Доброго времени суток, друзья! Вас приветствует Татьяна Сухих. Вспомнилось мне не столь далекое студенческое прошлое, моя практика в садике, и как я писала самоанализ практиканта… В то время нам не были так легкодоступны сокровища Интернета, мы списывали друг у друга или искали методическую литературу в библиотеке.
Хотя сегодня все поменялось и информацию легко найти в сети, но теперь другая проблема: слишком много материала, не систематизированного и разрозненного. Мне захотелось немного упростить жизнь студента педвуза и набросать пример – вопросник, который поможет написать самоанализ урока. Отдельно я подам вопросы для самоанализа практиканта в детском саду.
Содержание статьи:
Заглянем в книгу…
Для студентов факультета физвоспитания я нашла на портале «Лабиринт.ру» отличную методичку «Тестовые задания для самопроверки знаний студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания». Здесь есть перечень вопросов для написания качественного и полного самоанализа. Для других факультетов мне пока не попались такие ценные материалы, но я думаю, что на основе тестов для физруков можно написать отчет и по другим специальностям. Если проявить фантазию!
Чтобы составить отчет студента-практиканта, то нужно проанализировать грамотность оценивания школьников, в этом поможет отличное пособие «Педагогическая технология оценки и контроля учебной деятельности». В книге есть помимо теоретических рекомендаций много образцов контрольно-оценочных работ. Купить эту методичку можно на «OZON.RU».
«УчМаг» приглашает студентов, преподавателей и всех заинтересованных специалистов посетить офлайн-семинар «Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление».
Кроме того, портал представляет всем желающим возможность принять участие в еще одном офлайн-семинаре «Электронное портфолио как средство формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся». Этот семинар будет интересен тем учителям и преподавателям, которые стремятся внедрять в работу информационные технологии в школе и вузе.
Как правильно составить письменный самоанализ студенту педагогического вуза?
Итак, с покупками мы закончили, перейду к конкретике: с какого боку подойти к самооцениванию деятельности студента?
Чтобы написать внятный самоанализ урока студента педвуза, нужно знать, по каким критериям следует себя самого анализировать как будущего учителя. Можно писать, что придет в голову, но лучше иметь перед глазами конкретные пункты, которые нужно проанализировать, применимо к себе. Изучив много материалов и систематизировав их, я предлагаю свой пример вопросника для самооценки педагогической деятельности студента.
Вопросник-пример для самооценивания студента:
- Учтены ли реальные учебные возможности учеников при выборе методов и форм урока? Учтены ли какие-либо особенности отдельных учеников или всего класса при составлении плана занятия?
- Соответствует ли тема урока блоку учебного материала в целом? Взаимосвязана ли тема данного урока с предыдущим и следующим занятием?
- Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены и какие выполнены (не выполнены)?
- Рационально ли выбрана структура занятия, распределено время, соблюдена ли логика урока?
- Какой был выбран акцент в теме урока и оправданно ли это решение?
- Какие методы изложения материала были применены и насколько удачно?
- Какие формы были выбраны для раскрытия темы? Применялся ли дифференцированный подход?
- В какой форме и какими методами был осуществлен контроль и оценка усвоения навыков и знаний? Оправдан ли этот выбор?
- Какие средства обучения использовались и насколько успешно?
- Использовались ли креативные методы при непредвиденных ситуациях, если они были?
- Каким образом удалось поддержать высокую работоспособность и заинтересованность учеников на протяжении учебного времени? Какие методы были применены?
- Рационально ли было распределено время на занятии?
- Отвечает ли занятие современным нормам школьного образования? Использовались ли наглядные пособия, принцип межпредметных связей, ИТК и т.п.?
- Какая психологическая атмосфера наблюдалась во время занятия? Удалось ли установить контакт с учениками?
- Все ли поставленные задачи были реализованы? В чем ошибки?
- Как в дальнейшем студент намерен избегать допущенных промахов?
- Соответствует ли оценка деятельности практиканта со стороны учителя-наставника самооценке студента? Обоснованы ли были замечания и справедливо ли была похвала?
Самооценка педагогической деятельности практиканта в детском саду немного проще. Я могу выделить несколько вопросов, которые в достаточной мере позволят самого себя покритиковать или похвалить. Советую не увлекаться одними дифирамбами, пусть хоть пару ошибок будет указано.
Самоанализ занятия практиканта в детском саду:
- Удалось ли заинтересовать и мотивировать детей к предстоящему занятию?
- Какая форма была выбрана и почему для постановки цели познавательной деятельности?
- Удачно ли была выбрана форма изложения учебного материала? Соответствовала ли она возрасту и возможностям ребят? Доступно ли была изложена информация?
- Какие приемы помогли успешно осмыслить изложенную информацию детьми?
- Какие наглядные пособия были применены?
- Какой психологический климат был во время занятия?
- Как прошло подведение итогов занятия?
- Соблюдались ли принципы научности, системности, логичности, доступности, наглядности, оптимальности?
- Удалось ли вызвать творческую активность у детей?
- Были ли затруднения и как в дальнейшем планируется их устранение?
- Реализованы ли цели занятия и задачи?
В принципе, можно значительно расширить оба списка или сократить, тут стандартов нет вроде бы.
Надеюсь, кому-то пригодится моя информация! Если вам показались материалы полезными и познавательными, прошу делиться ссылкой с друзьями. Также прошу желающих подписываться на обновления, я буду стараться сделать мой блог интересным.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Надеюсь, что остались добросовестные практиканты, которые пишут самостоятельно самоанализ, а не полностью переписывают из интернета. Таким вопросник очень пригодится.
Интересный вопросник, грамотно составлен. Мне бы такой 18 лет назад, когда проходила практику. Правда, не в детском саду, а в школе, но все равно многое перекликается и можно использовать.
Даже не знал, что у гуманитариев это так делается. Я когда руководил практикой — то давал студентам шаблон — они там просто свою характеристику делали на основании выполненных глав пояснительной записки, но это был канеха технич. ВУЗ.. Но у вас тут всё серьёзно.. работа с людими — эхх не простое это дело..
Вот тут я мало чего соображаю), но уверенна что информация для студентов ценная. Помню, когда я училась в университете, то в конце каждого года мы писали свой самоанализ, если его так можно назвать. Просто описывали в конспекте, к чему мы пришли за год, что усвоили, что непонятно и все в таком духе.
Отличная статья для практикантов, которая поможет научиться работать с детьми максимально эффективно!