Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Охрана труда в ДОУ: что подразумевает и почему она так важна

Дата: 18 апреля 2018 в 21:00
Рубрика: Безопасность

Приветствую вас, дорогие читатели, продолжаю рубрику ответов на ваши письма. Одна из читательниц задала мне вопрос: «Имеет ли право зав. ДОУ обязывать коллектив ставить подпись по началу и окончанию работы? На вахте с журналом – «администратор». Я постараюсь на него ответить и скажу, что такой журнал может быть частью системы, обеспечивающей безопасность работников ДОУ, а еще расскажу, что такое охрана труда (ОТ) в дошкольном учреждении, в чем суть процесса, какие организационные и фактические меры он подразумевает. Что такое ОТ и журналы инструктажей? Почему трудовой коллектив должен относиться к ним серьезно?

Введение в тему

Охрана труда, техника безопасности (ТБ) и пожарная безопасность — три важных (но не единственных) вопроса, которым должен руководствоваться работник ДОУ в процессе выполнения своих обязанностей. Причем, тут действует правило, как при полетах в самолете: «сначала надеть маску на себя, потом — на ребенка». То есть сотрудник садика обязан заботиться о собственной безопасности, жизни и здоровье, чтобы при необходимости уметь оказать помощь ребенку.

Грань между взрослыми и детьми очень тонка, руководствоваться нужно здравым смыслом и помнить, что мы в ответе за тех, кого нам поручили. В некоторых случаях, просто, невозможно разграничить безопасность собственную и ребенка — например, при пожаре, в случае эпидемиологически опасной ситуации. Это подразумевает значительную ответственность. Контролирующие органы предъявляют большие требования детским садам на соответствие нормам безопасности и охране, чем другим организациям.

Охрана труда в ДОУ: ответственность, документация



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

В организации охраны труда роль ответственного исполняет заведующий учреждением. Он может делегировать функции другому сотруднику, это оформляется приказом. Если в учреждении трудится коллектив, численность которого больше 50 человек, может создаваться служба ОТ.

Каждый сотрудник ДОУ выполняет свою часть работы по обеспечению ОТ и ТБ в зависимости от того, как прописаны его должностные обязанности. Например, завхоз контролирует исправность сетей, воспитатель обучает детей правилам поведения, медсестра проводит профосмотры и контролирует питание.

Охрана труда регламентируется рядом правовых актов на государственном и отраслевом уровне, внутренними документами детского учреждения. Основная нормативная документация на гос уровне главенствует над отраслевой:

  1. Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 52 раздела X о деятельности педработников);
  2. Законы:
  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» (в частности, о праве на сокращенный день и удлиненный отпуск);
  • № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»;
  • № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»;
  • № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».

3. Постановление № 399 от 23.05.2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Применяются отраслевые документы:

  • Тарифное соглашение по учреждениям системы Минобразования РФ.
  • Программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда.
  • Отраслевой стандарт ОСТ-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения».
  • Многочисленные приказы, ГОСТы, СанПины.

Среди документов, касающихся конкретного ДОУ, можно выделить:

  • устав, лицензию, коллдоговор;
  • правила внутреннего распорядка;
  • разнообразные положения (о системе управления ОТ, проведении инструктажей, соблюдении правил ТБ, порядке обучения и проверки знаний);
  • план мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
  • приказы заведующего детсадом;
  • инструкции сотрудников по ОТ;
  • программы инструктажей по ОТ и обучению;
  • документы по проверке помещений.

Инструкции для работников ДОУ по охране труда

На предприятии, в учебно-воспитательном учреждении должны быть актуализированные инструкции по охране труда. Они должны храниться в оговоренном месте и быть в свободном для сотрудников доступе. Перед первым днем работы воспитатели, их помощники, сотрудники кухни и другой персонал ознакомляются с текстом инструкции под роспись. В целом этот вид документации делится на две группы:

  • По должностям – для воспитателей, помощников, заведующего, работников кухни, музыканта, завхоза, дворника, медсестры, логопеда и прочих.
  • По видам работ – при эксплуатации варочного и холодильного оборудования, проведении спортивных соревнований и массовых мероприятий, перевозке детей в автобусе, уборке, стирке и других процессах.

