Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Тяжелые нарушения речи: где корректируются и зачем нужна коррекция

Дата: 16 августа 2018 в 21:00
Рубрика: Детей

Чуть раньше мы уже говорили о нарушениях речевого развития: почему они возникают, какими бывают и почему их нельзя пускать на самотек. Сегодняшняя тема – тяжелые нарушения речи у деток. У таких малышей психика и слух не нарушены, имеются только проблемы с воспроизведением и/или пониманием речи. Тяжелые речевые проблемы надо корректировать, и чем раньше, тем лучше – иначе ребенок не сможет пойти в обычную школу.

Почему целенаправленная коррекция речевого развития – это важно

С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.

Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.

Хочу посоветовать литературу, которая поможет занятиям с ребенком дома и в детсаду. Издания направлены на устранение недостатков речи, моторики и решение других попутных проблем. Их составляли профессиональные дефектологи и логопеды. Детям будет интересно!

  • «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет». Поможет ознакомить деток с темами здорового образа жизни: расскажет о чистоте, режиме дня, аппетите, вирусах и микробах
  • «Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет». Название говорит само за себя, книга поможет развивать детей физически. Подвижные игры дополняются речевым сопровождением. Они соответствуют изучаемым лексическим темам.
  • «Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». Ознакомление детей с предметами русского быта и культуры с попутным устранением недостатков речи.
  • «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет». Практическое руководство поможет логопедам при подготовке старшей группы детсадовцев к школе.

Что такое тяжелые нарушения речи



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

  1. Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.
  2. В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.
  3. У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать

Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

  • Неустойчивость внимания. Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили со слов.
  • Плохая способность абстрагироваться и обобщать.
  • Недостаточно развитый самоконтроль.
  • Нежелание заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.
  • Утомляемость и плохая работоспособность.
  • Нестандартное зрительно-пространственное восприятие. Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах. Нарушения пространственного восприятия часто провоцируют дислексию или дисграфию.
  • Неспособность мотивировать себя к обучению.
  • Часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.
  • Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.

Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. И найти детсад либо другое заведение, где ребенку помогут.

Как учат деток с ТНР в детском саду?

Дошкольники с ТНР могут обучаться в ДОУ специализированных, а также в обычных детсадах, где есть логопед-профи. Для работы с ними дошкольное учреждение разрабатывает Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Она создается на базе примерной адаптированной основной программы по ФГОС. Эта программа действительна только для конкретного детсада.

Она должна учитывать особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности ребенка, предусматривать коррекцию и социальную адаптацию. То есть происходит то, о чем писалось в одной из предыдущих статей: детсад берет одну из примерных общегосударственных программ и адаптирует ее под себя (в данном случае – под одного или нескольких учащихся). Документ утверждается заведующей и согласовывается с управляющим советом.

В одном саду может действовать несколько адаптированных программ: например, для деток с ТНР, задержкой психического развития и т.д. В документе должно быть несколько важных разделов, среди которых:

  • запланированные результаты освоения программы;
  • система оценки достижений;
  • перечисление предметов и действий для достижения цели;
  • программа внеучебной деятельности.

Почему стоит отдавать ребенка с ТНР в детсад, где до этого уже обучался ребенок с похожими проблемами? Потому, что воспитатели с этим уже сталкивались, имеют наработанный опыт и знают, в каком направлении двигаться. Скорее всего, под нового ребенка с ОВЗ будет разработана новая программа с учетом его индивидуальных особенностей.

Для деток с ТНР есть смысл обучаться в общеобразовательном ДОУ по адаптированной образовательной программе. Особенно, если среди воспитателей есть специалист по нарушениям речи. Ребенок будет постоянно в коллективе с обычными детками. Тут два плюса: он сможет чему-то от них научиться и не будет находиться в «теплице» специализированного ДОУ.

Сочетание коррекционной и общей развивающей программ

Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.

Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения. Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию. Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.

Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.

Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.

Задача родителей – помогать специалистам

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.

Деткам с заиканием нужно организовать дома спокойные условия. Не заставлять их много разговаривать, укладывать днем спать. Лучше помогать малышу договорить слово, если он застопорился. Приветствуется «режим молчания», рекомендуют разговаривать шепотом. При ребенке не стоит обсуждать его дефект, особенно с посторонними.

При алалии ребенок плохо разговаривает или вовсе не может этого делать из-за повреждения речевых участков мозга. Такие поражения бывают из-за родовой травмы или других причин. При сенсорной алалии рекомендуют ограничить общение ребенка с окружающими, выключать радио и ТВ. Помогает создание искусственного зрительного голода. Как бы странно это не звучало, но нужно ограничить игрушки и картинки. Такой спокойный фон поможет специалисту в коррекционной работе.

В случае дизартрии первостепенное внимание нужно уделить чередованию сна и бодрствования. У малышей с дизартрией есть проблемы с моторикой пальчиков и кистей: они с трудом сами одеваются, делают гигиенические процедуры, держат ложку, оперируют предметами. Родители должны учить деток правильно захватывать руками вещи, держать их, перекладывать. За успехи надо ободрять и хвалить. Задача родителей – терпеливо и методично учить детей навыкам самообслуживания.

При закрытой ринолалии страдает тембр голоса и произношение звуков. Это случается, если есть непроходимость в носовой полости из-за аденоидов, полипов, искривленной носовой перегородки. Если доктор советует их устранить, стоит прислушаться к его мнению – вместе с дефектом могут исчезнуть сложности произношения.

Есть и открытая ринолалия из-за расщелин неба. Таким малышам рекомендуют реконструктивную операцию до оформления в школу. Начинать заниматься стоит до операции, это поможет правильно сформировать артикулирующие органы.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Тяжелые нарушения речи: где корректируются и зачем нужна коррекция
5 (100%) 6 votes

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 8
  • