Доброго времени суток, мои дорогие читатели! Ежедневно в своей практике мы (педагоги) реализуем множество задач, и одной из главных наших целей является формирование такого навыка, как детская самостоятельность, т. е. развитие способностей ребенка к самоорганизации и самостоятельному выполнению определенных задач.
Лично я, Татьяна Сухих, считаю это одним из ключевых навыков, поскольку только так ребенок может гармонично развиваться и комфортно существовать в коллективе. А каково ваше мнение, коллеги и родители?
Содержание статьи:
- 1 Проблема формирования детской самостоятельности
- 2 Самостоятельная деятельность или самостоятельные действия?
- 3 Немного полезной литературы
- 4 Развивающие игры и самостоятельность
- 5 Предметно-развивающая среда
- 6 Причины готовности и способы подготовки ребёнка к детскому саду
- 7 Игрушки в период адаптации: нужно ли разрешать приносить?
- 8 Стихи к режимным моментам – с песней дружно мы шагаем…
Проблема формирования детской самостоятельности
Очень часто сегодня детки в доу приходят абсолютно неподготовленными и неспособными самостоятельно решать какие-либо задачи. Многие даже в возрасте 3–4 лет отказываются сами кушать и одеваться. А потом, уже в первом классе школы, к уровню самоорганизации ребятишек предъявляются высокие требования!
Это настоящая проблема и для воспитателей, и для учителей, и для родителей. Если ваш малыш никогда не испытывал трудностей с овладением какими-либо навыками, или в вашей группе нет детей, которые находятся на степени минимальной подготовки к детскому саду, то вам можно просто позавидовать, ведь обычно сложности, к сожалению, есть всегда…
Давайте разберемся, как могут повлиять на развитие детской самостоятельности педагоги? Вместе подумаем, что могут сделать родители в семье, чтобы помочь своим чадам?
С родителями, дети которых готовятся к школе, и воспитателям подготовительных групп сразу могу поделиться полезным материалом:
- Замечательная книга Г.Б.Мониной, представляющей авторскую программу «Лесенка роста»: множество примеров игр и упражнений, направленных на развитие детской инициативности, самостоятельности и ответственности. Дети 6–7 лет поэтапно учатся строить свою деятельность (идея, планирование, реализация проекта, результат).
- Пособие Е.П.Николаевой для деток 5–7 лет, в котором собраны различные авторские задания и игры, стимулирующие развитие самостоятельного мышления у дошкольников. Упражнения удобно распределены по темам, тексты написаны очень креативно, дельно и с юмором. Например, в книжечке есть такие разделы, как«Прозрение, или про зрение», «Семья, или без семьи меня немного», «Куда уходит вчерашний день?».
Самостоятельная деятельность или самостоятельные действия?
Разговоров о самостоятельности ведется очень много. Но что такое самостоятельность, что мы вкладываем в это понятие, и каким должен быть самостоятельный ребенок?
Думаю, у каждого родителя и педагога найдется свой ответ на этот вопрос, и каждый будет по-своему прав. Верно? Тем не менее существует ФГОС, и он ориентирован на то, чтобы воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения в ситуации, предусматривающей возможность их выбора. Предполагается также, что ребенок уже должен быть готов нести ответственность за этот выбор.
В принципе, задача ясна, но как добиться поставленных целей? В первую очередь, это, конечно же, поддержка инициативы в любом виде деятельности. Думаю, что любой грамотный педагог в детском саду или родитель никогда не будет пытаться сделать все за ребенка сам, поскольку воспитание самостоятельности всегда предполагает то, что у дошкольника есть мотив к совершению того или иного действия, т. е. желание его совершать по каким-то своим причинам.
Мне кажется, что когда малыш проявляет инициативу, то это совершенно точно значит, что мотив у него уже есть, и он не просто выполняет команды взрослого. Поправьте меня, если я неправа!
Если ребенок заинтересован в выполнении деятельности и реализует свой проект от всего сердца, то и результат будет соответствующий. Поэтому метод проектов считается очень продуктивной формой организации воспитательно-образовательной работы как в детском саду, так и в семье. Главный принцип образования дошкольников, который реализуется в рамках ФГОС, заключается в том, что педагог должен поддерживать любую детскую деятельность.
Это могут быть:
- навыки самообслуживания;
- элементарная трудовая деятельность;
- продуктивные виды деятельности;
- коммуникативная деятельность;
- игры;
- самоорганизации.
Немного полезной литературы
Есть замечательные книжечки от издательства «Учитель», которые выходят в серии «Родителям и детям. Растём самостоятельными». В них как раз реализуются принципы поддержки инициативы у детей и используются методы, активизирующие детскую самостоятельность.
Обучение малышей проходит в виде игр с забавным медвежонком Плюшиком, который учит их самостоятельно осуществлять различные виды деятельности:
- убирать игрушки;
- одеваться и раздеваться;
- кушать;
- чистить зубки;
- рисовать и т. д.
Благодаря забавным стишкам и игровым развивающим диалогам детки быстро учатся осваивать новые навыки.Стоит отметить, что в пособиях также очень красивые иллюстрации, а выполнены книжки виде гармошек, что дает возможность малышу постепенно и последовательно осваивать каждый навык.
