Рада приветствовать на страничках моего блога своих друзей и коллег! Ваша Татьяна Сухих продолжает излагать свои наблюдения по поводу разных педагогических и бытовых проблем. Так, сегодня хочу рассказать, как проходит лепка в первой младшей группе – то есть, как мы обучаем технике работы с пластичными материалами самых маленьких воспитанников детского сада.
Детки третьего года жизни – это чрезвычайно интересные создания, которые с таким восторгом познают мир! Они только делают первые шаги в целенаправленном обучении всевозможным знаниям и навыкам. Работать с этим «контингентом» очень сложно, но это благодарный труд. Именно начало большого пути малыша к взрослению начинается в первой младшей группе и это не преувеличение. Оторвав ребенка от привычной для него жизни с мамой и отдав его на попечение чужих людей, вы помогаете ему стать частью большого мира…
Большинство родителей, отдав дитя в детский сад, интересуются только тем, как он ел, спал, не плакал ли. Но мало кто спрашивает: а чему он научился?
Хочу специально для родителей рассказать, как мы обучаем деток лепке, чтобы они имели представление о том, чем же мы там все занимаемся в детском саду, и за что нам платят зарплату. Даже такое вроде бы легкое занятие – лепка – предполагает наличие у воспитателя большого багажа педагогических приемов, фокусов, секретов, которые помогают научить ребенка искусству что-то создавать своими руками.
Содержание статьи:
Главная помощница педагога– это методическая литература!
Это моя фишка – в начале статьи знакомить вас с моими находками из Интернет-магазинов, которые помогают лично мне в работе, а также моим коллегам.
И сегодня рекомендую три замечательные методички, купить их можно на портале «Книга.ру»:
- [urlspan]«Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа»[/urlspan] – пособие, в котором подан материал о взаимосвязи всех компонентов комплексного развития ребенка. То есть, как сочетать в творческих занятиях развитие речи, физическую культуру и способы познания окружающего мира.
- [urlspan]«Художественно-эстетическое развитие. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»[/urlspan]. Книга содержит конспекты занятий по аппликации, лепке, рисованию для первой и второй младших групп. Кроме того, есть обучающий диск, который раскрывает секреты художественного и творческого развития деток.
- [urlspan]«Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»[/urlspan]: планирование, конспекты». Данное пособие рассчитано на воспитателей первой младшей группы детского сада, а также студентов педвузов.
Стоит сказать, что рекомендованная мной литература разработана по ФГОС и одобрена Министерством образования и науки. Кстати, кто не в курсе – ФГОС – расшифровывается как федеральные государственные образовательные стандарты. Так что, у нас все серьезно!
Надеюсь, подборка методичек кому-то пригодится из коллег!
Как научить ребенка лепить?
Самое худшее, с точки зрения педагогики, что можно сделать с пластилином или глиной – просто дать в руки ребенку без всяких объяснений, надеясь, что он догадается, что с этим делать. Но так часто поступают родители, удивляясь потом, что дети ничего не лепят, а просто размазывают массу по всем доступным местам.
Другие малыши вообще отказываются брать в руки массу, возможно, вид не внушает доверия или просто они боятся всего нового, бывает и такое. Все это нормально и вполне оправданно отсутствием опыта. Не показав, что можно сделать из пластилина, вы обрекаете ребенка на то, что он разлюбит этот вид творчества, не успев толком понять его смысл и огромный потенциал.
Занятие по лепке у самых маленьких воспитанников проходит в несколько этапов. Самое важное – правильно познакомить деток с глиной или пластилином.
Если есть возможность у воспитателя, лучше вводные занятия по изучению материала проводить с небольшими группами по 5-6 человек. Вы, родители, просто усаживаете малыша за столик, обустроив рабочее место: хорошо закрепленная дощечка для лепки, влажные салфетки и, собственно, кусок пластилина. Не стоит показывать всю коробку, поскольку малыш сразу начнет отвлекаться на яркие куски, и вы не сможете завладеть его вниманием.
Берем кусок пластилина или глины и показываем ребятам, рассказывая при этом, что это, какой это мягкий материал. Показываем, что его можно мять, от него можно отрывать кусочки и обратно прикреплять, и что его можно раскатывать. Говорим – сейчас я сделаю палочку – и начинаем раскатывать кусок пластилина по дощечке ладонью. Показываем палочку и даем ребенку в руки, предлагаю тоже покатать ее ладошкой по дощечке.
Мы уже показали первый прием работы с пластилином – раскатывание и формирование колбаски. К слову, дети в этом возрасте не могут хорошо работать двумя ручками, поэтому следует показать, как раскатывать одной ладошкой.
Сила давления может быть либо слишком слабой, либо чересчур сильной, нужно помочь ребенку определить правильную силу давления, положив свою ладонь поверх ручки малыша и покатав заготовку вместе.
Потом стоит показать детям, что из палочки-колбаски можно сделать кольцо. Скрепляем два конца палочки, комментируя все свои действия. Малыши рассматривают ваше кольцо, а потом пытаются сделать свое кольцо, скатав сначала палочку, потом скрепив два конца вместе.
Конспект по лепке в 1 младшей группе «Вводное занятие» обычно предусматривает только эту операцию с пластилином, но если вы видите, что ваш ребенок увлекся, можно показать ему, как сделать пирамидку. Сначала палочку, которая послужит стержнем, ее можно закрепить прямо на дощечке, затем делаем 2-3 колечка и насаживаем на палочку.
Стоит перед работой показать детали пирамидки «вживую» – разобрать ее, отдельно палочку, отдельно колечки и попробовать слепить такие же детали.
Методическая литература по ФГОС рекомендует лепить после палочки шарик, научиться сплющивать его и из палочки и блинчика сделать грибочек. Но это не принципиально, лепите с ребенком пирамидку или гриб, но не стоит сразу пытаться сделать что-то сложное. И также важно вовремя остановить малыша, переключить его внимание, если он начинает отвлекаться, ломать поделку, шалить. Лучше перенесите занятие на следующий день или по желанию малыша на несколько дней.
Конечно, мы, воспитатели, фактически, ни шагу не делаем, не написав конспект НОД, но это не значит, что наша деятельность чисто формальная. Поверьте, есть методика обучения и она реально действенная, поэтому не грех и родителям, которые занимаются с детками дома, послушать рекомендации о том, как правильно провести занятие (лепка 1 младшая группа).
Детям нравится лепить разные предметы, если они заранее знают, как их применять в игре. Вот, например, слепив несколько тех же палочек, можно сделать забор вокруг домика. Приготовим домик из картона на подставке и покажем, как сделать забор из палочек. Это покажет малышам, каковы возможности для творчества у пластилина.
Продолжение следует…
Обычно, когда уже наступает март, мы под это дело изучаем новую технику лепки в первой младшей группе – размазывание пластилина по поверхности. По-умному это называется – пластилинография.
Как это мы делаем в 1 младшей группе?
Проводим вводную беседу, о том, что наступила весна и происходит таяние снега, появляются сосульки. Можем послушать музыку, песенки попеть, поиграть в потешки, а потом на заранее нарисованной иллюстрации делать пластилинографию. Ну, допустим, нарисован дом, на крыше снег еще не растаял, но солнышко светит вовсю. Нужно добавить сосульки на крышу дома. Мы берем белый или светло-голубой пластилин, отщипываем кусочек и по краю крыши размазываем таким образом, чтобы получились сосульки.
Вы тоже можете показать малышу эту технику и сделать свою картинку, это очень увлекательное занятие – размазывать пластилин!
Что еще может первая младшая группа сделать из пластилина?
Конечно, если скоро праздник, например пришла весна, то скоро – 8 Марта. Не оставим же маму без подарка!
Можно заранее нарисовать на разноцветных листах картона восьмерку и облепить ее пластилиновыми шариками. Или под цифрой «8» налепить бусы для мамы из тех же разноцветных шариков. Это еще один способ лепки – мозаика. Таким же образом можно делать и другие поделки к соответствующим праздникам и просто так для досуга в семейном кругу.
Как видите, обучение лепке – дело серьезное, в детском саду занятия не проходят абы как. Вот я когда пишу конспект НОД, то стараюсь, чтобы занятия проходили интересно, с изюминкой. Постоянно ищу что-то новое в методике, стараюсь не стоять на месте.
Но остановиться все-таки придется, и так столько наворотила! Если есть вопросы – жду!
Делитесь также ссылками, подписывайтесь на новости!
До скорой встречи, друзья! С уважением, автор блога Татьяна Сухих.
очень нуждаюсь в методике проведения занятий с малышами 2-3 года, а у Вас так подробно описано, первую ошибку с пластилином наша мама уже сделала, весь ковер залепили, бабушка хотела бы исправить Благодарю!
Валентина, постараюсь найти для вас материал, следите за новыми статьями в блоге.
А ведь и правда. Когда дети приходят домой, родители у них спрашивают только как кушал, спал и не обижали ли. А про творчество никто и не вспоминает. Мы тоже уже начали делать поделки с пластилина на бумаге. Только я катаю шарики и кладу их на фигуру, а дочь пальчиком их придавливает и говорит О-па)))
отлично, всё правильно мы тоже с этого начинали)))