Доброго всем дня! Ваша Татьяна Сухих с превеликим удовольствием делится с вами всем, что знает сама. Сегодня расскажу по просьбе моей коллеги, как составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР (задержкой психического развития). Ясно, что такие детки требуют индивидуального подхода в любой деятельности, но есть общие требования и принципы для планирования обучающей и развивающей работы.
Содержание статьи:
- 1 Несколько моментов, которые нужно учитывать при составлении конспекта
- 2 Какие задачи ставятся при составлении конспекта занятий по окружающему миру?
- 3 Примерный конспект занятия по изучению окружающего мира с детками ЗПР
- 4 Продолжаем занятие…
- 5 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 6 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
- 7 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Несколько моментов, которые нужно учитывать при составлении конспекта
Задача воспитателя в инклюзивной группе, которую он ставит перед собой при планировании разного вида деятельности по знакомству с окружающим миром, – привлечь внимание детей с недостатком психического развития к миру природы и социуму. Важно обеспечивать взаимосвязь разных методов и приемов при изучении этой темы: наблюдения за природой и людьми, предметно-практическая деятельность и игра.
Нельзя исключить один компонент из целого комплекса мероприятий по изучению какого-либо вопроса и надеяться, что тема будет изучена в полной мере. Окружающий мир мы изучаем во время прогулок на площадке, специально организованных мероприятий – экскурсии, прогулки за пределы садика, во время занятий и вне занятий – в сюжетно-ролевых играх и т.п.
Детки с задержкой психического развития нуждаются в более интенсивной работе по социализации и пониманию окружающей среды, своего места в ней и выработки социально адекватных взаимоотношений в социуме. Мы должны помочь им уточнить, расширить и систематизировать знания о природе и человеке, формируя умение наблюдать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы о тех или иных явлениях и предметах.
Особой задачей при этом является развитие речи и активизация словаря у деток. Это происходит параллельно с сенсорным, пространственным, умственным, игровым развитием.
С учетом этих моментов планируется деятельность по изучению окружающей среды и составляется перспективный план по таким темам:
- Знакомство с природой во всех ее проявлениях: живая и неживая природа, природные явления и т.д.
- Изучение жизнедеятельности человека, его труда и досуга.
Какие задачи ставятся при составлении конспекта занятий по окружающему миру?
Планируя деятельность по среде, которая нас окружает, с детками, имеющими задержку психического развития, нужно сосредоточить внимание на таких задачах:
- Знакомим с деятельностью человека (профессии) и орудиями труда, необходимыми для выполнения различных задач: название, виды, назначение, практическое применение.
- Качества и свойства предметов, а также знакомимся с материалами, из которых они сделаны.
- Семья: члены семьи, обязанности по дому, быт, родственные связи.
- Знакомимся или углубляем знакомство с детским садом и его работниками.
- Безопасность жизнедеятельности человека: правила дорожного движения, безопасность в быту, на улице и т.п.
- Воспитание любви к Родине и родному краю, городу, улице.
- Патриотизм, уважение к защитникам Родины.
- Природные явления и их многообразие. Забота об окружающей среде и любовь к природе.
Примерные темы для занятий по окружающей среде
Занятия по изучению окружающего мира проводятся раз в неделю, можно выбрать что-то из таких тем (помимо занятий, эти темы годятся для наблюдений и бесед):
- К чему приводят шалости (беседа на тему правил безопасности жизнедеятельности в быту);
- Я – человек (люди, сверстники, общество);
- Что у нас в шкафу? (одежда);
- Золотая осенняя пора (признаки осени);
- Деревья, кусты на нашем участке;
- Дары кормилицы осени;
- Ягоды-фрукты в магазине;
- Мой друг – лес;
- Мои друзья – игрушки;
- Что советует Айболит (здоровье человека);
- Идем за покупками;
- Как вести себя на улице?
- Гости на пороге;
- Зима в нашем городе;
- Зимующие птицы;
- Растения в нашем доме;
- Кто такой дед Мороз?
- Признаки зимней поры года;
- Домашняя птица;
- Домашние любимцы;
- Я – будущий солдат;
- Животные в нашем краю;
- Профессии: продавец, почтальон, водитель, летчик;
- Как мы дышим?
- Пришла весна!
- Дом и семья в нем;
- Первоцветы;
- Комнатные растения;
- Что делают животные весной?
- Кто живет на скотном дворе?
- Перелетные пернатые;
- Насекомые;
- Мой город;
- Светофор и зебра;
- Что растет на лугу?
- Вода в нашей жизни.
Примерный конспект занятия по изучению окружающего мира с детками ЗПР
Из вышеперечисленных тем выбираем что-то для занятия, например, тема «Что у нас в шкафу?» годится, чтобы провести интересное занятие:
Итак, написали тему, дальше перечисляем задачи:
- Образовательные: обогатить, уточнить, а также систематизировать словарь детей по парадигме «Одежда», научить элементарному сравнительному анализу предметов гардероба по сезону, полу, назначению; изучить разные материалы, их фактуры, цвет, состав;
- Коррекционные: тренироваться привлекать и удерживать внимание на предмете разговора, изучения или наблюдения, задействовать, развивать зрительное, слуховое внимание и память. Развивать моторику, сенсорику. Включать воображение и мышление.
- Воспитательные: формировать аккуратность, бережное отношение к одежде, культуру внешнего вида, обучать культурно-гигиеническим навыкам по уходу за гардеробом.
Оборудование и материалы для занятия: карточки, картинки с изображением предметов одежды, куклы, дидактическая игра «Магазин одежды», тренажер-застежка, ватные палочки, гуашь, баночки-непроливайки, альбомы.
Ход занятия:
- Подготовительный момент: приветствие, организационные моменты.
- Основная часть: введение в тему занятия, например, демонстрируем картинки людей в разной одежде, можно, разных эпох и задаем наводящие вопросы о том, что изображено на рисунке и о чем будет разговор. Думаю, не стоит прописывать все, что воспитатель будет говорить детям, я дам канву, а дальше – дело стиля педагога и возможностей детей.
Суть в том, чтобы дети сами озвучили тему занятия. Как это сделать – у каждого свои рецепты.
- Изучение материала: у каждого ребенка перед глазами на столе карточки с предметами одежды. Ребятам предлагается рассмотреть и назвать эти предметы. Определяем, какие виды одежды бывают по сезону, по полу, по возрасту. Проводится беседа о том, как и кто изготавливает нам платья и брюки, из чего. Рассуждаем, зачем нам одеваться, что кому нравится, какой цвет и т.п. Говорим о профессии швеи и ее инструментах для работы.
Обязательно проводим пальчиковую игру, например:
Нитку тянем, отрезаем (показываем, как тянется, и пальцами как ножницами отрезаем нитку),
И в иголку продеваем (большим и указательным пальчиками левой руки изображаем ушко иглы, а указательным пальцем правой изображаем конец нитки, проходящий в ушко),
Будем шить рубашку Мишке (показываем),
А еще сошьем штанишки (показываем, как одеваем штаны).
Продолжаем занятие…
Продолжаем беседу об одежде, во время которой повторяем названия предметов гардероба, видов одежды по сезону, возрасту и полу.
- Играем в дидактическую игру «Магазин одежды». Суть в том, что перед ребенком карточки с изображением предметов одежды мужской и женской, нужно поделить их по разделам. А также найти и убрать лишние картинки, где изображена не одежда.
Закрепляем полученные знания и дети показывают на себе одежду и называют ее. Если позволяют возможности детей, можно углубить тему, дав названия деталей одежды: воротник, рукав, застежка.
- Физкультминутка: выбираем что-то из логоритмических упражнений, во время которых под стихи делаем разминку для кистей и другие движения, например:
Сшила мама дочке
Платье голубое, платье голубое,
С белою каймою.
До чего нарядно!
Весело глядеть!
Надо это платье к празднику надеть!
- Занимаемся с тренажером «Застежка»: шнуруем или застегиваем-расстегиваем пуговки.
- Беседуем о необходимости быть аккуратными, бережливыми. О том, что нужно учиться самостоятельно ухаживать за одеждой.
- Рисуем платье для куклы ватными палочками и гуашью.
- Итоги: повторяем тему занятия, все выученные слова. При этом воспитатель задает вопросы, ведется диалог с детьми, а не монолог педагога. Детей хвалим и как-то поощряем, наклейками, например.
Надеюсь, я дала исчерпывающий ответ на вопрос читательницы, во всяком случае, я старалась. Дети с ЗПР имеют разные способности к обучению, это самое главное, что нужно учитывать при составлении конспекта. Возможно, для занятия хватит и одного обучающего приема, это все индивидуально.
Пока буду прощаться, жду новых вопросов и новых подписчиков.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
Если можно поделитесь, какие задания вы предлагаете у-ся к кругу времена года, где на ленточках крышки цветные. Большое спасибо!
Не успею оглянуться, как и я буду сидеть писать такие конспекты….А пока мы еще в садик ходим.
полезная статья. к таким деткам нужен особый подход