В наше время происходят серьезные изменения в системе образования, и это не может не радовать. Ведь если ранее детей с ОВЗ отправляли учиться, а иногда и жить, исключительно в специализированные заведения, то сейчас в этом нет такой необходимости — адаптивная программа в ДОУ или в школе разрабатывается для каждого конкретного ребенка с учетом его особенностей здоровья.
Содержание статьи:
Методлитература вам в помощь…
С одной стороны, вопрос, конечно, спорный, а будет ли на самом деле воспитаннику, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, лучше среди здоровых детей, а не себе подобных? Ведь мы все знаем и постоянно слышим, насколько жестоки сейчас дети. И для детей с ОВЗ не каждое образовательное учреждение может предложить необходимые условия. Понятно, что программу напишут и работать с таким ребенком будут, но вот кто его защитит от насмешек и жестокости со стороны сверстников?
Я лично знаю много примеров, как тяжело детям эмоционально каждый день приходить в школу и ощущать на себе постоянные взгляды одноклассников, детей из других классов. И несмотря на то, что ФГОС предусматривает равные возможности обучения для каждого ребенка в нашей стране, я считаю, что есть еще над чем подумать по данной проблеме. А как вы относитесь к тому, что наша система образования теперь включает инклюзивный подход? Есть ли у вас воспитанники и дети знакомых, которые рады обучению по адаптивным программам в рамках ДОУ и школ?
Ну а я пользуясь случаем хочу порекомендовать несколько полезных вебинаров и программу профессиональной переподготовки с возможностью рассрочки оплаты для тех, кто работает в системе ОВЗ:
- офлайн-вебинар «Новые профессиональные компетенции педагогов в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (объем 4 ч.);
- офлайн-вебинар «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» (объем 4 ч.);
- профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) аванс.
Можно однозначно утверждать, что без повышения уровня квалификации, профессиональной подготовки или участия в вебинарах по инклюзивной тематике невозможно ни написать адаптивную образовательную программу в соответствии со стандартом, ни проводить учебные занятия с детьми с ОВЗ на должном уровне.
Разработка адаптивной программы
Адаптивные рабочие программы имеют некоторые особенности, но если вы уже составляли стандартную рабочую программу и имеете хорошую теоретическую базу по инклюзивному образованию, то можете не волноваться — вы справитесь и с этой задачей.
Прежде всего рекомендую ознакомиться с «Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», которая представлена уже в 4-ом издании и включает базу для индивидуализации процесса дошкольного образования.
А педагогам по физкультуре будет настольным пособием книга О. Евсеевой и А. Картавцевой «Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в ДОУ».
Какие дополнительные разделы включить в адаптивную программу?
- добавить формы обучения в соответствии с конкретным направлением обучения, обязательно предусмотреть индивидуальные коррекционные занятия;
- обозначить приоритетные направления и содержание коррекционной работы в учреждении дополнительного образования;
- включить данные о динамике состояния здоровья воспитанников согласно результатам медицинского осмотра;
- дать психолого-педагогическую характеристику для детей инвалидов, для детей с ЗПР и другими видами психических и физических отклонений в развитии;
- обозначить виды деятельности для обучающихся в соответствии с возрастом и тем или иным заболеванием;
- четко расписать целевые ориентиры программы и критерии оценки достижения планируемых результатов;
- дать подробное описание содержания коррекционной работы;
- уделить особое внимание системе мероприятий оздоровительного характера;
- включить особенности планирования учебно-воспитательного процесса с учетом конкретных заболеваний детей;
- распланировать тематические недели;
- включить индивидуальную коррекционно-развивающую программу;
- предусмотреть индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- распланировать варианты взаимодействия педагогических работников с семьями детей;
- уделить внимание особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды.
Из этого основного списка что-то может быть не обязательным для конкретной программы, а что-то придется и добавить с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Варианты адаптивных программ настолько разнообразны, что сложно дать какой-то единый алгоритм их разработки.
Поэтому участвуйте в вебинарах, которые я упоминала выше, прочитайте специализированные пособия, пройдите повышение квалификации — и будите хорошо разбираться в инклюзивном образовании, а это уже шаг на ступеньку выше в вашем профессиональном мастерстве и возможность стать ценным сотрудником в вашем ДОУ.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Инклюзивное образование ворвалось в нашу жизнь. Легко только на бумаге и словах. На деле очень трудно. У обычного воспитателя нет спец.образования (он не знает физиологию, психологию и многое другое) для того, чтобы заниматься с таким ребенком.
пример: в обычный детский сад в понедельник привели ребенка с ДЦП. ВСЕ! Воспитатель в стопоре. Кое- как, методом проб и ошибок, отработали год. Ребеночек пошел в другую возрастную группу к др воспитателю. Опят ОП! Уже другой воспитатель в стопоре. Ни о какой индивидуальной работе нет речи. Потому что в группе 25 детей. Психолога и логопеда нет, на ПМПК родители не хотят. В другой сад не хотят (им близко сюда водить).
Педагоги не знают элементарного: что ответить детям, когда они спрашивают: «А почему Ваня кашу не ест, а нас заставляете?» А потому что Ваня падает на пол и кричит, если его заставлять. «А почему он на занятии гуляет по группе, а мы рисуем, лепим, читаем?» А потому что он дома себя так ведет и , что не по его падает и кричит. И т.д.
Проблем много!!!!!! Всего не напишешь)
Я мама уже школьника. В дошкольных заведениях не так уж и много было проблем. Взрослые относились к ребенку хорошо и дети тоже мало что замечали или отличали его от себя.
В школе начались проблемы, после того, как мой ребенок в каком то тесте черным цветом отметил вопросы про школу. Его стали «учить» всем классом как надо любить школу и «учить» знаниям.. Вы реально думаете, что это жестокие дети?
Я сталкиваюсь именно с взрослым фактором, если можно так выразиться. Взрослые боятся детей ОВЗ, с детьми все хорошо!!! Иногда появляется интересная проблема, когда родители напуганы, и это транслируется через учителей детям, иногда в странной форме доходит до меня .. И снова взрослый фактор..
Работа с детьми с определенными заболеваниями требует много времени, знаний и усилий.
А еще желания и мотивации
Хорошо, что в наше время уделяется время и внимание каждому воспитаннику. Хорошо, что имеются теоретические наработки в этом направлении. Хорошо, что детишек с определёнными недостатками адаптируют к условиям здорового общества.