Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
26
Октябрь

Обучение детей монологической речи: картины, игрушки, сказки, моделирование

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Развитие речи

Рада новой встрече с вами этим замечательным осенним днем. Продолжаю серию статей о развитии речи у детей разных возрастов. Но сегодняшняя тема будет особенная. Мы обсудим непосредственно обучение детей монологической речи. Как вы знаете, вести диалог, отвечая на вопросы собеседника, достаточно просто. А вот с нуля строить монологическое высказывание многим бывает очень трудно, особенно в садиковском возрасте.

Что такое монологическая речь и для чего она нужна?

По тому, как говорит человек, можно определить уровень его культуры и интеллекта. Особенно четко это проявляется в монологе, когда необходимо связать много предложений и составить лаконичный рассказ. К сожалению, даже не все взрослые могут это сделать, что уж говорить о детях? Но именно в детском возрасте можно положить задатки красивой речи, а в начальной школе уже их отточить и закрепить.

Общение невозможно не только без диалогической речи, но и без монологической тоже. Она является важным составляющим звеном связной речи. Монологическую речь достаточно подробно исследовал Леонтьев, который и выделил в ней несколько особенных характеристик:

  • развернутость, которая проявляется в виде описания конкретного предмета;
  • произвольность, что означает, что говорящий сам выбирает языковую форму для построения высказывания.

Благодаря совершенствованию монологической речи происходит и развитие связной речи. Этот процесс специалисты рекомендуют начинать с двухлетнего возраста крохи путем чтения потешек, прибауток, их разучивания и инсценировки. Описание и повествование начинается во время пребывания ребенка в младшей или средней группе детского сада. Эти формы высказываний допустимы начиная с 4 лет, а для некоторых детей и ранее.

Ребенок должен учиться составлять рассказы-повествования по картинам. Связный мини-рассказ из 3-4 предложений уже будет качественно отличать дошкольника от своих товарищей и говорить об его успехе в данной области.

>Кроме картинок ребенок будет учиться говорить на занятиях с игрушками, ведь практически каждый дошкольник любит мягкие красивые игрушки, а если они будут присутствовать у него на занятии и побуждать к общению, то это будет вдвойне приятно и продуктивно. Развивать речевое творчество ребенка — это одна из главных задач воспитателя на занятиях по данному профилю.

Если вы стремитесь идти в ногу со временем и работаете по ФГОС, тогда в подспорье воспитателю могу порекомендовать несколько хороших пособий. Это методичка Елены Соколовой «Дружная семейка. Развитие монологической речи, формирование звукопроизношения». Из названия вполне понятно, что вы найдете в данном пособии, не буду останавливаться подробно.

А если у деток есть проблемы с речью, то повысить уровень своего профессионализма вы можете путем участия в офлайн-вебинаре «Развитие речи детей с ОВЗ» объемом 2 часа.

Нестандартные методики работы

Воспитатель, который глубоко изучит данную тематику, не остановится на проведении занятий с помощью картинок и игрушек. Несмотря на то, что такой подход достаточно эффективен, а дети его принимают «на ура», можно пойти дальше и развивать речь с помощью моделирования. Не важно, что вы будите использовать для этого: бумагу, дерево, пластилин, глину, соленое тесто или другие материалы для творчества. Главное, что вместе с лепкой, вырезанием, строением вы будете создавать целый сюжет.

Детки дошкольного возраста очень часто любят фантазировать. Вы же поможете им воплотить свои фантазии в жизнь, одновременно развивая монологическую речь. Например, они могут слепить героев любимого мультфильма и составить небольшой рассказ, о том, что происходит у них, как они выглядят и т.д.

Здесь будет присутствовать и вспомогательный момент в виде самостоятельно слепленных предметов, и будет использована тактика игры, и развитие творчества и мелкой моторики тоже никто не отменял.

В подготовительной группе в детском саду воспитатель или логопед может использовать книгу Алевтины Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок». Это также достаточно популярная и востребованная методика, которая нравится детям и дает положительный эффект от занятий. Сказкотерапия призвана улучшить качество речи каждого ребенка и способствует формированию красивых связных высказываний.

Воспитателям и учителям рекомендую принять участие в познавательных офлайн-вебинарах:

  • «ФГОС ДО: развитие связной и образной речи в подготовительной группе» (2 часа)
  • «Характеристика нарушений устной речи у учащихся начальных классов» (4 часа)

Я искренне надеюсь, что ваша работа с воспитанниками будет увлекательной и плодотворной. Для этого нужно выделить лишь минимум времени, чтобы посмотреть вебинар и выбрать для себя оттуда новые идеи и техники проведения занятия. А покупка книг и вовсе окажется минутным делом. Кроме того, вы получите недорогую и удобную доставку. Мои постоянные читатели подтвердят, насколько это просто.

Скоро вас ждут новые статьи по развитию речи, а на сегодня это все. Обязательно делитесь с друзьями в соцсетях и, если вы здесь новичок, то подписывайтесь на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста – готовимся в первый класс

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 12
  • Ольга
    30.10.2016 в 22:56

    Монолог детям дается труднее, чем диалог. Но все равно учить разным видам речи ребенка нужно обязательно. и составление рассказов по картине, игры с игрушками. сказки придумывать и рассказывать.

    Иногда дети бывают очень находчивыми, такое могут придумать и рассказать. что диву даешься, лучше сказочника.

    :-p

    • Нина
      31.10.2016 в 15:25

      У меня с Виолеттой все впереди, но если она будет пример брать с брата, то сейчас у него период «учителя», думаю это только на пользу будет.

  • Нина
    27.10.2016 в 23:31

    Ой, Таня, дети любят фантазировать и не только в дошкольном возрасте. Моему сыну 13 зимой, а он до сих пор фантазирует... как начнет мне по ушам ездить. На днях ему говорю «Ты чего это со стола за собой не стер» Он мне тут же "Я хотел, только идти за салфеткой, а в окно луч светит и голос мне говорит «Остановись, Гриша, сегодня мама за тебя уберет». Вот и все))))

    • Маргарита
      29.10.2016 в 15:33

      Нина, как интересно придумал ваш сын! У меня бы так не получилось!

      • Нина
        31.10.2016 в 15:21

        У меня еще и не такое может придумать.

    • Ольга
      30.10.2016 в 22:53

      Да. Нина, твой сын очень находчив,даже придумал рассказ, чтобы не убирать со стола.

      • Нина
        31.10.2016 в 15:23

        Он у меня не скучный парень. Помнишь, я у себя тоже в одном из постов писала про его разговоры.

  • Ирина
    26.10.2016 в 21:30

    Хорошие очень советы. Речь ребенка надо обязательно развивать. И здесь чем больше способов, тем лучше...

    • Нина
      27.10.2016 в 23:28

      Без сомнения, это верно. Но стоит еще учитывать желание и здоровье ребенка. Некоторым деткам не рекомендовано использовать несколько способов. У нас в центре развития(он один огромный на весь город) есть плакат огромный, на котором четко расписано кому можно использовать много способов для обучения, а кому не рекомендовано и стоит сосредоточиться буквально на одном или двух.

  • Laralaram
    26.10.2016 в 16:48

    очень важно учить ребенка с элементами игры... Связная речь необходима будет всю жизнь...

    • Юлия
      31.10.2016 в 23:51

      Точно. Если у человека, как говорится, «хорошо подвешен язык», то обычно ему это очень помогает во многих ситуациях :)

  • Юлия
    26.10.2016 в 13:00

    Уделять внимание развитию разных видов речи у детей очень важно. А в игровой и сказочной форме обучение наиболее эффективно.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика