Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.
Содержание статьи:
Что представляет собой образовательная программа в садике?
Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.
При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.
Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:
- «Занятия по ТРИЗ в детском саду» – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
- «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг»;
- «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».
Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.
Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.
Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…
Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?
Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.
Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.
Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:
- Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
- Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
- Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
- Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
- Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
- Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
- Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.
Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу
Структура вариативной части программы
Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.
Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.
Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.
В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.
Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.
Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Образовательная программа рекомендует нам количество занятий на неделю (основная часть). А занятия в вариативной части должны входить в это же количество? Т.е. мы что-то заменяем, интегрируем и т.д., лишь уложиться в это количество. Хотелось бы услышать Ваше профессиональное мнение.
Совершенно верно. 80% основная программа принятая вашим детским садом и 20% вариативная.
Прочитайте статью внимательно, я писала об этом.
Татьяна. добрый день. Подскажите, региональный компонент в форме Основной Образовательной Деятельности мы можем вписать в сетку занятий или его писать во второй половине дня как дополнительное образование, кружок? в учебном плане мне понятно куда это вписать — в вариативную часть, а когда проводить — вопрос.Заранее спасибо за ответ.
Добрый день. Помогите пожалуйста. В нашем учреждении обсуждается- нужно ли вносить в вариативную часть материал по теме самообразования?
Постараюсь ответить на ваш вопрос в ближайшее время.
Татьяна. добрый день. Подскажите, региональный компонент в форме ООД мы можем вписать в сетку занятий или его писать во второй половине дня как допобразование, кружок? в учебном плане мне понятно куда это вписать — в вариативную часть, а когда проводить — вопрос.Заранее спасибо за ответ.
Татьяна здравствуйте, не поняла аббревиатуру, можно расшифровать?
Мне не совсем понятен ваш вопрос. Можно его как — то проще осветить?
Татьяна, добрый день! Статья интересная и полезная. У меня возник вопрос. Образовательная программа рекомендует нам количество занятий на неделю (основная часть). А занятия в вариативной части должны входить в это же количество? Т.е. мы что-то заменяем, интегрируем и т.д., лишь уложиться в это количество. Хотелось бы услышать Ваше профессиональное мнение.
Я немного отвлекусь от темы, но хотелось бы поделиться. Любое обучение, на мой взгляд, должно быть индивидуальным. К сожалению, в детском саду или школе, где 30 человек в классе этого не осуществить…
Индивидуальная работа ведётся с детьми, но не на столько на сколько хотелось бы, каждому учителю и воспитателю просто не реально вести индивидуальную работу ежедневно и с каждым. Берётся ежедневно несколько детей, а когда и подгруппа тех, кто отстаёт по темам программы. Это дети, которые пропустили занятия по болезни или были в отпуске. Но чтоб со всеми это просто не реально.
Знаю, что в садике работать должны грамотные педагоги и знать разные программы развития для детей.
Конечно, но всё знать не возможно, нужно постоянно заниматься самообразованием и делится опытом работы))
Получается, что у современных воспитателей детского сада писанины почти столько же, сколько и у врачей. Это ведь ужасно много времени отнимает. Причем внерабочего. По идее — это прямое нарушение трудового законодательства — подобные требования предъявлять.
Да кто этим будет заниматься…, я вот точно не буду, не люблю склоки и разборки… Много приходится работать дома и не только при составлении программы, подготовка к занятиям иногда тоже дома происходит, особенно в период аттестации.
Да уж, современному воспитателю не позавидуешь. Воспитательная программа прямо как диссертация. И с каждым годом требования все растут и растут.
Да, нововведений достаточно, но некоторую писанину убрали.