Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
11
Июнь

Детская самостоятельность: инициативный и счастливый дошкольник

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Консультация

Доброго времени суток, мои дорогие читатели! Ежедневно в своей практике мы (педагоги) реализуем множество задач, и одной из главных наших целей является формирование такого навыка, как детская самостоятельность, т. е. развитие способностей ребенка к самоорганизации и самостоятельному выполнению определенных задач.

Лично я, Татьяна Сухих, считаю это одним из ключевых навыков, поскольку только так ребенок может гармонично развиваться и комфортно существовать в коллективе. А каково ваше мнение, коллеги и родители?

Проблема формирования детской самостоятельности

Очень часто сегодня детки в доу приходят абсолютно неподготовленными и неспособными самостоятельно решать какие-либо задачи. Многие даже в возрасте 3–4 лет отказываются сами кушать и одеваться. А потом, уже в первом классе школы, к уровню самоорганизации ребятишек предъявляются высокие требования!

Это настоящая проблема и для воспитателей, и для учителей, и для родителей. Если ваш малыш никогда не испытывал трудностей с овладением какими-либо навыками, или в вашей группе нет детей, которые находятся на степени минимальной подготовки к детскому саду, то вам можно просто позавидовать, ведь обычно сложности, к сожалению, есть всегда…

Давайте разберемся, как могут повлиять на развитие детской самостоятельности педагоги? Вместе подумаем, что могут сделать родители в семье, чтобы помочь своим чадам?

С родителями, дети которых готовятся к школе, и воспитателям подготовительных групп сразу могу поделиться полезным материалом:

  • Замечательная книга Г.Б.Мониной, представляющей авторскую программу «Лесенка роста»: множество примеров игр и упражнений, направленных на развитие детской инициативности, самостоятельности и ответственности. Дети 6–7 лет поэтапно учатся строить свою деятельность (идея, планирование, реализация проекта, результат).
  • Пособие Е.П.Николаевой для деток 5–7 лет, в котором собраны различные авторские задания и игры, стимулирующие развитие самостоятельного мышления у дошкольников. Упражнения удобно распределены по темам, тексты написаны очень креативно, дельно и с юмором. Например, в книжечке есть такие разделы, как«Прозрение, или про зрение», «Семья, или без семьи меня немного», «Куда уходит вчерашний день?».

Самостоятельная деятельность или самостоятельные действия?

Разговоров о самостоятельности ведется очень много. Но что такое самостоятельность, что мы вкладываем в это понятие, и каким должен быть самостоятельный ребенок?

Думаю, у каждого родителя и педагога найдется свой ответ на этот вопрос, и каждый будет по-своему прав. Верно? Тем не менее существует ФГОС, и он ориентирован на то, чтобы воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения в ситуации, предусматривающей возможность их выбора. Предполагается также, что ребенок уже должен быть готов нести ответственность за этот выбор.

В принципе, задача ясна, но как добиться поставленных целей? В первую очередь, это, конечно же, поддержка инициативы в любом виде деятельности. Думаю, что любой грамотный педагог в детском саду или родитель никогда не будет пытаться сделать все за ребенка сам, поскольку воспитание самостоятельности всегда предполагает то, что у дошкольника есть мотив к совершению того или иного действия, т. е. желание его совершать по каким-то своим причинам.

Мне кажется, что когда малыш проявляет инициативу, то это совершенно точно значит, что мотив у него уже есть, и он не просто выполняет команды взрослого. Поправьте меня, если я неправа!

Если ребенок заинтересован в выполнении деятельности и реализует свой проект от всего сердца, то и результат будет соответствующий. Поэтому метод проектов считается очень продуктивной формой организации воспитательно-образовательной работы как в детском саду, так и в семье. Главный принцип образования дошкольников, который реализуется в рамках ФГОС, заключается в том, что педагог должен поддерживать любую детскую деятельность.

Это могут быть:

  • навыки самообслуживания;
  • элементарная трудовая деятельность;
  • продуктивные виды деятельности;
  • коммуникативная деятельность;
  • игры;
  • самоорганизации.

Немного полезной литературы

Есть замечательные книжечки от издательства «Учитель», которые выходят в серии «Родителям и детям. Растём самостоятельными». В них как раз реализуются принципы поддержки инициативы у детей и используются методы, активизирующие детскую самостоятельность.

Обучение малышей проходит в виде игр с забавным медвежонком Плюшиком, который учит их самостоятельно осуществлять различные виды деятельности:

  • убирать игрушки;
  • одеваться и раздеваться;
  • кушать;
  • чистить зубки;
  • рисовать и т. д.

Благодаря забавным стишкам и игровым развивающим диалогам детки быстро учатся осваивать новые навыки.Стоит отметить, что в пособиях также очень красивые иллюстрации, а выполнены книжки виде гармошек, что дает возможность малышу постепенно и последовательно осваивать каждый навык.

Развивающие игры и самостоятельность

Мне кажется, что игра, как средство стимулирования самостоятельности, в отношении детей работает стопроцентно! А вы как считаете? Недаром, классификация детских игр, базирующаяся на степени творчества и самостоятельности дошкольников, стала одной из основных в детской педагогике!

Конечно же, в формировании интереса у детей большое значение имеет презентация игры. Думаю, могут быть разные способы подачи материала, но ключевым здесь является ненавязчивость и естественность. Согласны ли вы со мной?

Чаще всего началу игры предшествует беседа. В тех же книжечках про веселого мишку, например, предлагается прежде, чем учить ребенка не разговаривать во время еды, побеседовать с ним, рассказать, что это не только некультурно, но еще и небезопасно, а уже затем прочитать стишок.

После этого малыш может поиграть с веселым мишкой: помочь ему научиться правильно кушать, ответить на его вопросы и задать свои. Всегда приятно видеть, как после таких уроков ребенок «репетирует» полученные знания на кукле, а затем стремиться реализовать их в собственной деятельности и с большим энтузиазмом!

Предметно-развивающая среда

Игры, развивающие самостоятельность, очень важны для детей, но не менее важна и окружающая малыша обстановка. У всех дошкольников в ДОУ есть свободное время, также как и у малышей дома, как сделать так, чтобы оно проходило с пользой?

В садике обычно предметно-развивающая среда организована таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность заниматься любимым делом:

  • Для самостоятельных игр часто создается специальная игротека, где собраны различные игры для развития логики, практических бытовых навыков, есть и игрушки развивающие творческие способности.
  • На стенах в группе могут быть развешаны различные обучающие таблицы и схемы.
  • Могут быть организованы различные тематические экспозиции с использованием игрушек (например, импровизированный зоопарк, магазин, огород и т. д.).
  • Существуют книжные уголки, где литература расставлена по темам или алфавиту.

Мне кажется, что такая среда очень помогает развивать детскую самостоятельность и инициативность, только ее нужно регулярно обновлять. Можно добавлять новые игрушки или менять способ их расположения, развешивать новые схемы и размещать другие дидактические материалы.

Я постаралась рассказать о ключевых моментах, которые используются для развития самостоятельность у дошкольников. Конечно же, есть общие нормы, цели и задачи, поставленные перед воспитателями и регламентированные ФГОС. Но в каждом образовательном учреждении их реализации немного отличается, в зависимости от решений, которые принимает руководство и педсовет, от выбранной образовательной программы.

Мне, как и многим читателям, я думаю, хотелось бы узнать об особенностях развития детской самостоятельности, принципах и методах, которые используют другие педагоги. Буду рада, если вы поделитесь опытом! Безусловно, у каждого воспитателя есть свои секреты, свои какие-то пособия и игрушки, которые он может порекомендовать коллегам и родителям дошкольников.

Тема интересная и важная, давайте обязательно обсудим ее! Жду ваших комментариев и советов, дорогие читатели. Подписывайтесь на обновления блога, читайте, пишите мне, задавайте любые вопросы.

С уважением, Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Причины готовности и способы подготовки ребёнка к детскому саду

Привет, мои читатели, союзники и оппоненты! Эту статью я рекомендую...

11 комментариев
игрушки в сад

Игрушки в период адаптации: нужно ли разрешать приносить?

Приветствую вас на своем блоге, уважаемые родители, с вами Татьяна...

20 комментариев
детский сад

Стихи к режимным моментам – с песней дружно мы шагаем...

Привет, дорогие мои! Сухих Татьяна необычайно рада каждой новой встрече...

3 комментария

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 9
  • Александр
    16.06.2017 в 04:42

    Существует такое мнение. Для того чтобы человек научился плавать, его выбрасывают из лодки по середине реки. Жесткая мера, но действенная.

    Мы своего сына в этом году отправили в лагерь МЧС. Живут в палатках, спят, в спальных мешках, удобства на улице. Плюс занятия по выживанию в экстремальных условиях.

  • Ирина
    12.06.2017 в 22:49

    Иногда проблема кроется не в самих родителях, а, например, в бабушке, которая имеет большое влияние на семью и чрезмерно опекает внука.

  • Лена
    12.06.2017 в 14:27

    У меня старший Лёва ходил в хороший частный детский садик с 2,4 лет. Там было очень маленькое количество деток в группе и занятия по системе Монтессори. Так он буквально за пару месяцев уже стал сам кушать, одеваться, мыть руки, уносить за собой посуду, ходить на горшок и т.д. Думаю, при наличии финансовых возможностей хороший частный садик в раннем возрасте, возможно, не на полный день — самое удобное в плане приучения к самостоятельности :p

    • Татьяна
      12.06.2017 в 17:58

      Очень хорошо, вам повезло с детским садом.

  • Larisa
    12.06.2017 в 01:47

    Всегда старалась своих детей приучать к самостоятельности, ведь начинается все с малого, а самостоятельный ребенок — это хорошо как для родителей, так и для воспитателей. Не говоря уже о дальнейшем взрослении и формировании личности, самостоятельной и независимой.

    • Татьяна
      12.06.2017 в 18:06

      Конечно, и работать с такими малышками гораздо легче.

  • Lara
    11.06.2017 в 18:27

    даже не могу представить воспитание в семье, где ребенок в 3-4 года ничего почти не умеет... там с родителями надо разбираться!

    • Татьяна
      12.06.2017 в 00:41

      Согласна, но иногда так сложно достучатся до некоторых родителей...

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика