интересы, полюбят общение с одногодками.
  • Наладят отношения с одногруппниками, повысят свою позицию в коллективе.
  • Найдут «золотую середину» в коммуницировании во время совместных занятий, разовьют в себе положительные качества.

Итак, я попыталась рассказать, какие, собственно, задачи детской сюжетной игры мне известны как педагогу. Как вы считаете, получилось у меня? Возможно, существует дополнительная информация, которую я не раскрыла. Прошу вас, поделитесь мыслями и опытом.

Если материалы вам понравились, подписывайтесь на новые статьи, а также делитесь ссылками с коллегами в соцсетях.

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих

До нового свидания!

Кстати, рекомендую прочитать:

уличные игры

Игры родителей — во что играли девочки и мальчики в СССР?

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня хочу затронуть достаточно наболевшую…

20 комментариев
игры своими руками

Игрушки для развития сенсорики своими руками или как из ничего сделать что-то

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор…

нет комментариев
разрезные картинки

Разрезные картинки. Игра для детей от 1,5 до 7 лет.

Здравствуйте дорогие читатели! Интересным вариантом дидактических игр являются разрезные картинки,…

5 комментариев
Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 12
  • Анна
    24.03.2017 в 14:56

    Никогда не думала, что игры выполняют столько функций. Теперь буду относится к ним гораздо серьезней.

    • Татьяна Сухих
      24.03.2017 в 20:11

      Да, игра это ведущая деятельность детей))

  • Арина
    07.07.2016 в 01:12

    Часто и родители сами не знают, как правильно играть, чему учить.

    • Татьяна Сухих
      07.07.2016 в 01:21

      Для этого проводятся родительские собрания, мастер — классы, семинары, но ни все родители посещают такие мероприятия, от этого и незнание…

  • Юлия (moreidey.ru)
    30.06.2016 в 22:38

    Татьяна, вы так хорошо написали про пользу сюжетно-ролевых игр! Я не воспитатель, но думаю, что если бы работала в садике, обязательно объясняла бы это родителям!

    • Татьяна Сухих
      30.06.2016 в 23:57

      Спасибо Юля

  • Ольга Андреева
    30.06.2016 в 19:03

    Игра имеет важное значение для развития детей. В игре дети учатся различным действиям с предметами, учатся общению. В игре ребенок развивается как личность. навыки , приобретенные во время игры помогут детям в учебной и трудовой деятельности. Ребенок учится жить в коллективе, подчиняется правилам коллектива.
    Играя в сюжетно-ролевые игры, дети повышают свой словарный запас.

  • Нина
    30.06.2016 в 16:15

    Нет, родители не то чтобы не знают, какие задачи ролевой игры выполняет программа дошкольного учреждения, они просто ленятся. Им лень заниматься с ребенком. Я таких ой как много знаю.

    • Юлия (moreidey.ru)
      30.06.2016 в 22:35

      Я тоже так думаю и тоже знаю семьи, в которых с детьми не занимались. Потом в школе и даже сейчас, когда эти дети получили паспорт, результаты неутешительные, к сожалению.

      • Нина
        01.07.2016 в 00:04

        Сегодня на бульваре как раз такие родители были. Дети взяли мелки и просили мам с ними порисовать, на что мамы кушали семечки и сказали что вышли с того возраста.

  • Надежда Введенская
    30.06.2016 в 11:49

    Остается пожелать всем родителям, чтобы в жизни их ребенка были вот такие грамотные воспитатели. Я лично очень благодарна нашему детскому саду и всегда говорю, что эти люди дали моего ребенку путевку в жизнь.

    • Юлия (moreidey.ru)
      30.06.2016 в 22:33

      Надежда, вы совершенно правы! У меня о моем посещении детского сада и воспитателе остались самые негативные воспоминания, поэтому я очень рада за тех деток, всестороннему развитию которых столько времени уделяют воспитатели!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика