Приветствую всех моих друзей и случайных посетителей педагогического блога! С вами Сухих Татьяна. Как вы думаете, для чего я изучаю стандартный самоанализ урока окружающий мир в начальной школе? Знаете такое выражение: предупрежден, значит, вооружен? К чему я это? Постараюсь все объяснить.
Мне часто как воспитателю задают вопросы родители, да и сама я, когда мой младший сын достиг возраста подготовительной группы, ломала голову над тем, как сделать пребывание моего ребенка в школе наименее травматичным?
Что нужно делать родителям, чтобы первоклассники не ощущали сильного перенапряжение из-за обилия новой информации?
Мой ответ: как можно раньше начинать знакомить детей с теми понятиями, предметами, которые они будут изучать в школе. Например, по окружающему миру.Но, конечно, с учетом возможностей ребенка, не нужно гнать коней, как говорится. Мы все будем с вами делать мягко, в игровой форме, так?
Содержание статьи:
Почитаем умные книги…
Почему бы не почитать деткам не одни лишь сказки, но и познавательную литературу, которая написана соответственно возрасту малыша?
«Лабиринт.ру» нам в помощь собрал множество подходящей литературы обо всем, что происходит вокруг нас. Вся подборка очень интересная, но мне хотелось бы выделить серию Лаваля Тьерри «Найди и покажи». Это красивое издание удобного небольшого формата, оно знакомит деток с явлениями природы, географией, биологией и т.п. Очень хорошие книги, рекомендую. Если ребенок еще в садике узнает начальную информацию о нашей планете, то в школе ему будет значительно проще на уроке по окружающему миру 1 класс.
«OZON.RU» представляет также широкий выбор пособий для дошкольников и учащихся начальной школы по нашему вопросу. Есть удобные рабочие тетради, книги-тренажеры, учебная литература.
Для тех, кто хочет заранее узнать, что ребенок будет изучать в школе и разработать подготовительную программу в соответствии с будущими школьными предметами, стоит познакомиться с подборкой обучающих компакт-дисков по изучению окружающего мира по ФГОС. «УчМаг» подготовил отличные материалы для учителей начальной школы, которые стремятся к самосовершенствованию, а также родителям, которым небезразлично, что ждет их первоклашек.
Узнаем секреты школьного образования!
1 класс, столько волнений! У мам-пап и их детей просто голова идет кругом от обилия новых знаний, правил и требований. А ведь, если бы вы, уважаемые родители, посвятили немного времени начальному образованию ваших чад, то все было бы иначе.
Да, программа перенасыщена, но приходится с этим мириться. Нужно искать выход всем нам, правда?
Что представляют собой уроки по окружающему миру первый, 2 класс?
Дети изучают основные понятия, с которыми сталкиваются в повседневной жизни:
- Природа –живая, неживая, все, что мы видим, ощущаем, догадываемся. Явления природы;
- Вещество – твердое, газообразное, жидкое. Простейшие опыты с веществом;
- Солнце, звезды, Земля – знакомство с глобусом, картой, компасом;
- Времена года, время – вращение Земли, наблюдение за сменой дня и ночи;
- Погода – первичные понятия (температура, осадки, ветер);
- Земная поверхность – суша, вода, горы, равнины;
- Природные богатства – вода, почва, ископаемые, воздух;
- Животный и растительный мир, отдельно – грибы;
- Природные зоны родины;
- Человек – сын природы. Тело, здоровье, обязанности;
- Красная книга – охрана окружающей природы.
Стоит сказать, что уроки по окружающему миру 2 класс, в принципе, посвящены тем же вопросам, но более углубленно, плюс – детки изучают такие темы:
- Где я живу? – Родина, национальности, государственные символы страны, языки нашей страны;
- Природа – 2 класс изучает те же вопросы, что и первоклашки, но уже проводит разные исследования и практическую работу;
- Жизнь села и города – отличия, преимущества, инфраструктура;
- Безопасность и здоровье человека – режим дня, пища, вода, физкультура, правила безопасности в городе, в лесу, на воде;
- Общение – культура, этика, семья и общество;
- Путешествия – страны мира, города России.
Уроки по окружающему миру в 3 классе так же интересны и познавательны.
Они дают ответы на следующие вопросы:
- Как устроен наш мир? – растения, грибы, бактерии. Как взаимосвязаны все элементы природы? Экология и человек. Охрана природы;
- Природа – вещества, воздух, вода, твердые породы, почва. Разнообразие животного и растительного мира. 3 класс уже получает сведения о круговороте жизни, пищевой цепочке;
- Мы и наше тело – здоровье, внутренние органы, нервная система, кожа. Гигиена, первая помощь, позвоночник и его здоровье, физическая культура, здоровый образ существования;
- Экономика – товары, услуги, природные и рукотворные богатства. Бюджет, денежные единицы, налоги, хозяйство;
- Путешествия – Россия, весь мир, работа с картой.
Предмет «Окружающий мир» 3 класс дает больше теории, чем в предыдущих классах, но и также предполагает много практической работы.
Вообще, написать данную статью меня подвигнул прочитанный мною самоанализ урока по окружающему миру 3 класс учителя столичной школы. Я поняла, что темы-то там знакомые. Так что нам мешает еще в детском саду, гуляя с ребенком, рассказывать ему обо всем, что мы видим?
4 класс, помимо общих знаний о мире, уже начинает постигать законы истории, что отражено в учебном плане:
- Земля и человечество – основы астрономии, географии, исторические источники – прошлое и настоящее. Экология, охрана среды;
- Программа по окружающему миру 4 класс также включает раздел «Природа», но более углубленно, что касается природных богатств России;
- Общество – история родной земли, мира, от первобытного человека и до нашего времени;
- Современная Россия –все о нашей стране, ее народах, обычаях, государственное устройство, праздники и исторические даты.
Как проходит изучение окружающего мира по ФГОС в садике?
Мы, воспитатели, стараемся превратить любое занятие в познавательное. Чем бы мы ни занимались с детками – рисование, лепка, аппликация, мы попутно наблюдаем, изучаем окружающий нас мир. Думаю, вы это заметили по моим статьям – даже лепка, скажем, кувшина, должна сопровождаться небольшой предысторией о посуде вообще, способах ее изготовления и т.д.
О многом, что изучает первоклассник, дошкольник уже знает из занятий в садике. У нас тоже отведено время на изучение значимых для каждого человека вопросов. Это семья, природа, животные, растения, праздники России, обычаи, народные промыслы. Я сейчас могу подробно все перечислить, но это получится практически то же, что изучает начальная школа. Просто детки в садике обучаются в игровой форме, а также во время занятий по ИЗО.
Но хочу заметить, что больше дать детям, чем предусмотрено программой, я не могу, нет времени. Поэтому родители должны всесторонне развивать своих чад, тренируя мозг ребенка для восприятия огромного количества информации в школе.
Если вы купите малышу карту мира и покажете, где находится наша страна, город, он в школе не будет хлопать глазами, не понимая, что от него требует эта тетя, то есть, учительница…
Надеюсь, вы поняли мою мысль? Если так, поделитесь ссылочкой с друзьями через социальные порталы. Также приглашаю новых подписчиков – иногда буду вам писать письма!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Очень счастлива, что я наткнулась на ваш блог, Татьяна. Материалы ваши творческие и грамотно изложенные. И сама пропитываешься этими светлыми, позитивными вашими работами. Направление ваше верное и выбрали профессию по призванию вы. Вы — труженница и умница!
Спасибо Лариса, мне осень приятно, заходите почаще в гости
Татьяна, очень хорошую Вы подсказку для родителей первоклассников дали в статье, ведь родителям надо иметь представление, что ждет ребенка в школе.
А ведь детей ждет в школе совсем не малые трудности.
Окружающий мир — один из самых легких предметов начальной школы. И если с ним у ребенка возникают проблемы, то действительно, родители очень многое упустили в его воспитании и развитии.
Самый легкий? я бы так не сказала. У нас со второго класса пошли раскопки и древние места. Я бы это вообще к истории отнесла, ан нет- окружающий мир.
Так это же наоборот, так интересно!
Но не для ребенка в 8 лет((
Не согласна с вами, если детей правильно заинтересовать, то дети увлекаются изучением окр. мира, а если монотонно и без наглядностей, скучно, тогда и взрослый от такого познания уснёт)))
Но сами педагоги признают, что это лишнее и ребенку забивать древними названиями голову и контурной картой рано. Благо такая программа не у всех. И на днях мне сестра сказала что у них в республике с этого года все будут учиться по единой программе, не будет разных учебников и прочего.
Почему? Смотря на каком уровне давать информацию. А то так про любой предмет можно сказать, что для ребенка в 8 лет это слишком сложно.
Мы, кстати, с дочкой несколько лет назад читали книгу «Тайна старого Радуля» именно про древние места и раскопки — очень понравилась! Думаю, что для дочки такой интерактивный урок был бы незабываемым событием и настоящим праздником : )
Татьяна, как вы правы насчет заинтересованности — сразу видно, профессионал!
В очередной раз убеждаюсь, как повезло вашим воспитанникам!
каждому свое, но взбунтовавшиеся родители добились своего. Мы это потом наверстали в пятом классе как положено.
К первому классу детки уже многое знают из окружающего мира, но возможно не так много и раскрыто. Поэтому если в садах уделяется этому внимание, то это огромный плюс. Лариса правильно подметила- надо работать рука об руку, иначе результата нужного не добиться.
это правильно: и школа и родители должны работать рука об руку!