Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Методические рекомендации речевой среды в группе раннего возраста. Часть 2

Дата: 9 июня 2019 в 21:00

В прошлой статье я начала рассказывать о формировании и использовании предметно-пространственной среды для развития речи. Предлагаю ознакомиться с первой частью. Сегодня я продолжу методические рекомендации речевой среды и опишу другие предметно-развивающие уголки в ДОУ.

Театрализованный центр: польза для речи – огромная

Психологически сложилось, что ребенку проще что-то делать понарошку, чем взаправду. Не так страшно и ответственности меньше. Дети младшей группы отлично постигают речевые навыки, когда разговаривают репликами героев из театрализованных представлений. Поэтому важно привлекать малышей к театральным постановкам, давать им роли со словами.

театрализованный центр

Театральные игры учат не только фантазировать и перевоплощаться. Они помогают перебороть страх разговаривать и использовать голос. Иногда их помещают в речевой центр, а иногда выделают отдельный стенд – все зависит от наполненности. Что понадобится для организации театрального уголка:

  • ширма для игр и постановок;
  • театры – кукольный, настольный (плоскостной), пальчиковый, перчаточный (бибабо), резиновых игрушек;
  • маски животных и сказочных героев;
  • мелкие тематические игрушки для обыгрывания ситуаций;
  • парики, шляпы, другой реквизит;
  • специальные театрализованные игры (по возможности).

Театр, как и игры со сверстниками, позволяет развивать диалогическую речь. А сама театрализация делает важные и нужные занятия живыми, интересными. Она помогает преодолеть речевой негативизм, учит удерживать внимание, развивает интонацию и дикцию. Особенно, если ребенок старается разговаривать разными голосами, пробует овладеть артикуляционным аппаратом.

Центр изобразительной и художественной деятельности

Лепка, аппликация, рисование развивают мелкую моторику. Это важно для установления связей в мозгу и развития речи. Поэтому логично использовать уголок искусств в качестве развивающей речевой среды. Что можно порекомендовать для оборудования этого центра:

  • столы для ИЗО;
  • мольберты;
  • материалы для работы (краски, фломастеры, карандаши, альбомы, мелки, кисточки, трафареты, раскраски, салфетки, пластилин и инструменты для лепки, цветная бумага, клей, другое);
    вкладыши, наклейки, трафареты;
  • альбомы по хохломской, городецкой и другой росписи, по раскрашиванию матрешек и т.д.

центр изо

Сенсорно-строительный уголок: важно для мелкой моторики

Развивать пальчики и общую моторику помогает не только творчество. Но и работа с конструкторами, мозаиками, паззлами. Поэтому предлагаю в качестве развивающей речевой среды использовать стенд с играми и сенсорными тренажерами. Для группы раннего возраста его можно наполнить подходящим под возраст материалом. А именно, подготовить столы и положить на полки стенда:

  • картонные пазлы с количеством элементов от 3-4 штук (рисунки в виде зверушек, куколок, машинок);
  • пластиковые конструкторы, «Лего»;
  • мозаику с рисунками-образцами для повторения;
  • разные матрешки, пирамидки и другие подобные игры;
  • игрушки-шнуровки;
  • домино;
  • разрезные картинки из 2-х частей;
  • массажные и пупырчатые мячики;
  • прищепки.

сенсорно-строительный уголок

Такие игры развивают моторику, тренируют мышечный аппарат, стимулируют предметную деятельность. Детям младшей группы еще рановато давать бусинки и игры типа «Золушка» (разобрать по двум емкостям семечки и фасолины).

Можно использовать игру «Накорми поросенка». Для нее желательно брать предметы средней крупности, которые надо просовывать в дырочку («кормить» зверушку). Например, желуди или большие пуговицы. Из них же стоит сделать сухой пальчиковый бассейн. В нем можно спрятать какую-то небольшую игрушку, которую дети должны найти.

Методические рекомендации речевой среды: структура

Итак, при составлении методических рекомендаций я бы использовала такую структуру (последовательность изложения):

  • Цель. Развивать речь детей в группе раннего возраста ДОУ с помощью предметно-развивающей среды. Насытить окружающую среду компонентами, которые помогут улучшить речь.
  • Задачи. Тут попунктно можно расписать, для чего создается методичка. Например, чтобы перечислить материалы, необходимые для формирования речевой предметно пространственной среды. Описать принципы их использования. Создать среду, которая помогала бы развивать речь малышей. Чтобы она была безопасной, многофункциональной, трансформируемой и т.д. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.
  • Актуальность. Речевое развитие можно рассматривать как основу для формирования личности ребенка. В младшей группе ДОУ становлению навыков речи обычно уделяется гораздо меньшее внимание, чем в средней и старшей. Наша задача – начать создавать естественные условия для развития речи как можно раньше. И речевая предметная среда – одно из таких условий.
  • Основная часть – формирование и использование развивающей речевой предметно-пространственной среды. Пункт разбиваем на подпункты. В них перечисляем все полезные для речи развивающие центры в группе. Перечисляем их оборудование и описываем, как им пользоваться.
  • Рекомендации родителям. Можно подготовить в виде небольших лекций о значении пальчиковых игр, совместного творчества и занятий в семье.

На начало учебного года (в сентябре) проводится мониторинг. Он позволяет описать речевые навыки каждого ребенка, выявить проблемы. Для их решения нужно организовать развивающую среду. При чем так, чтобы она позволила развивать все виды речи. Давала детям возможность наблюдать, проявлять себя, брать инициативу. Такой же мониторинг делается в конце года.

Что еще стоит упомянуть?

Это далеко не все, что можно использовать для развития речи младшей группе ДОУ. Например, чтобы ребенок правильно выговаривал слова, ему нужно натренировать слух, научить внимательно слушать. Слуховое внимание поможет развить музыкальный центр в группе. В рекомендациях можно написать, как именно использовать музинструменты для этого. Стоит проконсультироваться с музыкальным руководителем.

Зачем так много всего в группе? Во-первых, все эти игры и занятия можно включить в повседневную программу. Во-вторых, педагогическая практика поддерживает импровизацию. Это значит, что воспитатель может выбирать те методы и приемы обучения, которые наилучшим образом подойдут для взаимодействия с определенными детьми. То есть воспитатель сможет учесть уникальность и интересы каждого ребенка.

Работа по созданию речевой пространственно-развивающей среды никогда не заканчивается. Идеи приходят с опытом. Среда развивается в зависимости от особенностей деток, времен года, праздников, выбранной недельной тематики. Следовательно, и способов ее использования становится все больше. Чем более индивидуализированным будет подход к каждому ребенку, тем качественнее проявятся результаты работы.

Хорошая речь – важное условие всестороннего развития малышей в текущей и будущей жизни. Поэтому на нее надо пытаться воздействовать с самого раннего возраста. Сначала – правильными примерами и собственной речью. Потом – стимулировать ребенка воспринимать информацию на слух, тренировать артикуляцию и не бояться разговаривать.

Если статья была для вас полезной, пожалуйста, оцените ее. И задавайте вопросы, буду рада ответить. На этом прощаюсь, до следующих статей и встреч!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5/5 - (4 голоса)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика