Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
10
Май

Варианты итоговых занятий в старшей группе детского сада

Автор: Татьяна Сухих

Здравствуйте, уважаемые коллеги и все, все мои любимые читатели. С вами, как и всегда, Татьяна Сухих, и сегодня тема нашего обсуждения, как провести итоговое  занятие в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС. Такой вопрос поступил к нам на блог от одной из читательниц и, что сказать, тема весьма актуальная. Ведь именно сейчас наши любимые малыши заканчивают свое обучение в дошкольных учреждениях и собираются перейти на новую ступень своего развития – начать обучение в школе.

Мы долго старались, чтобы этот переломный момент был для них радостным событием и не вызывал трудностей. И чтобы показать все то, чему научились дошкольники в группах детского сада и существуют итоговые открытые занятия, на которых обычно присутствуют воспитатели, учителя начальных классов. Так как в заданном вопросе не уточнялась конкретная тема занятия, я приведу несколько примеров подведения итогов. А именно по математике, грамматике, экологии и природоведению, рисованию, а также физкультуре.

Путешествие в страну математики

Планируя итоговое занятие для дошкольников в старшей группе, воспитатель должен четко определить те навыки, которые требует образовательная система нашего государства, то есть в обязательном порядке должен знать и уметь ребенок перед поступлением в 1-й класс. Говоря о математике, это следующие:

  • прямой и обратный счет от 0-10 и от 10-0;
  • знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
  • определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
  • соотношение чисел и количества предметов;
  • ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты – клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
  • составление чисел.

И вот уже на основании этих навыков можно составлять любые упражнения в игровой, интересной форме. Предварительно стоит ознакомиться со специализированной литературой. Например, пособие «Формирование математических представлений с конспектами занятий в подготовительной группе».

Я же в свою очередь предлагаю  отправиться с детьми в путешествие в страну математики на ракете, ковре-самолете, на воздушном шаре или поезде. Занятие по математике можно обставить, как сказочное представление с участием героев детских книжек – Незнайки, например, или крокодила Гены. Современным детям, возможно больше понравятся трансформеры, супер-герои или инопланетяне. Эти сказочные участники вашего итогового занятия могут перепутать цифры, и детям в одном из заданий придется их выстроить в правильный числовой ряд. Для этого не забудьте запастись карточками с цифрами от 0 до 10. Вы ведь помните, что обучение  должно включать счет в одну и в обратную сторону?

Еще есть очень интересная игра в «съедобное-не съедобное». По такому же принципу можно поиграть со своими воспитанниками в противоположности. Вы кидаете мяч ребенку, называя, например, некую величину – «Длинный». А он в свою очередь должен ответить вам противоположным значением – «Короткий», отбрасывая от себя мяч в вашу сторону. На заметку можете взять следующие противоположности:

  • длинный – короткий;
  • большой – маленький;
  • высокий – низкий;
  • широкий – узкий;
  • толстый – худой;
  • далеко – близко;
  • вверху – внизу;
  • слева – справа;
  • вперед – назад;
  • много – мало;
  • снаружи – внутри;
  • легкий – тяжелый.

Для закрепления всех этих понятий можно воспользоваться предметными упражнениями. Взять, например, мячики разной величины и предложить ребятам разложить их на убывание или возрастания. Сгодятся любые игрушки, кубики, вазы – в общем, все, на что хватает фантазии и возможности.

Для того, чтобы определить на сколько хорошо малыши выучили геометрические фигуры в детском саду, можно поиграть с ними в прятки. Вырежьте заранее из цветной бумаги треугольники, квадраты, кружочки, прямоугольники и овалы. Делайте их такими размерами, чтобы дети могли заметить фигуры издалека. Прикрепите ваши геометрические вырезки в разных сторонах комнаты – на стенках, шторах, на доске, столах, к полу и даже к потолку, и предложите ребятам поискать потерявшихся «проказников». Уверенна, что это задание по математике понравится малышам – ведь это же так весело выискивать цветные фигурки по всей комнате. А еще интереснее, если упражнение обставлено в виде соревнования – «кто найдет больше»?