Развивающие игры и самостоятельность
Мне кажется, что игра, как средство стимулирования самостоятельности, в отношении детей работает стопроцентно! А вы как считаете? Недаром, классификация детских игр, базирующаяся на степени творчества и самостоятельности дошкольников, стала одной из основных в детской педагогике!
Конечно же, в формировании интереса у детей большое значение имеет презентация игры. Думаю, могут быть разные способы подачи материала, но ключевым здесь является ненавязчивость и естественность. Согласны ли вы со мной?
Чаще всего началу игры предшествует беседа. В тех же книжечках про веселого мишку, например, предлагается прежде, чем учить ребенка не разговаривать во время еды, побеседовать с ним, рассказать, что это не только некультурно, но еще и небезопасно, а уже затем прочитать стишок.
После этого малыш может поиграть с веселым мишкой: помочь ему научиться правильно кушать, ответить на его вопросы и задать свои. Всегда приятно видеть, как после таких уроков ребенок «репетирует» полученные знания на кукле, а затем стремиться реализовать их в собственной деятельности и с большим энтузиазмом!
Предметно-развивающая среда
Игры, развивающие самостоятельность, очень важны для детей, но не менее важна и окружающая малыша обстановка. У всех дошкольников в ДОУ есть свободное время, также как и у малышей дома, как сделать так, чтобы оно проходило с пользой?
В садике обычно предметно-развивающая среда организована таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность заниматься любимым делом:
- Для самостоятельных игр часто создается специальная игротека, где собраны различные игры для развития логики, практических бытовых навыков, есть и игрушки развивающие творческие способности.
- На стенах в группе могут быть развешаны различные обучающие таблицы и схемы.
- Могут быть организованы различные тематические экспозиции с использованием игрушек (например, импровизированный зоопарк, магазин, огород и т. д.).
- Существуют книжные уголки, где литература расставлена по темам или алфавиту.
Мне кажется, что такая среда очень помогает развивать детскую самостоятельность и инициативность, только ее нужно регулярно обновлять. Можно добавлять новые игрушки или менять способ их расположения, развешивать новые схемы и размещать другие дидактические материалы.
Я постаралась рассказать о ключевых моментах, которые используются для развития самостоятельность у дошкольников. Конечно же, есть общие нормы, цели и задачи, поставленные перед воспитателями и регламентированные ФГОС. Но в каждом образовательном учреждении их реализации немного отличается, в зависимости от решений, которые принимает руководство и педсовет, от выбранной образовательной программы.
Мне, как и многим читателям, я думаю, хотелось бы узнать об особенностях развития детской самостоятельности, принципах и методах, которые используют другие педагоги. Буду рада, если вы поделитесь опытом! Безусловно, у каждого воспитателя есть свои секреты, свои какие-то пособия и игрушки, которые он может порекомендовать коллегам и родителям дошкольников.
Тема интересная и важная, давайте обязательно обсудим ее! Жду ваших комментариев и советов, дорогие читатели. Подписывайтесь на обновления блога, читайте, пишите мне, задавайте любые вопросы.
С уважением, Татьяна Сухих
Кстати, рекомендую прочитать:
Причины готовности и способы подготовки ребёнка к детскому саду
Привет, мои читатели, союзники и оппоненты! Эту статью я рекомендую…
Игрушки в период адаптации: нужно ли разрешать приносить?
Приветствую вас на своем блоге, уважаемые родители, с вами Татьяна…
Стихи к режимным моментам – с песней дружно мы шагаем…
Привет, дорогие мои! Сухих Татьяна необычайно рада каждой новой встрече….
Существует такое мнение. Для того чтобы человек научился плавать, его выбрасывают из лодки по середине реки. Жесткая мера, но действенная.
Мы своего сына в этом году отправили в лагерь МЧС. Живут в палатках, спят, в спальных мешках, удобства на улице. Плюс занятия по выживанию в экстремальных условиях.
Иногда проблема кроется не в самих родителях, а, например, в бабушке, которая имеет большое влияние на семью и чрезмерно опекает внука.
возможно
У меня старший Лёва ходил в хороший частный детский садик с 2,4 лет. Там было очень маленькое количество деток в группе и занятия по системе Монтессори. Так он буквально за пару месяцев уже стал сам кушать, одеваться, мыть руки, уносить за собой посуду, ходить на горшок и т.д. Думаю, при наличии финансовых возможностей хороший частный садик в раннем возрасте, возможно, не на полный день — самое удобное в плане приучения к самостоятельности
Очень хорошо, вам повезло с детским садом.
Всегда старалась своих детей приучать к самостоятельности, ведь начинается все с малого, а самостоятельный ребенок — это хорошо как для родителей, так и для воспитателей. Не говоря уже о дальнейшем взрослении и формировании личности, самостоятельной и независимой.
Конечно, и работать с такими малышками гораздо легче.
даже не могу представить воспитание в семье, где ребенок в 3-4 года ничего почти не умеет… там с родителями надо разбираться!
Согласна, но иногда так сложно достучатся до некоторых родителей…