Доброго всем дня, посетители и активные читатели моего блога с вами Татьяна Сухих! Задумав материал на тему: «Как организовать сюжетно-ролевую игру: методики и приемы», я вспомнила, каким страшным когда-то в молодости мне казалось слово «методика». Такой от него веет научностью, строгостью… Это обязательно должно быть что-то заумное, малопонятное, так кажется молоденьким воспитательницам.
Содержание статьи:
Где черпать знания?
Чувствуешь себя вот таким котом… )))))))
Даже умело проводя с дошкольниками социализирующие мероприятия, педагоги часто не могут определить, какие приемы работы они использовали.
Но не все так страшно, как кажется. Я попытаюсь рассказать, какие методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой использую в своей работе, а вы, пожалуйста, поделитесь своим опытом, наработками в этом вопросе, договорились?
Кстати, отличным подспорьем в нашей деятельности могут стать такие новейшие формы самообразования, как офлайн-семинары. В частности, есть возможность за небольшие деньги получить доступ к материалам на интересующую нас тему: о сюжетно-ролевой забаве, как первом социализирующем опыте дошкольника.
В вашем распоряжении будет презентация именитого методиста, которая ознакомит вас с требованиями ФГОС ДО к сюжетно организованным мероприятиям, будет освещена методика руководства сюжетно-ролевой игрой, способы оптимального планирования на учебный год, приемы обогащения игрового опыта малышей.
Такие семинары очень помогают в работе, тем более что материалы всегда будут у вас в прямом доступе на телефоне, планшете или компьютере. Кроме того, вы сможете задать любые вопросы автору презентации и проконсультироваться.
Удобно и эффективно, что тут говорить!
Еще одно отступление: если вдруг вы, молодой специалист, не знаете, как организовать сюжетно-ролевую игру с дошкольниками, не стоит пренебрегать возможностью перенять опыт старших коллег. Поверьте, им будет лестно, что к ним обращаются за помощью.
Впитывайте все, что видите вокруг себя на открытых занятиях других воспитателей, на прогулках, пятиминутках, семинарах, курсах повышения квалификации. Кроме того, ответы практически на любой вопрос можно найти в Интернете, так, что не отчаивайтесь, а действуйте!
Что нужно знать педагогу, чтобы игровая деятельность дошкольников была интересной и результативной?
Самое главное – от воспитателя зависит, научатся ли дети самостоятельно придумывать для себя интересные, сюжетно насыщенные, полезные занятия. Начиная с младшей группы, педагог постоянно организовывает для деток социализирующие мероприятия, используя разные методики формирования сюжетно-ролевой игры.
Неравнодушный, заинтересованный воспитатель сможет превратить детские забавы в мощное средство влияния на самооценку, поведение ребенка.
Как это сделать?
Моя методика проведения сюжетно-ролевой социализирующей игры моих дошкольников заключается в постоянной и целенаправленной подготовке детей к мероприятию.
Для этого я использую методы беседы, экскурсии, чтение тематических рассказов, просмотр мультфильмов, иллюстраций, изготовление атрибутов, игрушек.
Например, как правильно организовать классическую сюжетно-ролевую детскую игру «Семья»?
Прочесть деткам рассказ «Волшебное слово» Осеевой и беседу по поводу услышанного;
Дать задание ребятам расспросить родителей об их работе;
Делаем альбом «Профессии наших родителей»;
Проводим инсценировку стихотворения «А что у вас?» Михалкова;
Беседуем о том, как дети помогают маме дома, используя персонажей кукольного театра;
Делаем поделки: мебель кукольную, продукты питания и т.д.;
Распределяем роли в семье;
Советуемся с детьми по поводу сюжетной линии и правил.
Если запланирована игра «Школа», не ленитесь сводить ребят в близлежащее школьное здание – это лучше любой беседы либо мультика насытит их впечатлениями.
Любая методика правильной организации любой сюжетно-ролевой социализирующей игры сводится, на самом деле, к мотивации дошкольников начать процесс с воодушевлением. Кроме того, мы должны обеспечить поддержание в детках творческого огня, следить, чтобы сюжет развивался, усложнялся, обогащался. То есть, всеми способами подливать масла в огонь!
Перед ролевой забавой мы посредством перечисленных примерных приемов и методов развиваем у воспитанников интерес к окружающему миру до такой степени, чтобы дошкольники загорелись обыграть полученные сведения и образы коллективно.
Короче говоря, мы должны обеспечить малышей впечатлениями, информацией, заинтересовать их. Затем важно обучить их делать атрибуты для сюжетных мероприятий – строить, клеить, резать, шить. Также важно научить их использовать предметы-заместители, что, безусловно, способствует развитию фантазии.
Важно помнить, что с возрастом сюжетно организованные забавы детей должны в обязательном порядке усложняться.
Методика, например, сюжетно-ролевой классической игры в старшей группе направлена на формирование устойчивого интереса детей к длительным по времени играм и привлечению все большего количества участников. В младших группах обычно участвуют 2-3 человека в сюжетной линии, а уже старшие дошкольники способны сплотиться вшестером и более для реализации задуманного сюжета.
Итак, вроде рассмотрели методики организации сюжетно-ролевой дошкольной игры. Как вам кажется, все я сказала?
Жду откликов и ваших рассуждений на данную тему! Подписывайтесь также на обновления и делитесь ссылками в соцсетях!
С уважением, Татьяна Сухих
До свидания!
Очень хорошие игры для развития ребенка! Отличные советы!
Татьяна, отличная статья. Я с удовольствием прочитала, сравнила со своими ситуациями. Сделала для себя «заметочки».
У нас дочка очень любит. Сейчас она либо Эльза (из Холодного Сердца), либо Корра (Аватар, легенда о Корре), очень полезное, активное и веселое времяпровождение получается.
И время в игре идёт не заметно, дети увлекаются и многие не хотят заканчивать игру в положенный период времени. «Мы только начали играть уже кушать надо» — говорят некоторые)))
Очень удобно, когда ребенок сам может себя занять, придумать интересную игру. Ему не скучно и он умеет с пользой проводить время.
Совершенно согласна, главное родителям научить детей играть, а мы направим в нужное русло
Интересная статья, мне в принципе добавить нечего. Возьму на заметку детей (будущих).
Договорились! (это ответ на вопрос))))
Отведя любого малыша в школу, у него сразу же появится желание это все воплотить. Я сама в детстве усаживала соседских деток на пеньки и лавочки, рассказывала им какие есть буквы или еще что — то. А разве сейчас есть такое? Никогда не встречала чтобы детки вот так играли на улицах. И вот в детских садах тоже такого не слышала к сожалению.
Конечно есть, мои дети в садике всегда играют в ролевые игры на прогулке.
Спасибо большое за советы-)