Приветствую вас, дорогие читатели, продолжаю рубрику ответов на ваши письма. Одна из читательниц задала мне вопрос: «Имеет ли право зав. ДОУ обязывать коллектив ставить подпись по началу и окончанию работы? На вахте с журналом – «администратор». Я постараюсь на него ответить и скажу, что такой журнал может быть частью системы, обеспечивающей безопасность работников ДОУ, а еще расскажу, что такое охрана труда (ОТ) в дошкольном учреждении, в чем суть процесса, какие организационные и фактические меры он подразумевает. Что такое ОТ и журналы инструктажей? Почему трудовой коллектив должен относиться к ним серьезно?
Содержание статьи:
- 1 Введение в тему
- 2 Охрана труда в ДОУ: ответственность, документация
- 3 Инструкции для работников ДОУ по охране труда
- 4 Журналы по охране труда и инструктажам
- 5 Важный документ – план работы по охране труда
- 6 Повышение квалификации и обучение
- 7 Специальная оценка условий труда на рабочем месте (СОУТ)
- 8 Так зачем нужен журнал прихода на работу?
- 9 Что нам помогает в работе по обеспечению ОТ и ТБ
Введение в тему
Охрана труда, техника безопасности (ТБ) и пожарная безопасность — три важных (но не единственных) вопроса, которым должен руководствоваться работник ДОУ в процессе выполнения своих обязанностей. Причем, тут действует правило, как при полетах в самолете: «сначала надеть маску на себя, потом — на ребенка». То есть сотрудник садика обязан заботиться о собственной безопасности, жизни и здоровье, чтобы при необходимости уметь оказать помощь ребенку.
Грань между взрослыми и детьми очень тонка, руководствоваться нужно здравым смыслом и помнить, что мы в ответе за тех, кого нам поручили. В некоторых случаях, просто, невозможно разграничить безопасность собственную и ребенка — например, при пожаре, в случае эпидемиологически опасной ситуации. Это подразумевает значительную ответственность. Контролирующие органы предъявляют большие требования детским садам на соответствие нормам безопасности и охране, чем другим организациям.
Охрана труда в ДОУ: ответственность, документация
В организации охраны труда роль ответственного исполняет заведующий учреждением. Он может делегировать функции другому сотруднику, это оформляется приказом. Если в учреждении трудится коллектив, численность которого больше 50 человек, может создаваться служба ОТ.
Каждый сотрудник ДОУ выполняет свою часть работы по обеспечению ОТ и ТБ в зависимости от того, как прописаны его должностные обязанности. Например, завхоз контролирует исправность сетей, воспитатель обучает детей правилам поведения, медсестра проводит профосмотры и контролирует питание.
Охрана труда регламентируется рядом правовых актов на государственном и отраслевом уровне, внутренними документами детского учреждения. Основная нормативная документация на гос уровне главенствует над отраслевой:
- Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 52 раздела X о деятельности педработников);
- Законы:
- № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» (в частности, о праве на сокращенный день и удлиненный отпуск);
- № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»;
- № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»;
- № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».
3. Постановление № 399 от 23.05.2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Применяются отраслевые документы:
- Тарифное соглашение по учреждениям системы Минобразования РФ.
- Программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда.
- Отраслевой стандарт ОСТ-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения».
- Многочисленные приказы, ГОСТы, СанПины.
Среди документов, касающихся конкретного ДОУ, можно выделить:
- устав, лицензию, коллдоговор;
- правила внутреннего распорядка;
- разнообразные положения (о системе управления ОТ, проведении инструктажей, соблюдении правил ТБ, порядке обучения и проверки знаний);
- план мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
- приказы заведующего детсадом;
- инструкции сотрудников по ОТ;
- программы инструктажей по ОТ и обучению;
- документы по проверке помещений.
Инструкции для работников ДОУ по охране труда
На предприятии, в учебно-воспитательном учреждении должны быть актуализированные инструкции по охране труда. Они должны храниться в оговоренном месте и быть в свободном для сотрудников доступе. Перед первым днем работы воспитатели, их помощники, сотрудники кухни и другой персонал ознакомляются с текстом инструкции под роспись. В целом этот вид документации делится на две группы:
- По должностям – для воспитателей, помощников, заведующего, работников кухни, музыканта, завхоза, дворника, медсестры, логопеда и прочих.
- По видам работ – при эксплуатации варочного и холодильного оборудования, проведении спортивных соревнований и массовых мероприятий, перевозке детей в автобусе, уборке, стирке и других процессах.
Для каждой должности разработана типовая инструкция, которую можно использовать как образец для создания локальной документации. Все документы подобного рода состоят из пяти обязательных частей:
- Общие требования по ОТ. Например, для воспитателя – возраст старше 18 лет, знание путей эвакуации, соблюдение правил гигиены и т.д.
- Требования по ОТ перед началом работы. К примеру, включить освещение и убедиться в исправности электрооборудования, проветрить помещения, проверить температуру в нем.
- То же, во время работы. Рассаживать детей за столы по росту, не превышать длительность занятий, гулять не меньше установленного времени, пробовать пищу перед выдачей и прочее.
- То же, в экстренной ситуации. Например, эвакуировать детей при пожаре, оказать первую помощь при травме и вызвать скорую.
- То же, после завершения работы. Выключить приборы и свет, проветрить, закрыть окна.
К инструкциям нужно отнестись предельно вдумчиво и уточнить все непонятные места. Охрана труда требует ответственности и профессионализма. Ведь в приоритете – жизнь и здоровье свое и воспитанников, сокращение травматизма и заболеваемости. И только потом уже образовательная и развивающая деятельность.
Журналы по охране труда и инструктажам
В ДОУ, как и в других организациях, для усвоения и повторения знаний охрана труда предусматривает инструктажи пяти видов:
- вводный (читается всем при принятии на работу);
- первичный на рабочих местах (проводит руководитель перед началом работы на должности, независимо от вводного инструктажа);
- повторный (периодичность – раз в полгода для всех прошедших первичный инструктаж, нужно четко следить за соблюдением срока);
- внеплановый (в связи с ЧП, когда меняются условия работы, обновляются инструкции и т.д.);
- целевой (при переподготовке и повышении квалификации).
Задача инструктажей – предотвратить появление внеплановой и внештатной ситуации. Их проведение записывается в специальные журналы. В последних должны быть такие графы: дата проведения, виды инструктажей, ФИО прослушавшего и прочитавшего, подпись того и другого.
Зачем делаются инструкции, проводится инструктаж и проверяются знания? Чтобы сотрудники понимали свою зону ответственности при работе с детьми, помнили о ней и вовремя подключались при необходимости. Ведь в случае чрезвычайной рабочей, пожарной или травмоопасной ситуации маленький ребенок часто не в состоянии сам принять решение, что ему делать. Да, мы рассказываем детям, как поступать при пожаре, в случае неудачного падения или травмы другого малыша, при подозрении на опасность. Однако основная ответственность возлагается именно на воспитателя.
Важный документ – план работы по охране труда
Каждый год заведующий или ответственный работник составляет план работ по охране труда. В него включаются все мероприятия, постоянные и одноразовые, призванные обеспечить безопасность сотрудников ДОУ и детей. Те, кто первый раз сталкиваются с составлением документа, часто относятся к нему не только с трепетом, но и со страхом. На самом деле, он логичен и включает очень важные моменты. Их можно поделить на три группы: работа с документацией по ОТ и ТБ, безопасность учебно воспитательного процесса, совершенствование условий ОТ.
В часть «работа с документами» включаются такие составляющие:
- Распределение обязанностей по ОТ.
- Составление плана мероприятий по улучшению условий ОТ, здоровья, деятельности персонала и подопечных).
- График контроля проведения мероприятий по пожарной и электробезопасности, ОТ, предупреждению ДТП и других.
- Издание профильных приказов (о графике работы ДОУ, назначении ответственного за ТБ и т.д.).
- Обновление инструкций (не реже раза в 5 лет), планов эвакуации, других документов.
- Проведение собраний для информирования и устранения недостатков в области ОТ.
- Первичное, повторное и другое ознакомление с инструкциями, правилами пожарной безопасности, трудовым распорядком.
К сфере безопасности работы и пребывания в детсаду и в школе можно отнести такие моменты:
- Составление плана учебных, спортивных и развивающих занятий согласно требованиям норм и правил санитарной гигиены.
- Разработка системы питания и контроль за приготовлением еды;
- Проведение медосмотров для персонала.
- Расследование несчастных случаев.
- Популяризация ОТ и ТБ (размещение наглядных материалов, проведение лекций, бесед, просмотр фильмов, разбор случаев, информирование и т.д.)
Безопасность учебно-воспитательного процесса нужно не только поддерживать в надлежащем состоянии и контролировать, но и улучшать. Для этого предусматривается комплекс мер по совершенствованию условий ОТ. Он предусматривает:
- Составление соглашения по ОТ профкомом и контроль за его выполнением.
- Предоставление средств защиты и спецодежды работникам (например, сотрудникам
кухни). - Составление графика отпусков.
- Контроль за прохождением медосмотров, плановых и неплановых инструктажей.
Повышение квалификации и обучение
Эти вопросы входят в комплекс мер по совершенствованию системы ОТ и ТБ в ДОУ. Специалист сможет действовать по инструкциям только в случае, если будет достаточно компетентным. Поэтому весь коллектив детсада – рядовой, технический и руководящий – нужно обучать, повышая квалификацию людей.
Обучение и проверка знаний обязательно проводятся раз в три года. Обеспечивает их
проведение руководитель ДОУ. Для профессионального совершенствования с 1997 года работает Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по ОТ и экобезопасности Минобразования России на базе университета «СТАНКИН» (Москва).
Процесс регулируется тремя основными документами:
- ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».
- «Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» (приказ № 779 от 22.04.1997 г.).
- «Положение об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников МДОУ».
Ответственный работник оформляет стенд по охране труда. На нем помещается наглядная и актуальная информация в сфере ОТ: права и обязанности работников, графики инструктажей, трудовой распорядок, различные памятки (действия при пожаре или отравлении дымом, вакцинация, работа с электроприборами и т.д.). Такой стенд можно разместить в комнате отдыха или на одном из видных мест. Логично, если возле него будет лежать медицинская аптечка.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте (СОУТ)
Раз в пять лет (не реже) в организации должны проводиться мероприятия по специальной оценке охраны труда (СОУТ). Их задача – оценить рабочие места на предмет вредных и опасных производственных факторов, привести условия труда к допустимым (соответствующим нормативам ОТ).
Документ, регулирующий СОУТ – упомянутый выше закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Условия труда могут быть признаны оптимальными, допустимыми, вредными или опасными.
Аттестация проводится специализированной организацией. Создается комиссия, в которую входят заведующий ДОУ, специалист по ОТ, уполномоченный от профкома, представитель аттестующей организации и другие.
По результатам СОУТ составляются карты рабочего места, с которыми сотрудники ознакомляются под роспись. Если условия работы вредные, работнику назначается надбавка 4-12% или оплачиваемый дополнительный отпуск до 7 дней.
Помимо оценки рабочих мест, работодатель должен выполнить еще два условия: застраховать каждого члена коллектива от несчастных случаев и профзаболеваний, а также за свой счет проводить медицинские осмотры.
Так зачем нужен журнал прихода на работу?
А теперь обратимся к вопросу, который задала читательница: зачем ставить подписи в журнале и надо ли писать время прихода и ухода с работы? Обо всем по порядку.
Российское законодательство обязывает руководителей предприятия вести учет рабочего времени (ст. 91 ТК). Для этого в организации ведется табель. Для его ведения назначается ответственный сотрудник. Госкомстат утвердил несколько унифицированных форм табелей – Т-12, Т-13, ОКУД 504421
Распространен вариант, когда в организации ведется дополнительно журнал учета рабочего времени, на основании которого составляется табель. В нем сотрудники или просто ставят роспись о приходе-уходе, или проставляют еще и время. В России, в отличие от Беларуси, такой документ не обязателен и не требуется законом, но может вводиться приказом по организации. Запрета на него и другие формы контроля рабочего времени в РФ тоже нет.
Такие журналы довольно распространены. Однако отсутствие подписи в журнале не может считаться единственным и неоспоримым доказательством отсутствия человека на рабочем месте. Некоторые работники просто забывают расписаться или отвлекаются в нужное время. Поэтому штрафовать на основе этого работодатель не имеет права. Разве что может притянуть к ответственности за нарушение правил ведения журнала.
Зачем работникам ДОУ расписываться о приходе на работу? Все просто: это один из элементов пожарной безопасности. В случае эвакуации людей из здания детсада проводится перекличка согласно журналу, чтобы выяснить, все ли сотрудники успели спастись. То есть в данном случае журнал нужен для безопасности, и я полностью это поддерживаю. Так что не ленитесь расписываться.
Конечно, раздражает, если в нем еще и заставляют писать время прихода-ухода. Недоверие к работнику – это всегда неприятно. Представители некоторых организаций иногда жалуются, что если забыл расписаться, этот день не засчитывают в рабочие. К счастью, про ДОУ пока такого не слышала. И, еще раз повторюсь, отсутствие подписи – не доказательство прогула.
Что нам помогает в работе по обеспечению ОТ и ТБ
Сейчас я, как всегда, дам ссылки на документы, которые очень нам помогают – писать планы работы на год, делать стенды и плакаты, выполнять другую текущую работу. Да и просто понимать, что мы делаем и для чего это нужно. Книги и пособия выпущены недавно, содержат актуальные требования, ими можно пользоваться в ближайшие годы.
- Очень полезное руководство, которое должно быть настольным у каждого заведующего или ответственного работника – «Охрана труда и техника безопасности». Выпустил один авторский коллектив в двух вариантах: для ДОУ и ДОО. Там есть организационные рекомендации, образцы документов, принципы обучения по ФГОС, очень много всего.
- Для тех, кто не любит бумажные книги, ведет экологичный образ жизни, или у кого книги разваливаются после нескольких дней пользования, могу порекомендовать электронный вариант руководства – на CD-ROM-е. Мне самой с монитора иногда привычнее читать, чем с бумаги.
- Некоторые вопросы, не вошедшие в руководство, хорошо освещены в офлайн-вебинарах. В частности, вебинар «Охрана труда для отдельных категорий работников, видов деятельности и видов работ» освещает охрану труда женщин (в том числе). А «Правовые и нормативные основы обеспечения безопасности» помогает разобраться в нормативных документах. Удобно, что авторам и ведущим можно задать вопросы и получить ответы, если что-то непонятно.
- Очень просто и почти бесплатно можно купить программу для установки через интернет. Не нужно ждать доставку, все происходит онлайн. Но для установки и использования нужен интернет.
- Разобраться в нормативно-правовых актах поможет электронное пособие «Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника». Его тоже можно скачать из интернета. В пособии цитируются законы, даются объяснения в плане защиты прав сотрудников.
- Более углубленное издание для тех, кто занимается бумажной работой – пособие по оформлению приказов в сфере охраны труда. Есть образцы приказов.
- Учебник «Охрана труда и техника безопасности» Белякова даст более глобальное понимание, что такое техническая и пожарная безопасность, производственная санитария, как оказывать первую помощь. По первой помощи сразу скажу, что лучше пройти курсы, потому что надо практиковаться, чтобы потом уметь применить в действительности. Учебник будет полезен не только работникам ДОУ, но и более широкой аудитории.
- Подготовить необходимые документы по охране труда вы можете сразу по готовым шаблонам документов. Наиболее полное собрание приказов, инструкций, программ обучения по охране труда.
Очень сложно научить ребенка в экстренной ситуации действовать по инструкции, а не баловаться. Да и в повседневной действительности он не сможет самостоятельно проконтролировать массу моментов, от которых будет зависеть его здоровье. Например, исправность окон, электроприборов и отсутствие на полу чего-либо, обо что можно споткнуться. Тут ответственность ложится полностью на воспитателя и работников детсада.
Многие относятся к инструкциям и инструктажам как к чему-то, что можно прослушать-подписать и забыть. Это неверно. Вполне возможно, что отсутствие ЧП – это, в том числе, результаты занятий по охране труда и технике безопасности. Отнеситесь к ним серьезно, берегите себя и подопечных!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Не действуют упомянутые в статье:
№ 181-ФЗ от 17.07.1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» — все требования этого закона содержатся ныне в Трудовом Кодексе;
ГОСТ ССБТ 12.0.004-90 «Организация обучения по безопасности труда. Общие
положения» — стандарт заменён версией 2015 года.
Касательно абзаца:
«Упомянутый выше закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. позволяет оценить рабочее место по трем факторам:
степени вредных факторов (1 класс – оптимальные условия, 4 – опасные);
травмобезопасности;
обеспечению средствами индивидуальной защиты».
Как раз согласно этому закону отменены и оценка травмаобезопасности и оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Ну и исправьте ДПТ на ДТП.
А самое главное — в статье не отражён основной принцип, на котором жиздется вся охрана труда в современном мире — это выявление рисков и преломление всей деятельности организации через призму значимых рисков (при обязательном ознакомлении со значимыми рисками с записями в упоминавшемся в статье журнале целевого инструктажа).
Евгений, спасибо за поправки и ошибки, которые вы заметили.
А Вам спасибо за их исправление — теперь статья будет весомее, но без добавления главного, про риски, будет малоактуальной.
Написанное про СОУТ, что проводится «Раз в пять лет (не реже)» не совсем корректно, т.к. по закону СОУТ можно проводить и реже, если подать декларацию.
Очень-очень важная тема! Это обеспечивает безопасность нахождения людей в любом учреждении.
В нашей школе почему-то не ведется журнал прихода и ухода с работы. Директор ведет только табель «посещаемости» работниками данного заведения.