Здравствуйте, дорогие друзья! С вами как всегда рада виртуально встретиться Татьяна Сухих. Вы уже привыкли, что я пишу о дошкольном возрасте, но сама понимаю, что мало рассказываю вам о воспитании и развитии крошек, которые еще не ходят в детский сад. Сегодня рассмотрим тему: рисование с детьми раннего возраста.
Содержание статьи:
Поговорим о заблуждениях некоторых родителей
По своим наблюдениям и опыту могу отметить, что часть родителей новорожденных деток впадают в две крайности: либо начинают с самых первых дней активно заниматься развитием малыша, или полностью игнорируют возможности детей в раннем возрасте, надеясь, что в детском саду все пробелы заполнят воспитатели.
Первый тип мамочек сами падают с ног от усталости и перегружают ребенка, стараясь вырастить вундеркиндов, абсолютно не учитывая возрастные физиологические и эмоциональные особенности новорожденных. Второй типаж упор делает на удовлетворение естественных потребностей деток, но упускает ценное время для развития мыслительной и эмоциональной сферы.
1-3 года – благодатный период для закладки фундамента дальнейшего роста ребенка во всех направлениях. Нужно понимать, что важна золотая середина в подходе к воспитанию деток: начинаем их знакомить с окружающей средой, вырабатывать простейшие навыки, развивать память и мышление. Это, конечно, параллельно с физическим развитием.
Но все должно происходить исподволь, с радостью и удовольствием для обеих сторон процесса – и мамы и ребенка. Мы не представляем себе, насколько развита у новорожденных детей чувствительность к настроению и эмоциональному состоянию матери. Если мама раздражена, устала, занимается с малышом через силу, то пользы это не принесет ребенку.
Не можете распланировать так свой день, чтобы найти время для веселых, спокойных 15 минут игры с сыночком или дочкой с пальчиковыми красками, допустим, то лучше и не беритесь. В спешке и раздражении получится один негатив и малыш долго еще не захочет рисовать, помня, как это занятие нервировало его мамочку.
Самый правильный и грамотный вариант – планировать занятия еще до рождения младенца. Пока в декрете, читайте методическую литературу, начертите график игр-занятий на первое время, составьте примерное расписание дня. Вы как бы уже вживетесь в роль хорошей, спокойной и уравновешенной мамочки. Конечно, жизнь вносит в наши планы и расписания свои коррективы, но планирование очень организовывает человека, по себе знаю.
Что посоветует Интернет?
Поскольку я затронула тему рисования с детками досадовского возраста, то позвольте вам порекомендовать отличные, на мой взгляд, методички из «УчМага», которые помогут молодым мамам и папам приобщить ребенка к удивительному миру изобразительного искусства:
- «Рисование с детьми раннего возраста: 1-3 года» – это пособие содержит эффективные рекомендации по приобретению первоначальных навыков работы карандашом, мелками, при чем, предлагаются стандартные и необычные техники рисования;
- «Рисование с детьми 2-3 лет» – здесь представлены занятия с детками в виде конспектов, что будет одинаково полезно как педагогам, так и родителям. Акцент сделан на постепенном освоении детьми разных способов изображения простых предметов, включая нетрадиционные методики.
Если у вас совершенно нет времени заниматься с малышом целенаправленно развивающими упражнениями для пальчиков, то советую подбирать игрушки таким образом, чтобы тренировки мелкой моторики происходили между делом, играючи, как говорится.
Например, малышам всех возрастов нравится конструктор-липучка. Прикольная и полезная вещь. Во-первых, эти колючие репейки отлично воздействуют на чувствительные подушечки пальчиков, заменяя массаж. Во-вторых, любой конструктор представляет собой своеобразный тренажер для развития воображения, ловкости, внимательности, терпения. И потом – поделки из яркого «репейника» очень эффектные получаются.
Для того чтобы малыш полюбил рисование на всю жизнь, нужно заинтересовать его, предложив красивый и удобный инструментарий. Все, что понадобится юным художникам, вы можете найти в Интернет-магазин «Wildberries». Здесь, что мне нравится – это постоянные большие скидки, которые интересно ловить. Они обычно действуют несколько часов, но если уж успеешь, то сэкономишь треть и более от стоимости.
Учим малыша рисовать: с чего начинать?
Я уже писала о раннем приобщении к изобразительному искусству, но тема настолько большая и спорная, что вернусь к вопросу: с какого возраста начинать обучать малышей рисовать? Вообще, стоит сказать, что многие родители даже не догадываются о том, что учить любому виду ИЗО или рукоделия нужно обязательно. Детки сами не догадаются, как рисовать или вырезать или лепить правильно, так, чтобы получилось изобразить задуманное.
Часто слышишь от мам: ой, мой сынок вообще не умеет рисовать, весь в меня. Но, как показывает практика, научить изображать предметы на бумаге можно всех. Детки с недостаточным развитием показывают чудесные результаты и таланты. А здоровые ребята и подавно могут освоить тонкости владения карандашом и кистью.
Существуют эффективные обучения даже взрослых, пошаговые уроки, мастер-классы. Было бы желание… Другое дело, что воспитатели детского сада не в силах сделать из каждого ребенка художника. Мы даем основные навыки деткам, а специально развивать таланты должны родители. Стоит ли говорить, что еще задолго до садика ребеночек может постичь начальные премудрости ИЗО.
Итак, как только детка ваша начала хорошо сидеть, свободно, крепко, можно предлагать рисовать. Первый шаг зависит от вас: если вы готовы к разводам краски по всем поверхностям, включая самого художника – давайте пальчиковые краски. Большой ватман вам в помощь! Ваша задача – показать ребенку, что можно делать с краской. Дайте сначала один цвет и покажите, как можно провести пальчиком линию по бумаге.
Смотрите по настроению малютки – при первом же признаке потери интереса, переключайте внимание на что-то другое. На данном этапе важно вызвать интерес к рисованию.
Если вы не готовы к дополнительной работе по отмыванию всех и вся от краски, работайте с карандашом или восковым мелком. Прямо за столиком для кормления и начинайте веселые уроки-игры. Показывайте ребенку, как держать «орудие» труда, как правильно чертить линию и т.д.
Что касается количества занятий – не переусердствуйте, достаточно 1-2 раза в неделю.
Ребенок подрос – пора усложнять технику рисования
Выше я говорила о детках от 8 месяцев до 1, 5 года, которые только-только начинают знакомиться с секретами изобразительного искусства. В идеале они уже могут держать карандаш правильно, кисть и знают, что с этими предметами делать. Детки этого возраста могут провести линию, различают несколько цветов.
Вот нам уже 2-3 года. Нужно усложнять задачи: чтобы положительно настроить малыша на рисование, советую активно использовать потешки, стихи, сказки на разные темы. Вдохновляйте деток, создайте хорошее настроение, чтобы у них возникло непреодолимое желание с помощью рисования передать свои впечатления.
Очень вам пригодятся картинки в наборах по темам: дом, животные, люди. Рассказали стишок, показали иллюстрацию, затем вместе рисуем. Предложите ребенку продолжить ваш рисунок для начала. Вот захотели вы изобразить Буратино, допустим. Вы начинаете голову, туловище, малыш дорисовывает нос, руки-ноги.
Важно говорить с детками, комментируйте свои действия, развивая тем самым речь и словарный запас маленького художника. Как вы уже поняли из моих предыдущих статей, все, что вы и мы делаем с детьми, направлено на их всестороннее развитие.
Рисование – это еще и общение между участниками процесса. Не просто дав ребенку в руку карандаш, вы развиваете малыша. Нужно активно участвовать в обучении, придумывать новые техники, мотивировать деток, чувствовать отсутствие интереса и уметь поддерживать стойкую заинтересованность. Меняйте материалы – рисуйте не только гуашью, но и зубной пастой, вообще разными способами и техниками.
Я подробно описывала нетрадиционные и традиционные способы в статьях рубрики «Рисование».
При умелой организации домашних занятий, вы сумеете буквально влюбить ребенка в изобразительное искусство на всю жизнь. В результате вы вырастите нестандартную личность, способную к креативным решениям, к созиданию.
Что рисовать с детками? Вот, как раз зима, тема благодатная. Пальчиками ставим отпечатки белой краской – вот вам снег. Поелозили по бумаге – вот и снеговик растаял… Главное – это желание родителей дать малышу все необходимое для всестороннего развития как духовной личности.
Еще немного советов для неравнодушных родителей
Знаете, какой большой шаг в развитии для малыша – первая линия на бумаге карандашом? Это как первый шаг человека в космосе, не меньше! Особенно ценный этап, когда ребенок начинает «читать» свой рисунок, переходя от хаотичных штрихов к тем же штрихам, но осмысленным. Малыши одним и тем же способом изображают множество вещей – то это травка, то дерево, то дядя.
Детки досадовского возраста воспринимают нарисованное изображение как реальный предмет или существо. Изменение каракулей прямо связано с изменениями психики, ее созреванием. Не даром именно по детским рисункам работают психологи, поскольку это окно в мир малыша, который не может выразить словами свои переживания.
Взрослый в жизни малыша играет главную роль, поэтому в раннем возрасте основной способ обучения рисованию и другим видам творчества – демонстрация. Это значит, что вы показываете и помогаете ребенку рисовать. Водите его ручкой, закрепляете двигательные навыки. Повторюсь, что при этом все движения комментируем, задействовав слуховую и зрительную память.