Для каждой должности разработана типовая инструкция, которую можно использовать как образец для создания локальной документации. Все документы подобного рода состоят из пяти обязательных частей:

  1. Общие требования по ОТ. Например, для воспитателя – возраст старше 18 лет, знание путей эвакуации, соблюдение правил гигиены и т.д.
  2. Требования по ОТ перед началом работы. К примеру, включить освещение и убедиться в исправности электрооборудования, проветрить помещения, проверить температуру в нем.
  3. То же, во время работы. Рассаживать детей за столы по росту, не превышать длительность занятий, гулять не меньше установленного времени, пробовать пищу перед выдачей и прочее.
  4. То же, в экстренной ситуации. Например, эвакуировать детей при пожаре, оказать первую помощь при травме и вызвать скорую.
  5. То же, после завершения работы. Выключить приборы и свет, проветрить, закрыть окна.

К инструкциям нужно отнестись предельно вдумчиво и уточнить все непонятные места. Охрана труда требует ответственности и профессионализма. Ведь в приоритете – жизнь и здоровье свое и воспитанников, сокращение травматизма и заболеваемости. И только потом уже образовательная и развивающая деятельность.

Журналы по охране труда и инструктажам

В ДОУ, как и в других организациях, для усвоения и повторения знаний охрана труда предусматривает инструктажи пяти видов:

  • вводный (читается всем при принятии на работу);
  • первичный на рабочих местах (проводит руководитель перед началом работы на должности, независимо от вводного инструктажа);
  • повторный (периодичность – раз в полгода для всех прошедших первичный инструктаж, нужно четко следить за соблюдением срока);
  • внеплановый (в связи с ЧП, когда меняются условия работы, обновляются инструкции и т.д.);
  • целевой (при переподготовке и повышении квалификации).

Задача инструктажей – предотвратить появление внеплановой и внештатной ситуации. Их проведение записывается в специальные журналы. В последних должны быть такие графы: дата проведения, виды инструктажей, ФИО прослушавшего и прочитавшего, подпись того и другого.

Зачем делаются инструкции, проводится инструктаж и проверяются знания? Чтобы сотрудники понимали свою зону ответственности при работе с детьми, помнили о ней и вовремя подключались при необходимости. Ведь в случае чрезвычайной рабочей, пожарной или травмоопасной ситуации маленький ребенок часто не в состоянии сам принять решение, что ему делать. Да, мы рассказываем детям, как поступать при пожаре, в случае неудачного падения или травмы другого малыша, при подозрении на опасность. Однако основная ответственность возлагается именно на воспитателя.

Важный документ – план работы по охране труда

Каждый год заведующий или ответственный работник составляет план работ по охране труда. В него включаются все мероприятия, постоянные и одноразовые, призванные обеспечить безопасность сотрудников ДОУ и детей. Те, кто первый раз сталкиваются с составлением документа, часто относятся к нему не только с трепетом, но и со страхом. На самом деле, он логичен и включает очень важные моменты. Их можно поделить на три группы: работа с документацией по ОТ и ТБ, безопасность учебно воспитательного процесса, совершенствование условий ОТ.

В часть «работа с документами» включаются такие составляющие:

  • Распределение обязанностей по ОТ.
  • Составление плана мероприятий по улучшению условий ОТ, здоровья, деятельности персонала и подопечных).
  • График контроля проведения мероприятий по пожарной и электробезопасности, ОТ, предупреждению ДТП и других.
  • Издание профильных приказов (о графике работы ДОУ, назначении ответственного за ТБ и т.д.).
  • Обновление инструкций (не реже раза в 5 лет), планов эвакуации, других документов.
  • Проведение собраний для информирования и устранения недостатков в области ОТ.
  • Первичное, повторное и другое ознакомление с инструкциями, правилами пожарной безопасности, трудовым распорядком.

К сфере безопасности работы и пребывания в детсаду и в школе можно отнести такие моменты:

  • Составление плана учебных, спортивных и развивающих занятий согласно требованиям норм и правил санитарной гигиены.
  • Разработка системы питания и контроль за приготовлением еды;
  • Проведение медосмотров для персонала.
  • Расследование несчастных случаев.
  • Популяризация ОТ и ТБ (размещение наглядных материалов, проведение лекций, бесед, просмотр фильмов, разбор случаев, информирование и т.д.)

Безопасность учебно-воспитательного процесса нужно не только поддерживать в надлежащем состоянии и контролировать, но и улучшать. Для этого предусматривается комплекс мер по совершенствованию условий ОТ. Он предусматривает:

  • Составление соглашения по ОТ профкомом и контроль за его выполнением.
  • Предоставление средств защиты и спецодежды работникам (например, сотрудникам
    кухни).
  • Составление графика отпусков.
  • Контроль за прохождением медосмотров, плановых и неплановых инструктажей.

Повышение квалификации и обучение

Эти вопросы входят в комплекс мер по совершенствованию системы ОТ и ТБ в ДОУ. Специалист сможет действовать по инструкциям только в случае, если будет достаточно компетентным. Поэтому весь коллектив детсада – рядовой, технический и руководящий – нужно обучать, повышая квалификацию людей.

Обучение и проверка знаний обязательно проводятся раз в три года. Обеспечивает их
проведение руководитель ДОУ. Для профессионального совершенствования с 1997 года работает Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по ОТ и экобезопасности Минобразования России на базе университета «СТАНКИН» (Москва).

Процесс регулируется тремя основными документами:

  • ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».
  • «Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» (приказ № 779 от 22.04.1997 г.).
  • «Положение об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников МДОУ».

Ответственный работник оформляет стенд по охране труда. На нем помещается наглядная и актуальная информация в сфере ОТ: права и обязанности работников, графики инструктажей, трудовой распорядок, различные памятки (действия при пожаре или отравлении дымом, вакцинация, работа с электроприборами и т.д.). Такой стенд можно разместить в комнате отдыха или на одном из видных мест. Логично, если возле него будет лежать медицинская аптечка.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте (СОУТ)

Раз в пять лет (не реже) в организации должны проводиться мероприятия по специальной оценке охраны труда (СОУТ). Их задача – оценить рабочие места на предмет вредных и опасных производственных факторов, привести условия труда к допустимым (соответствующим нормативам ОТ).

Документ, регулирующий СОУТ – упомянутый выше закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Условия труда могут быть признаны оптимальными, допустимыми, вредными или опасными.

Аттестация проводится специализированной организацией. Создается комиссия, в которую входят заведующий ДОУ, специалист по ОТ, уполномоченный от профкома, представитель аттестующей организации и другие.

По результатам СОУТ составляются карты рабочего места, с которыми сотрудники ознакомляются под роспись. Если условия работы вредные, работнику назначается надбавка 4-12% или оплачиваемый дополнительный отпуск до 7 дней.

Помимо оценки рабочих мест, работодатель должен выполнить еще два условия: застраховать каждого члена коллектива от несчастных случаев и профзаболеваний, а также за свой счет проводить медицинские осмотры.

Так зачем нужен журнал прихода на работу?

А теперь обратимся к вопросу, который задала читательница: зачем ставить подписи в журнале и надо ли писать время прихода и ухода с работы? Обо всем по порядку.

Российское законодательство обязывает руководителей предприятия вести учет рабочего времени (ст. 91 ТК). Для этого в организации ведется табель. Для его ведения назначается ответственный сотрудник. Госкомстат утвердил несколько унифицированных форм табелей – Т-12, Т-13, ОКУД 504421

Распространен вариант, когда в организации ведется дополнительно журнал учета рабочего времени, на основании которого составляется табель. В нем сотрудники или просто ставят роспись о приходе-уходе, или проставляют еще и время. В России, в отличие от Беларуси, такой документ не обязателен и не требуется законом, но может вводиться приказом по организации. Запрета на него и другие формы контроля рабочего времени в РФ тоже нет.

Такие журналы довольно распространены. Однако отсутствие подписи в журнале не может считаться единственным и неоспоримым доказательством отсутствия человека на рабочем месте. Некоторые работники просто забывают расписаться или отвлекаются в нужное время. Поэтому штрафовать на основе этого работодатель не имеет права. Разве что может притянуть к ответственности за нарушение правил ведения журнала.

Зачем работникам ДОУ расписываться о приходе на работу? Все просто: это один из элементов пожарной безопасности. В случае эвакуации людей из здания детсада проводится перекличка согласно журналу, чтобы выяснить, все ли сотрудники успели спастись. То есть в данном случае журнал нужен для безопасности, и я полностью это поддерживаю. Так что не ленитесь расписываться.

Конечно, раздражает, если в нем еще и заставляют писать время прихода-ухода. Недоверие к работнику – это всегда неприятно. Представители некоторых организаций иногда жалуются, что если забыл расписаться, этот день не засчитывают в рабочие. К счастью, про ДОУ пока такого не слышала. И, еще раз повторюсь, отсутствие подписи – не доказательство прогула.

Что нам помогает в работе по обеспечению ОТ и ТБ

Сейчас я, как всегда, дам ссылки на документы, которые очень нам помогают – писать планы работы на год, делать стенды и плакаты, выполнять другую текущую работу. Да и просто понимать, что мы делаем и для чего это нужно. Книги и пособия выпущены недавно, содержат актуальные требования, ими можно пользоваться в ближайшие годы.

  • Очень полезное руководство, которое должно быть настольным у каждого заведующего или ответственного работника – «Охрана труда и техника безопасности». Выпустил один авторский коллектив в двух вариантах: для ДОУ и ДОО. Там есть организационные рекомендации, образцы документов, принципы обучения по ФГОС, очень много всего.
  • Для тех, кто не любит бумажные книги, ведет экологичный образ жизни, или у кого книги разваливаются после нескольких дней пользования, могу порекомендовать [urlspan]электронный
    вариант руководства[/urlspan] – на CD-ROM-е. Мне самой с монитора иногда привычнее читать, чем с бумаги.
  • Некоторые вопросы, не вошедшие в руководство, хорошо освещены в офлайн-вебинарах. В частности, вебинар «Охрана труда для отдельных категорий работников, видов деятельности и видов работ» освещает охрану труда женщин (в том числе). А «Правовые и нормативные основы обеспечения безопасности» помогает разобраться в нормативных документах. Удобно, что авторам и ведущим можно задать вопросы и получить ответы, если что-то непонятно.
  • Очень просто и почти бесплатно можно купить программу для установки через интернет. Не нужно ждать доставку, все происходит онлайн. Но для установки и использования нужен интернет.
  • Разобраться в нормативно-правовых актах поможет электронное пособие «Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника». Его тоже можно скачать из интернета. В пособии цитируются законы, даются объяснения в плане защиты прав сотрудников.
  • Более углубленное издание для тех, кто занимается бумажной работой – [urlspan]пособие по
    оформлению приказов в сфере охраны труда[/urlspan]. Есть образцы приказов.
  • Учебник «Охрана труда и техника безопасности» Белякова даст более глобальное понимание, что такое техническая и пожарная безопасность, производственная санитария, как оказывать первую помощь. По первой помощи сразу скажу, что лучше пройти курсы, потому что надо практиковаться, чтобы потом уметь применить в действительности. Учебник будет полезен не только работникам ДОУ, но и более широкой аудитории.

Очень сложно научить ребенка в экстренной ситуации действовать по инструкции, а не баловаться. Да и в повседневной действительности он не сможет самостоятельно проконтролировать массу моментов, от которых будет зависеть его здоровье. Например, исправность окон, электроприборов и отсутствие на полу чего-либо, обо что можно споткнуться. Тут ответственность ложится полностью на воспитателя и работников детсада.

Многие относятся к инструкциям и инструктажам как к чему-то, что можно прослушать-подписать и забыть. Это неверно. Вполне возможно, что отсутствие ЧП – это, в том числе, результаты занятий по охране труда и технике безопасности. Отнеситесь к ним серьезно, берегите себя и подопечных!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Охрана труда в ДОУ: что подразумевает и почему она так важна
5 (100%) 4 votes

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • eun
    01.05.2018 в 17:11

    Не действуют упомянутые в статье:

    № 181-ФЗ от 17.07.1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» — все требования этого закона содержатся ныне в Трудовом Кодексе;

    ГОСТ ССБТ 12.0.004-90 «Организация обучения по безопасности труда. Общие

    положения» — стандарт заменён версией 2015 года.

    Касательно абзаца:

    «Упомянутый выше закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. позволяет оценить рабочее место по трем факторам:

    степени вредных факторов (1 класс – оптимальные условия, 4 – опасные);

    травмобезопасности;

    обеспечению средствами индивидуальной защиты».

    Как раз согласно этому закону отменены и оценка травмаобезопасности и оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

    Ну и исправьте ДПТ на ДТП.

    А самое главное — в статье не отражён основной принцип, на котором жиздется вся охрана труда в современном мире — это выявление рисков и преломление всей деятельности организации через призму значимых рисков (при обязательном ознакомлении со значимыми рисками с записями в упоминавшемся в статье журнале целевого инструктажа).

    • Татьяна Сухих
      03.05.2018 в 01:01

      Евгений, спасибо за поправки и ошибки, которые вы заметили.

      • eun
        19.05.2018 в 08:23

        А Вам спасибо за их исправление — теперь статья будет весомее, но без добавления главного, про риски, будет малоактуальной.

        Написанное про СОУТ, что проводится «Раз в пять лет (не реже)» не совсем корректно, т.к. по закону СОУТ можно проводить и реже, если подать декларацию.

  • Lara
    21.04.2018 в 13:03

    Очень-очень важная тема! Это обеспечивает безопасность нахождения людей в любом учреждении.

  • Света
    19.04.2018 в 20:41

    В нашей школе почему-то не ведется журнал прихода и ухода с работы. Директор ведет только табель «посещаемости» работниками данного заведения.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика