Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Познавательный интерес к окружающему миру через литературу

Дата: 15 мая 2020 в 21:00
Рубрика: Окружающий мир

Приветствую вас, дорогие читатели! Очень рада долгожданной встрече. Давненько у меня не было новых статей. Но буду наверстывать, и уже сегодня поговорим о том, как развивается познавательный интерес к окружающему миру у дошкольников через чтение. А также порассуждаем, какое занятие или мероприятие в детском саду можно провести на эту тему. Пишу эту статью по запросу одной из читательниц. Очень благодарна за то, что читаете и комментируете. Полностью тема звучит так «Художественная литература как средство развития у дошкольников познавательного интереса к окружающему миру».

Влияние литературы на становление ребенка как личности

Литература очень важна для становления личности. Особую роль она играет в становлении личности ребенка, ведь лишь из детских произведений можно сформировать правильные ценностные жизненные ориентации. Хорошо, если родители занимаются воспитанием ребенка. А если нет? Остается только литература, которая воспитывать и одновременно вызывать интерес к познанию окружающего мира.

У большинства детей интерес к книгам возникает достаточно рано. Уже ближе к году ребенку интересно перелистывать яркие странички детских книг из плотного картона. Со временем он начинает прислушиваться к чтению взрослого, следить за сюжетом по картинкам. А вместе с этим приходят и новые чувства, новые знания, ребенок узнает много нового и стремится к этим знаниям все больше и больше.

Понятно, что ребенок будет стремиться узнавать об окружающем мире только в том случае, если ему это интересно. А в этом как раз и заключается задача воспитателей и родителей, чтобы пробудить этот интерес. Это можно сделать путем выбора интересных и полезных книг, выбора формы занятий. Взрослому нужно быть самому яркой и интересной личностью, чтобы его эмоциональность, обаяние зацепили малыша. Также обязательно нужно максимально использовать иллюстративный метод. Картинка — это первое, что привлекает и побуждает узнать что-то новое более глубоко и основательно.

девочка читает

Для того, чтобы формировать познавательный интерес ребенка к окружающему миру через литературу, нужно приобщить его к книгам. В современном мире многие школьники, которые заканчивают 9 класс, не умеют нормально читать. Я часто слышу комментарии учителей, и они просто в ужасе о того, что человек в 16 лет читает по слогам. И это подростки без отклонений в здоровье. И их не 1-2 в каждом классе, а гораздо больше. А ведь ребенок, который не читает, чем занимается? Правильно! Он весь в Интернете и компьютерных играх. А там уже другая реальность и другой окружающий мир. И вырастают в итоге зомби, а не люди. Зомби без каких-либо жизненных ценностей и интересов с сомнительным представлением о реальном мире.

Познавательный интерес к окружающему миру через книжный уголок

В каждой группе детского сада должен присутствовать книжный уголок. Это специально выделенное и оформленное соответствующим образом место, где ребенок может выбрать книгу по своему вкусу. Понятно, что ребенок может еще не уметь читать, если это не подготовительная группа. Но он может рассмотреть картинки, выполнить задания, если это книга с заданиями и все понятно по картинкам.

Могу предложить вам запланировать в течение года месяц выбора книги. Это означает, что в определенный день ребенок может выбрать книгу и произведение для прочтения воспитателем. На следующий день другой воспитанник выбирает любимую книгу и так целый месяц или чуть больше, если в группе больше детей, чем рабочих дней в месяце.

Такой подход будет повышать самооценку детей, ведь всегда приятно, когда тебе предоставляют право выбора. У детей появятся новые любимые книги. Каждый день они будут знакомиться с новыми сказками, рассказами, историями. Возможно, когда-то придется перечитывать что-то по несколько раз, ведь дети могут выбирать одно и то же. И это нормально.

Подобная практика приведет к тому, что дети будут чаще «зависать» в этом книжном уголке, рассматривая и выбирая книги. Также это способствует усидчивости, позволяет успокоиться, если малыш нервно перенапряжен. Он пересматривает картинки, вспоминает и заново прокручивает сюжет, мысленно возвращается к эпизодам, которые оказали на него влияние. Именно так и происходит общение ребенка наедине с литературой.

книжный уголок

Уголок должен быть организован именно таким образом, чтобы он был не показательным, где нельзя дотронуться к книге и переставить ее на другое место, а рабочим. Это значит, что там должны быть расставлены книги таким образом, что воспитаннику будет удобно взять и вернуть на место или оставить в другом месте. Книги должны быть разные: и новые, и аккуратно подремонтированные старые.

Малышам — обязательно русское народное творчество (малые формы фольклора, сказки. С 3-4 лет произведения русской и зарубежной литературы (Барто, Квитко, Сутеев, Хармс, Биссет). Старшим — Толстой, Ушинский, Благинина, Чарушин, Токмакова, Берг.

Как правильно выбирать книги для чтения дошкольникам?

Существует несколько принципов выбора книг для чтения детям в детском саду и дома. Если вы будите их придерживаться, то без проблем приобщите дошкольников к художественной литературе. На что же нужно обратить внимание?

  1. Очень часто дети любят слушать и читать истории о детях, как это ни странно. Им интересно узнавать разные истории о себе подобных. Другие любимые тематики — природа, животные, приключения.
  2. Если планируете детям читать книгу, то очень важно, чтобы это книга вам тоже нравилась. В противном случае произведение не тронет ребенка, ведь дети очень хорошо чувствуют фальшь.
  3. Ни в коем случае не стоит настаивать на прочтении определенной книги, если ребенок отказывается. Уговоры, что это самая лучшая книга в мире, не помогут, а вызовут негативный отклик. Можно пробовать предлагать время от времени, но аккуратно и без давления.
  4. Ориентируйтесь на интересы своего чада. Если подруга или соседка советует интересную книгу, то не факт, что она подойдет для вашего малыша.
  5. Если вы читаете в детском саду, то установите ритуал. Приучите детей, что чтение всегда будет в определенное время. Если читаете дома, то лучше делать это перед дневным или ночным сном, чтобы не отвлекать ребенка от игр, когда он хочет играть.
  6. Если маленький человек не выдерживает длительное чтение, то читайте ему чаще, но не более чем 10-15 минут.
  7. Не отказывайтесь читать одно и тоже произведение несколько раз. Если малыш просит, значит, он хочет более глубоко прочувствовать текст, и это правильно.
  8. Для детей разного возраста можно читать одни и те же книги. Очень часто старшим нравятся книги для малышей, а малыши могут хорошо понимать литературу для более старших детей.
  9. В двуязычных странах или семьях очень актуально чтение на втором языке. Оно способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире.

квест по книгам

Выбираем мероприятие по теме

Если говорить конкретно о мероприятии, которое можно организовать в детском саду по данной теме, то здесь можно предложить несколько вариантов:

  • Так, можно провести интегрированное занятие, в рамках которого объединить несколько направлений, например, литературу и искусство. Обсудить произведение и нарисовать то, что ребенок запомнил из его или слепить из пластилина животное.
  • Можно организовать мероприятие в виде театрализованного представления по сюжетам сказок и рассказов с участием детей и воспитателей.
  • Можно построить занятие на сочинении новой сказки, добавив в сюжет новые детали, либо объединив разных героев в новую сказку. А затем в рамках мероприятия разыграть это в спектакле.
  • Если есть возможность, то провести занятие с помощью мультимедийных средств. Можно даже придумать самим мультфильм по мотивам произведения и снять его на камеру или сделать в специальной мультипликационной программе.
  • А если на улице прекрасная погода, то можно организовать мероприятие-экскурсию, что будет лучшим способом вызывать познавательный интерес к окружающему миру. Например, таким образом можно познакомиться с творчеством поэтов и писателей, которые писали о природе. Например, занятие, посвященное золотой осени в стихотворениях А. Пушкина.
  • Сделать квест на литературную тему. Это очень новое и востребованное направление. Так, можно спрятать изображения из разных сказок и произведений на станциях. Когда воспитанники находят картинку, им нужно ответить на несколько вопросов по данному произведению. Только после правильных ответов можно двигаться дальше. Если не получается дать ответ, то воспитатель должен дать подсказки, навести на правильную мысль. В идеале, если на каждой станции будет стоять ребенок или взрослый в образе литературного героя из этого произведения. Более подробно о квестах вы можете прочитать в этой статье «Квест-игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно?».

В качестве заключения

Произведения художественной литературы призваны сформировать познавательный интерес к окружающему миру. С их помощью можно легко объяснить воспитанникам, как устроено общество и природа. Также литература открывает мир человеческих чувств и отношений. Произведения, с одной стороны, развлекают, а с другой — прививают чувство нравственности. Способствуют развитию мышления и воображения. Знакомят с основами литературного языка. Постепенно у ребят вырабатывается свой художественный вкус.

Роль литературы в формировании познавательного интереса к окружающему миру достаточно велика. И именно в руках родителей и воспитателей находится та сила, которая может приучить детей к качественному чтению, подарить им минуты радости от общения с книгой. И если благодаря им книга станет потребностью, когда школьник или подросток уже сам захочет читать, то можно считать, то вы победили!!! Любознательность и познавательный интерес сделают свое дело, и тогда придет время самостоятельному расширению и углублению знаний в тех областях, которые им интересны.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Максим
    28.12.2020 в 21:13

    Очень актуальная тема затронута в статье. Прискорбно наблюдать, но дети уже не любят читать и во многом, на нас лежит в этом вина. Если не подается наглядный пример со стороны родителей, окружения, ребенку тяжелее приобщиться к книге. Хорошие советы даны в статье. Благодарю вас.
    С наступающим Новым годом! Счастья, здоровья, мира, добра и любви вам.

    • Татьяна Сухих
      05.01.2021 в 02:32

      Спасибо, и Вас С Новым годом! Крепкого здоровья и всех благ!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика