Доброго здоровья всем моим дорогим читателям! С вами Татьяна Сухих с захватывающей темой: комплексное занятие для детей дошкольного возраста. Заморочили нам всем головы с этими нововведениями. Вроде как растим вундеркиндов, изобретая все новые и новые термины для обозначения привычных понятий.
Вот назвали умные люди обычные занятия в детском саду НОД – непосредственно образовательная деятельность, и давай, переписывай все конспекты занятий, подгоняя их к новым требованиям.
Как вы выходите из положения?
Получилось у вас перейти на новые формы работы с малышами? Расскажите!
Мы с вами, конечно, понимаем разницу между старым добрым комплексным развивающим занятием для детей — дошкольников и НОД, но по сути отличия заключаются в перемещении акцентов и смещении роли воспитателя в совместной деятельности дошкольника и педагога…
Содержание статьи:
Вооружаемся до зубов: что рекомендуют педагоги-методисты
Я, естественно, пользуюсь сама и всячески рекомендую крайне нужную для любого воспитателя методическую литературу.
Так, начну с пособия Погудкиной И.С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)». Это очень удачная методичка, которая поможет нам развивать у ребят все необходимые качества: моторику пальцев, восприятие, активную речь, координацию движений и еще много чего. Здесь есть советы по поводу того, как делать массаж пальчиков, описание разнообразных игровых мероприятий, а также конспекты интересных уроков для малышей от года.
Далее, можно изучить тематическую книгу о развитии «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова). Здесь вы найдете бесценные рекомендации по всестороннему развитию малышей, обогащению чувственного опыта и формированию полезных навыков. Также в книге помещены конспекты организованной образовательной деятельности для детей 2 лет и старше.
Помимо печатных изданий, я лично очень уважаю современные электронные пособия для компьютера.
Не будем отказываться от новых технологий, правда?
Отличный материал собран на компакт-диске «Комплексные занятия в ДОУ» для детей 2-3 лет и более старших воспитанников детских садов вплоть до подготовительной группы. Здесь есть примерные конспекты развивающих мероприятий по математике, письму, эстетичному, фольклорному, социальному развитию дошкольников.
Еще один достойный внимания тематический диск, посвященный планированию, презентациям, проведению развивающих мероприятий для детей 3-4 лет и даже учеников начальной школы. Насыщенная полезная информация подана интересно и неординарно.
Также нельзя обойти молчанием сборник конспектов обучающих мероприятий Новиковской О.А., который подает полные описания занятий с детьми в форме игр, заданий, упражнений. Здесь все удобно спланировано на весь учебный год, так что не нужно ничего выдумывать.
Подобные материалы просто обязаны «поселиться» в библиотечке каждого воспитателя, так я считаю. Вы согласны? Порекомендуйте свои методические находки, я буду благодарна.
Начинаем жить по-новому или как перейти от обычных занятий к НОД?
Итак, чем, собственно, отличаются классические комплексные занятия с детьми раннего и старшего дошкольного возраста?
Самое главное, что следует понять, что новый подход к обеспечению всестороннего развития воспитанника в ДОУ предусматривает уход от учебной деятельности, занятий, короче говоря, и переход к игровым формам обучения. Игре сегодня в дошкольной педагогике отводится чрезвычайно важная роль. Игра нужна не только для детей 1 года, но она сопровождает маленького человека все его детство.
Но не стоит думать, что занятий как таковых проводить не нужно. Обучение посредством этой привычной для нас и детей от 3 лет формы продолжается, но при этом меняется роль воспитателя и воспитанника. Вместо монолога сегодня необходимо организовать активный диалог группы и педагога.
Обучение должно проводиться таким образом, чтобы дошкольник из объекта превратился в равноправного субъекта, который активно действует вместе с воспитателем и ничуть не менее активно, чем педагог.
Короче, вместо привычной формы проведения занятий, когда воспитатель «пляшет» вокруг малышей, рассказывает, показывает, учит, руководит, нужно создать творческую атмосферу равноправного взаимодействия, применяя разнообразные формы работы. Для детей 1-2 лет основная форма обучения – игра, для ребят старше – мастер-классы, беседы, исследования.
Нам всем с вами известно, что для детей 2 лет, скажем, практически невозможно усидеть на месте длительное время. Комплексное обучение с этим возрастом должно проходить на абсолютно добровольном начале, то есть, человечек волен прекратить или вообще не вступать в совместную деятельность, если ему категорически не хочется этого делать.
Сие не значит, что хаос в группе приветствуется. Нет, просто мы должны уважать индивидуальные особенности каждого члена группы, чувствуя его эмоциональное состояние и готовность или неготовность участвовать в общей деятельности.
Развивающие мероприятия для детей 2 лет и старше также предполагают свободное перемещение во время занятий, а также индивидуальный темп работы.
Пора остановиться, в следующий раз продолжу эту тему. А вас прошу активно включиться! Делитесь ссылочками, можно подписаться на новости и пригласить друзей в нашу компанию.
С вами была Татьяна Сухих, вам отличного настроения!
До скорого!
Спасибо, Татьяна, что раскрываете завесу работы воспитателя. Как всё оказывается, не просто. Но всё, что ни делается — к лучшему?
Спасибо за перечень методической литературы. Я думаю найдется что-то подходящее и для нас)
Татьяна, у вас такая ответственная и нужная профессия! У меня тоже есть маленький дошкольник, поэтому рекомендованная вами методическая литература мне обязательно пригодится, спасибо.
Пожалуйста Оксана, буду очень рада, если рекомендованная мною литература, поможет в развитии вашего малыша!
Татьяна, я думаю, многим родителям будет полезен ваш сайт.А дети — отражение родителей. И важно об этом помнить. Они нуждаются во внимании и любви.
Вы абсолютно правы Ирина!
Книга Погудкиной зачетная)
Да, не то слово, я сегодня по ней готовила занятия на завтра, очень выручает.
Татьяна, у Вас очень полезный и нужный блог не только для воспитателей, но и для родителей дошколят. Сейчас ситуация в детско-родительских взаимоотношениях желает оставаться всё лучше и лучше. Молодые мамочки делают всё, кроме занятия со своими детьми. А если они переключают своё внимание на своего ребёнка, то начинают его отчитывать за всё, что можно и нельзя. А пап с детьми встретишь довольно редко.
Очень хотелось бы, чтобы молодые родители больше времени проводили с детьми, занимались и играли с ними, а не перевали бы всё на детский сад. Но многие не хотят… А потом «тащат» ребёнка к психологу — не могут справиться.
Вера вы абсолютно правы, прежде чем ругать нужно родителям посмотреть на себя «А что сделал ты? Чтобы ребёнок вел себя хорошо и умел общаться и играть с другими детьми.» Спасибо за вашу поддержку)