Помните, что на раннем этапе жизни детей задачи такие: вызвать стойкий интерес к творчеству и привить навыки работы с инструментами и материалами. Важно изначально учить правильно использовать инструментарий, по назначению, но постепенно, по мере взросления, внедрять новые и нестандартные приемы и материалы.
Надеюсь, я вас не утомила поучениями? Если вам нетрудно, дайте почитать мою статью друзьям из соцпорталов, иконки которых вы найдете в конце статьи. Также не устаю приглашать подписываться на обновления, давайте общаться активней!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
я сама все детство прорисовала,любой чистый лист уже был разрисован куклами, но вовремя не развила способности.Сейчас рисовать умею, но уже не так активно,как раньше.
Возможно нужен был толчок, но не всегда этот этап вовремя распознают и «продвигают» вперед.
У нас есть липучки, но я никак не могла понять как сними играть вместе с сыночками. Обычно у нас все летает по комнате и потом найти все можно только под кроватью. Как организовать место — я уже знаю. У каждого свой стул и свой стол. Однако усидчивости не занимать. Хватает максимум на 4 минуты. А дальше — стены берегитесь.
Точно подмечено, что если мама не в настроении, то и нечего тогда браться. Знаю из увиденного лично, что для ребенка это не рисование а психическое расстройство. У нас дома так — есть настроение значит рисует, если не хочет, то лучше ее и не уговаривать. А насильно, я считаю тоже не стоит ребенка заставлять.
Всегда в школе восхищался теми сверстниками, которые несколькими штрихами могли точно передать состояние человека или эпизода. К сожалению, таких способностей мне так и не удалось развить.
Но у каждого человека свои таланты и способности. Кто запоминает быстро цифры или читает слова наоборот быстрее чем положено правильно.
Дочь очень рано и хорошо начала рисовать. Но мы в свое время отдали предпочтение танцам и оставили в стороне рисование. Сейчас немного жалею об этом, но всего было не объять…
У нас недавно проходила выставка работ самого юного художника. Девочке 2 года. И вот смогли сделать персональную выставку.
Здорово, а где можно посмотреть эту выставку, есть фотографии?
Ничего себе. Вот это талант у малыша, ну и разумеется заслуга родителей. Думаю, такое событие должно появиться в социальных сетях. Мне прям интересно посмотреть. Моей дочери тоже два года, но кроме полосочек и кривых загагулин она ничего не умеет.
Начали рисовать с дочкой с 1,5 лет акварельными красками. До этого были конечно карандаши и мелки. Сейчас нам 1,9. Вчера увидела нарисованное лицо человека. Моему удивлению не было предела. Глаза, нос, рот и даже уши. Все практически на месте. И не страшно что пока цвета путает и краски потом вымываешь до первоначального вида. Талант надо развивать))
Обязательно нужно развивать, удачи вам Вера, у вас развивается творческая личность))
я помню, что я в детстве обожала рисовать… надо развивать способности ребенка. Рисование — очень интересное занятие для ребенка!
Совершенно верно и это один из первых видов деятельности которым родители начинают занимать деток.
Красивый у вас сайт. Очень понравилась кнопка поднять наверх с воздушными шариками. :)
Удачи!
Спасибо)) приятно, заходите по чаще
Моя дочка просто обожает рисовать, ей 1,3 года рисует каждый день карандашами, мелом, иногда мы с ней красками рисуем, но процесс отмывания всего слишком утомителен, еще иногда любит просто сидеть и смотреть как я ей рисую.
Сын особой любви к рисованию в этом возрасте не питал, пальчиковые краски я помню вообще не оценил. А сейчас сам иногда садится, краски достает и рисует уже не каракули, а красивые мальчишечьи рисунки.
Молодцы, всё правиотно, ребёнок с раннего возраста учится держать карандашь, а вот Чем можно рисовать с детьми в детском саду я говорила в этой статье https://metodbv.ru/zanyatiya-po-risovaniyu-s-detmi/ рекомендую почитать.
Возможно большинство мальчиков именно такие. У меня мы тоже не особо любил рисовать, сложно мы это делали, пальчиковые краски вообще выбросил и сказал -неть))). Дочь любит рисовать, купили ей мольберт огромный, там она и карандашами и мелом и чем только не рисует. И вот сейчас сыну 13 лет и он с ней садится и рисует))). Еще и спорить умудряется)
Первые линии, кружочки, точки — все начинается с малого. Сразу не становятся великими художниками. И приучать детей к творчеству нужно с раннего возраста. Рисовать можно и красками, карандашами.
Часто малыши делают на бумаге отпечатки своих ладошек, ножек. А потом что-то еще дорисовывают и получается замечательная картинка.
Это любимое занятие детей (рисование руками), но есть некоторые чистюли которым очень жалко марать свои пальчики, у меня в группе есть девочка, она даже плакала раньше когда я говорила что будем рисовать пальчиками, ей очень не хотелось их марать))