Затем из найденных фигур можно составить с детьми некую последовательность, а ваши воспитанники должны повторить предложенную логическую цепочку из фигур.

Ну и самое сложно, впрочем, как и интересное, показывающее годовые результаты обучения – это математические задачки для малышей. Вот несколько интересных примеров:

Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

(Шесть)

 

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?

(Пять)

 

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

(Четыре)

 

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

(Семь)

 

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек?

(Три)

Возможно, при составлении конспекта свои задачки вы  запланируете сопровождать кукольным представлением или показывать стишки визуально на магнитной доске при помощи бумажных фигур.

Много интересного вы сможете почерпнуть для своего занятия из этого видео. Ну а для того, чтобы сделать показательный урок наиболее оригинальным, нужна лишь ваша фантазия!

Грамматические приключения

И снова в-первую очередь определяем знания, которые необходимы вашим дошкольником по окончании обучения в ДОУ. К таковым относятся:

  • знание букв (алфавита);
  • определение гласных и согласных;
  • выделение звуков (букв) из слова;
  • подбор слов на заданную букву;
  • чтение слов и простых предложений по слогам;
  • понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
  • умение правильно держать ручку в руках;
  • навык обведения букв по контуру;
  • выполнение заданий по развитию речи.

Что касается последнего пункта, то в помощь по подготовке к занятию может пригодиться пособие с комплексными занятиями, составленное в соответствии с требованиями ФГОС «Формирование связной речи у детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал».

При составлении конспекта занятия по ФЭМП, стоит учесть, что малыши очень любят проговаривать звуки (буквы) на примере звуков, которые произносят животные:

  • коровка делает «Му»;
  • хрюшка – «Хрю-хрю»;
  • гуси – «Га-га-га»;
  • утята – «Кря-кря-кря»;
  • козочка «Ме-э-э»;
  • барашек «Бе-э-э».

Поэтому отправляясь в страну «Букварию» или любую другую, как вы ее назовете, по дороге вы можете встречать разных животных, проговаривать с ними звуки. Если воспользоваться диском со звуками животных занятие получиться еще более интересным. Вы можете включать звуки и не просто предлагать группе проговаривать их, а для начала угадывать.

Ваш урок по грамоте может быть построен на идее о том, что буквы украли, и чтобы их получить назад, ребятам нужно отправиться в вымышленную страну «Букварию», а там уже найти украденный алфавит, выполнив какие-нибудь задания.

Для занятия можно сделать из бумаги дерево Знаний, на котором, по сценарию, должны быть развешены листочки с буквами. Но так как Алфавит украли, дерево ваше будет стоять без листочков и детям предстоит собрать все буковки воедино. Их можно спрятать аналогично геометрическим фигурам из предыдущего занятия по математике. Но пусть ваши малыши найдут не все буквы (некоторые вы просто отложите в секретное местечко). И вот после того, как все найденные листочки будут прикреплены к дереву, вашим воспитанникам нужно будет назвать недостающие составляющие Алфавита.

После того, как ребята справятся с этим заданием, переходим к более сложному этапу – складывание из букв слогов. Для начала повторите с детьми гласные буквы. Напомните, малышам, что гласные буквы можно пропеть: «а-а-а», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «ю-ю-ю», «я-я-я».

Затем выстроите их по разным сторонам с гласными и согласными буквами. Дети должны будут найти себе правильную пару, чтобы получился слог.

Для того, чтобы проверить навыки по познанию чтения ваших воспитанников согласно требованиям ФГОС, напишите на доске небольшой и простой текст письма от злодеев, которые украли Алфавит и предложите ребятам его прочесть.

Возможно, вам удобнее будет воспользоваться карточками с этим самым текстом, которые вы раздадите каждому участнику занятия. А они уже пусть читают каждый по одному или двум словам из текста.

И наконец, не будем забывать, что нашему дереву знаний до сих пор недостает листочков. Вернуть их мы можем таким образом: возьмите спрятанные в секретном месте карточки с буквами и придумайте слова, которые будут называться на эти буквы. Называете ребятам слово, они угадывают, на какую букву оно начинается, а вы эту самую букву крепите к дереву Знаний. Так вы вернете вашей «Букварии» все украденные составляющие Алфавита и занятие на этом можно считать завершенным.

Особое внимание стоит уделить итоговому занятию по грамоте в логопедической группе. А помочь в этом может пособие «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста».

Как и в первом, так и во втором случае не забывайте делать подвижные перерывы с играми для группы, танцами или другими физическими упражнениями в тему урока, чтобы малыши не успевали уставать. Хороший пример занятия по грамоте вы сможете посмотреть видио ниже. Мне, например, очень понравилось и при случае я обязательно попробую приведенное путешествие и в своей группе.

Спасательная экспедиция

Поражаясь сегодня той экологической катастрофе, которая сложилась на нашей планете Земля, не стоит забывать, что любовь к природе и всему живому миру у детей следует воспитывать с самого раннего возраста. Поэтому я предлагаю на открытом занятии по природе показать не просто знания флоры и фауны, а понимание всей важности охраны окружающего мира детскими глазами. То есть провести комплексный урок по экологии. Во время подготовки к занятию вам может прийтись кстати литература, помогающая приобщать старших дошкольников к традициям родного края с программами, конспектами и занятиями. Пособие будет интересно, как воспитателям, так и методистам, педагогам групп продленного дня, педагогам начальных классов и даже музыкальным руководителям.

Несомненно полезным будет и пособие Киреевой Л.Г. и Бережновой С.В., помогающее формировать экологическую культуру дошкольников.

Для этого воспользуемся картой и вымышленным сигналом SOS, который якобы просит о помощи вашу группу воспитанников.

Обязательно спросите ребят, в каких случаях подают сигнал SOS? Когда терпят бедствие корабли, самолеты или случается беда в тех или иных природных зонах.

На своей карте обозначьте, место, откуда поступил сигнал о бедствии. Напомните ребятам, что желтым цветом на карте обозначают пустыни, зеленым – леса, синим или голубым – водоемы. Такое познавательное отступление приятно будет для воспитателей.

После определения зоны бедствия, отправляйтесь в спасательную экспедицию. Во время путешествия не забудьте напомнить детям, самые необходимые вещи, которые следует брать с собой в поход. Например, аптечка и что она должна в себя включать: бинты, вату, зеленку и йод и другие лекарства, понижающие температуру, лечащие расстройства желудка, дезинфицирующие средства. Это будет полезно знать и для педагогов.

  1. И вот ваша первая остановка – «Лес».

В нашем случае лес, например, будет после пожара. Рассказываете, чем страшен пожар в лесу, почему он губителен для всего животного мира, для всех его обитателей: огонь уничтожает деревья и траву, поэтому птицам, насекомым и мелким зверькам негде жить. Дым загрязняет атмосферу, деревья сожжены – нечем дышать, поэтому свое место жительство покидают все живущие ранее здесь звери.

После этого можно применить дидактическую игру: «Кто вернется в лес»? Раздайте детям таблички с разными насекомыми, животными и птицами. Вы произносите, например, «выросла трава» и вперед выходят ребята, у которых таблички с насекомыми, то есть они вернулись. Потом вы говорите – «выросли кустарники» и вперед выходят малыши, у которых в руках таблички с птицами и мелкими грызунами. Наконец вы произносите «выросли деревья» и в лес должны вернуться все звери. Параллельно вы, таким образом, повторяете лесных животных и птиц вместе со своими воспитанниками и, как будто заново познаете окружающий мир!

А в завершении не забудьте повторить с детьми, что в лесу нельзя жечь костры. Нужно беречь лес от пожара! А в случае замеченного возгорания – звонить «01».

Если где-то задымится,

Если где-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним мы «01».

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону —

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

  1. И так лес мы спасли и следующая остановка «Река».

Река, где вы с группой сделаете остановку, должна быть очень грязной. Продемонстрировать подобное явление можно по фото, с помощью проектора или используя емкость с водой, соответственно, предварительно испачканной.

Как организовать опытно-экспериментальную деятельность детей 2-7 лет довольно подробно и интересно рассказывает пособие Мартыновой Е.А. и Сучковой И.М. http://www.uchmag.ru/estore/e125171/?partner=61. Пособие составлено именно для проведения экскурсий, элементарных опытов, исследований, экспериментов с предметами и материалами.

А мы вспоминаем, кто может водиться в реке. Это рыбки, лягушки, раки, а также насекомые и водоплавающие птицы (утки, например). Но наша река грязная, поэтому в ней никого нет. Предложите ребятам выдвинуть предположения, почему река грязная.

Из-за того, что люди кидают в воду всякий мусор, из-за того, что заводы сливают в реки отходы, в водоеме исчезли водоросли, рыбкам стало нечем питаться и их тоже не стало, птицам тоже стало нечем питаться и т.д. В этой воде нельзя купаться, ее нельзя пить и использовать для приготовления пищи. А чтобы спасти нашу речку, на берегах следует посадить деревья, а на реке поставить очистные сооружения. И тогда появятся рыбки, вспомним какие. Предложите своим дошкольникам выложить их названия из букв или карточек с буквами.

Подготовьте для ребят несколько табличек с запрещающими надписями и пусть они выберут правильные. И так, какие мы поставим таблички у реки: «Не бросайте мусор в воду!», «не бросайте стекло в воду!», «Не мойте машины в реке!», «Не рвите водные растения!».

Урок будет еще интереснее, если запланировано музыкальное сопровождение каждого из этапов занятия.

  1. Наконец, последняя остановка – это «Пустыня».

Пусть малыши попробуют ответить почему? Потому что в пустыне жарке, в ней нет воды, водятся ядовитые змеи, случаются песчаные бури.

Напомните своим воспитанникам, как нужно одеться, отправляясь в пустыню. А именно следует одеть солнечные очки, головные уборы, запастись водой и аптечкой, одеть светлую, полностью закрывающую туловище одежду.

Далее вам понадобятся добровольцы или просто куклы для ознакомления с малышами темы оказания первой помощи. И так у кукол болит голова и им хочется пить. Что это значит? Это значит, что у ваших героев солнечный удар и вам с ребятами следует оказать пострадавшим первую помощь. А для этого кукол следует положить в тень, дать воды, положить на лоб влажный компресс и обмахивать веером или любым другим легким предметом.

Ну вот, ваша спасательная экспедиция и подошла к концу. Лес был спасен от пожара, водоем очищен, а получившие солнечный удар путешественники спасены и возвращены в детский сад.

Для своего занятия на конец года много интересного можно почерпнуть из вот этого видео.

Но не забывайте дополнять свои итоговые занятия информацией, которая касается именно вашей местности, природных особенностей и специфических опасностей, которые могут подстерегать детей на природе.

Радужная прогулка

Наконец, последнее итоговое занятие, которое я приведу для примера, будет заключительный урок по рисованию. Ниже я приведу свой вариант проведения занятия, но вы можете воспользоваться компьютерной версией пособия «Художественно-творческая деятельность детей», включающей теоретические и практические примеры занятий, а также рекомендаций по их планированию от авторов Гальцевой Е.А., Дюрлюковой О.А., Кузнецовой Е.М. и других.

А я за основу предлагаю опять взять тему исчезновения цветов из волшебной страны Красок. На занятии можно встретиться с грустным солнышком, у которого нет лучиков и цвета.

Вспоминаем с детками, какого цвета должно быть наше солнышко. Ребята называют вам «Желтого» и вы прикрепляете к доске заранее вырезанный из цветной бумаги желтый круг. Лучики предлагаю сделать из детских ладошек, окрашенных специальными пальчиковыми красками.

После этого у ваших воспитанников должна быть возможность помыть ручки, чтобы продолжать занятие. И так как вы попали в страну Красок, откуда все цвета были украдены. Следующим этапом можно будет назначить раскраску травы цветными карандашами путем штрихования. Но перед этим предложите малышам отгадать загадку про зеленую траву:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё — беда:

Она их главная еда.

После того, как детки отгадали загадку, раздайте им заранее приготовленные листы бумаги с зубчатыми краями. Когда они заштрихуют их зеленым цветом, вы прикрепите вашу траву к плакату, где уже светит цветными лучиками солнышко.

Затем нам нужно раскрасить дерево. Пусть это будет береза. Ее ствол мы приготовили заранее, а листочки будем раскрашивать красками. Но опять же заинтересуйте малышей загадкой:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Листочки ваши дошкольники могут раскрашивать на самом дереве около плаката или на рабочих местах, но в этом случае понадобится время, чтобы наряд березы немного подсох и вы смогли прикрепить листочки к дереву. На этом этапе можно включить элементы занятий по аппликации. Ведь можно не просто наряжать дерево листочками, а сделать картинки с добавлением сухоцветов или раскрашенных элементов.

И наконец, самое главное, что украсит наш пейзаж на занятии по ИЗО – это радуга. Ее можно нарисовать на доске мелками. Но предварительно нужно вспомнить, какие цвета присутствуют в радужной раскраске. Помните, нас еще в детстве учили такому стишку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное, как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета и означает следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Чтобы повторить цвета, можно использовать такого героя, если можно его так назвать, как цветик семицветик.

После того, как наша страна Красок вернула свою красоту занятие можно считать законченным.

Если урок проводится в логопедической группе, то на занятии лучше использовать не загадки, а скороговорки со стишками, которые в старшей группе ребята будут проговаривать вместе с вами. А еще лучше, если ребята будут рассказывать их самостоятельно.

Не забывайте дополнять уроки физической разминкой и другими интересными играми. Итоговое занятие может быть и совершенно другим, но не менее интересным. Для ознакомления приведу другой пример урока по рисованию для детей старшей группы детского сада.

Возможно, итоговое занятие с детьми вам нужно по физкультуре и здесь трудно, как говорится описать словами, весь процесс проведения урока. Поэтому смотрите сами.

Однако, полагаясь лишь на собственные силы вы также можете воспользоваться пособием автора-составителя Соломенниковой Н.М. о формировании двигательной сферы у детей 3-7 лет на примере фитбол-гимнастики.  Здесь вы найдете много интересного в разделе «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

В конечном итоге, занятие в ДОУ может быть и интегрированным, то есть включающим в себя и упражнения по математике, по грамоте, по лепке, по рисованию, по физкультуре или познанию окружающего мира. Говоря другим языком, урок может быть комплексным, но при этом раскрывающим способности детей с разных сторон. И для того, чтобы провести такой урок, как нельзя лучше, обратимся к пособию Багаевой М.А. и Масленниковой О.М., представленному на компакт-диске. Это уже 3-й выпуск пособия из серии «Образовательное пространство ДОУ», предназначенное для методистов, воспитателей, музыкальных работников, педагогов и учителей начальных классов.

Главное, чтобы были соблюдены все требования ФГОС и раскрыты результаты обучения в детском саду. В помощь, я, как всегда рекомендую обращаться к литературе. Вот, например, отличное пособие, способствующее развитию у старших дошкольников и интеллектуальных, и творческих способностей.

Что ж, я надеюсь, что приведенные примеры игр и упражнений для итоговых занятий помогут вам составить план вашего урока и понравятся, как детям, так и педагогам. С вами была Татьяна Сухих, не забывайте подписываться на обновления моего блога и приглашать к нам своих друзей. До новых встреч! До новых тем и ваших вопросов!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.