Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня мы обсудим проведение диагностики в детском саду. Пожалуй, каждого воспитателя интересует умелое применение средств и методов элементарной диагностики, интересно узнать, как это делают в других детских садах, как проводит диагностику каждый воспитатель. Недавно мы со старшим воспитателем обсуждали этот вопрос, и вот какой ликбез у нас получился.
Содержание статьи:
Применение средств и методов элементарной диагностики
Цель: Расширение знаний педагогов о диагностике и научить применять ее в своей работе.
План:
- Введение.
- Что такое диагностика?
- Цель диагностики.
- Составление диагностики.
Диагностику можно разбить на две части – педагогическая и психологическая. В настоящее время в общественном дошкольном воспитании произошли большие изменения. Прежде всего, это связано с обновлением его содержания. Если раньше задачи воспитания и обучения, стоящие перед работниками дошкольных учреждений четко определяла единая для всех программа, то сегодня мы имеем возможность выбора.
Коллектив детского сада самостоятельно выбирает программу, в соответствии с которой строит процесс воспитания и обучения детей. Об успешности педагогического процесса в дошкольном учреждении можно судить по тому, насколько он обеспечивает нормальный ход психического развития ребенка в соответствии с его возрастными показателями.
Правильный выбор методов позволяет воспитателю проводить работу в соответствии с условиями, в которых находится ребенок, при этом учитывать свой педагогический опыт и непременно осуществить анализ сделанного. Ведь метод — не шаблон. Уметь применить метод, значит, уметь использовать его в определенной ситуации, что и составляет основу педагогического мастерства. Все это предъявляет большие требования к воспитателю, и прежде всего от него потребуется умение понимать ребенка.
Отсюда в квалификационных категориях воспитателя детского сада одно из главных мест занимает умение применять средства и методы элементарной диагностики (распознания, определения) уровня интеллектуального и личного развития ребенка внутри каждого возрастного этапа и при переходе от одного периода развития к другому.
Цель такой диагностики заключается в том, что анализируется учебный процесс и далее определяется его результат.
Диагностика и ее методы
Диагностика – это деятельность, в ходе которой воспитатель наблюдает за воспитанником, обрабатывает данные наблюдений с целью познать состояние, объяснить причины успехов или неудач, спрогнозировать результаты.
Важен вопрос, который возникает при проведении воспитателем диагностики детей: с помощью каких методов это делать, как изучить?
Поскольку воспитатель — не психолог и проводит не научное исследование, а педагогическое, методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельность детей, а естественно вписывается в нее.
Главным методом выступает – наблюдение, которое проводится на занятиях, во время хозяйственно-бытового труда детей. Дополнятся наблюдение беседой, анализом проделанной работы, экспериментом. Широко используется естественный эксперимент, когда создаются ситуации, в которые ребенок включается неоднократно: рисование на свободную тему, составление сказки, описание игрушки.
Методы диагностики, используемые воспитателем, просты и доступны. Зная содержание педагогического процесса, необходимый материал может без труда изготовить или подобрать каждый воспитатель: найти картинки, сказки, стихи, составление этических ситуаций, вопросы для беседы.
При анализе данных педагог опирается не только на специальные психологические знания, но и на свой опыт. Любой метод должен быть достаточно информативным, давать возможность определить не только сущность явления, но и его взаимосвязь с другими сторонами психики ребенка.
Например: в хозяйственно-бытовом труде рассматриваются не только особенности его выполнения ребенком, но и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, социальные эмоции, волевые умения. Это достигается именно за счет близости методик к педагогическому процессу.
Еще несколько важных моментов
Особо нужно сказать об организации работы. Ее нужно проводить в системе. Для этого надо с самого начала наметить определенную последовательность целей изучения и соответствующих методов, в которой должен быть предусмотрен переход от центральных линий развития к дополнительным, от ведущих линий к вновь образованным и условия осуществления, от вскрытия направлений в развитии к установлению их взаимосвязей.
И последнее, чтобы исследование было планомерным, важно составить его календарный план и включить в план воспитательно-образовательной работы детского сада.
Пример: Диагностика произвольности поведения и роли.
В итоге можно сделать вывод, что педагогическая диагностика имеет двусторонний характер: с одной стороны, она направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенность своей собственной деятельности.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…
Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…
Всё же образование в детских садах шагает вперёд: и диагностика проводится, воспитатели и психологи работают. Родители могут быть спокойны за детей и их будущее.
Роль воспитателя неоценима для развития ребенка! Уважаю ваш труд!
Главное, чтобы в итоге все задуманное и написанная программа обучения на бумаге находила потом отражение в реальном обучении детей, но к сожалению не все воспитатели этим занимаются.
Таня, обрадовали — спасибо!
Если воспитатель самостоятельно выбирает программу обучения детей в зависимости от уровня интеллектуального и личного развития, то кроме рисования, составления сказки и описания игрушки — во время хозяйственно-бытового труда детей можно, личным примером учить ухаживать не только за комнатными растениями, как на верхнем фото, но и грамотному отношению к бытовым и кухонным отходам.
К примеру, в том же зелёном уголке поставить вермикомпостер для переработки органического мусора дождевыми червячками в биогумус для растений и в вермичай для их полива.
Можно рассказать детям, что во время дождя нужно спасать дождевых червячков, перекладывая их с асфальта на газон или в вермикомпостер.
Кстати в Эстонии в детских садах и в школах проводят такие занятия выпускники Тартусского университета, которые проходили обучение вермипрактике у меня.