Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
18
Ноябрь

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР: как составить?

Автор: Редактор
Рубрика: Дети с ОВЗ

Доброго всем дня! Ваша Татьяна Сухих с превеликим удовольствием делится с вами всем, что знает сама. Сегодня расскажу по просьбе моей коллеги, как составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР (задержкой психического развития). Ясно, что такие детки требуют индивидуального подхода в любой деятельности, но есть общие требования и принципы для планирования обучающей и развивающей работы.

Несколько моментов, которые нужно учитывать при составлении конспекта

Задача воспитателя в инклюзивной группе, которую он ставит перед собой при планировании разного вида деятельности по знакомству с окружающим миром, – привлечь внимание детей с недостатком психического развития к миру природы и социуму. Важно обеспечивать взаимосвязь разных методов и приемов при изучении этой темы: наблюдения за природой и людьми, предметно-практическая деятельность и игра.

Нельзя исключить один компонент из целого комплекса мероприятий по изучению какого-либо вопроса и надеяться, что тема будет изучена в полной мере. Окружающий мир мы изучаем во время прогулок на площадке, специально организованных мероприятий – экскурсии, прогулки за пределы садика, во время занятий и вне занятий – в сюжетно-ролевых играх и т.п.

Детки с задержкой психического развития нуждаются в более интенсивной работе по социализации и пониманию окружающей среды, своего места в ней и выработки социально адекватных взаимоотношений в социуме. Мы должны помочь им уточнить, расширить и систематизировать знания о природе и человеке, формируя умение наблюдать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы о тех или иных явлениях и предметах.

Особой задачей при этом является развитие речи и активизация словаря у деток. Это происходит параллельно с сенсорным, пространственным, умственным, игровым развитием.

С учетом этих моментов планируется деятельность по изучению окружающей среды и составляется перспективный план по таким темам:

  • Знакомство с природой во всех ее проявлениях: живая и неживая природа, природные явления и т.д.
  • Изучение жизнедеятельности человека, его труда и досуга.

Какие задачи ставятся при составлении конспекта занятий по окружающему миру?

Планируя деятельность по среде, которая нас окружает, с детками, имеющими задержку психического развития, нужно сосредоточить внимание на таких задачах:

  • Знакомим с деятельностью человека (профессии) и орудиями труда, необходимыми для выполнения различных задач: название, виды, назначение, практическое применение.
  • Качества и свойства предметов, а также знакомимся с материалами, из которых они сделаны.
  • Семья: члены семьи, обязанности по дому, быт, родственные связи.
  • Знакомимся или углубляем знакомство с детским садом и его работниками.
  • Безопасность жизнедеятельности человека: правила дорожного движения, безопасность в быту, на улице и т.п.
  • Воспитание любви к Родине и родному краю, городу, улице.
  • Патриотизм, уважение к защитникам Родины.
  • Природные явления и их многообразие. Забота об окружающей среде и любовь к природе.

Примерные темы для занятий по окружающей среде

Занятия по изучению окружающего мира проводятся раз в неделю, можно выбрать что-то из таких тем (помимо занятий, эти темы годятся для наблюдений и бесед):

  • К чему приводят шалости (беседа на тему правил безопасности жизнедеятельности в быту);
  • Я – человек (люди, сверстники, общество);
  • Что у нас в шкафу? (одежда);
  • Золотая осенняя пора (признаки осени);
  • Деревья, кусты на нашем участке;
  • Дары кормилицы осени;
  • Ягоды-фрукты в магазине;
  • Мой друг – лес;
  • Мои друзья – игрушки;
  • Что советует Айболит (здоровье человека);
  • Идем за покупками;
  • Как вести себя на улице?
  • Гости на пороге;
  • Зима в нашем городе;

  • Зимующие птицы;
  • Растения в нашем доме;
  • Кто такой дед Мороз?
  • Признаки зимней поры года;
  • Домашняя птица;
  • Домашние любимцы;
  • Я – будущий солдат;
  • Животные в нашем краю;
  • Профессии: продавец, почтальон, водитель, летчик;
  • Как мы дышим?
  • Пришла весна!
  • Дом и семья в нем;
  • Первоцветы;
  • Комнатные растения;
  • Что делают животные весной?
  • Кто живет на скотном дворе?
  • Перелетные пернатые;
  • Насекомые;
  • Мой город;
  • Светофор и зебра;
  • Что растет на лугу?
  • Вода в нашей жизни.

Примерный конспект занятия по изучению окружающего мира с детками ЗПР

Из вышеперечисленных тем выбираем что-то для занятия, например, тема «Что у нас в шкафу?» годится, чтобы провести интересное занятие:

Итак, написали тему, дальше перечисляем задачи:

  • Образовательные: обогатить, уточнить, а также систематизировать словарь детей по парадигме «Одежда», научить элементарному сравнительному анализу предметов гардероба по сезону, полу, назначению; изучить разные материалы, их фактуры, цвет, состав;
  • Коррекционные: тренироваться привлекать и удерживать внимание на предмете разговора, изучения или наблюдения, задействовать, развивать зрительное, слуховое внимание и память. Развивать моторику, сенсорику. Включать воображение и мышление.
  • Воспитательные: формировать аккуратность, бережное отношение к одежде, культуру внешнего вида, обучать культурно-гигиеническим навыкам по уходу за гардеробом.

Оборудование и материалы для занятия: карточки, картинки с изображением предметов одежды, куклы, дидактическая игра «Магазин одежды», тренажер-застежка, ватные палочки, гуашь, баночки-непроливайки, альбомы.

Ход занятия:

  • Подготовительный момент: приветствие, организационные моменты.
  • Основная часть: введение в тему занятия, например, демонстрируем картинки людей в разной одежде, можно, разных эпох и задаем наводящие вопросы о том, что изображено на рисунке и о чем будет разговор. Думаю, не стоит прописывать все, что воспитатель будет говорить детям, я дам канву, а дальше – дело стиля педагога и возможностей детей.

Суть в том, чтобы дети сами озвучили тему занятия. Как это сделать – у каждого свои рецепты.

  • Изучение материала: у каждого ребенка перед глазами на столе карточки с предметами одежды. Ребятам предлагается рассмотреть и назвать эти предметы. Определяем, какие виды одежды бывают по сезону, по полу, по возрасту. Проводится беседа о том, как и кто изготавливает нам платья и брюки, из чего. Рассуждаем, зачем нам одеваться, что кому нравится, какой цвет и т.п. Говорим о профессии швеи и ее инструментах для работы.

Обязательно проводим пальчиковую игру, например:
Нитку тянем, отрезаем (показываем, как тянется, и пальцами как ножницами отрезаем нитку),

И в иголку продеваем (большим и указательным пальчиками левой руки изображаем ушко иглы, а указательным пальцем правой изображаем конец нитки, проходящий в ушко),

Будем шить рубашку Мишке (показываем),

А еще сошьем штанишки (показываем, как одеваем штаны).

Продолжаем занятие...

Продолжаем беседу об одежде, во время которой повторяем названия предметов гардероба, видов одежды по сезону, возрасту и полу.

  • Играем в дидактическую игру «Магазин одежды». Суть в том, что перед ребенком карточки с изображением предметов одежды мужской и женской, нужно поделить их по разделам. А также найти и убрать лишние картинки, где изображена не одежда.

Закрепляем полученные знания и дети показывают на себе одежду и называют ее. Если позволяют возможности детей, можно углубить тему, дав названия деталей одежды: воротник, рукав, застежка.

  • Физкультминутка: выбираем что-то из логоритмических упражнений, во время которых под стихи делаем разминку для кистей и другие движения, например:

Сшила мама дочке

Платье голубое, платье голубое,

С белою каймою.

До чего нарядно!

Весело глядеть!

Надо это платье к празднику надеть!

  • Занимаемся с тренажером «Застежка»: шнуруем или застегиваем-расстегиваем пуговки.
  • Беседуем о необходимости быть аккуратными, бережливыми. О том, что нужно учиться самостоятельно ухаживать за одеждой.
  • Рисуем платье для куклы ватными палочками и гуашью.
  • Итоги: повторяем тему занятия, все выученные слова. При этом воспитатель задает вопросы, ведется диалог с детьми, а не монолог педагога. Детей хвалим и как-то поощряем, наклейками, например.

Надеюсь, я дала исчерпывающий ответ на вопрос читательницы, во всяком случае, я старалась. Дети с ЗПР имеют разные способности к обучению, это самое главное, что нужно учитывать при составлении конспекта. Возможно, для занятия хватит и одного обучающего приема, это все индивидуально.

Пока буду прощаться, жду новых вопросов и новых подписчиков.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

12 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,...

нет комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 3
  • Екатерина
    23.11.2017 в 13:07

    Если можно поделитесь, какие задания вы предлагаете у-ся к кругу времена года, где на ленточках крышки цветные. Большое спасибо!

  • Ольга
    19.11.2017 в 18:14

    Не успею оглянуться, как и я буду сидеть писать такие конспекты...А пока мы еще в садик ходим.

  • Екатерина
    19.11.2017 в 02:58

    полезная статья. к таким деткам нужен особый подход

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика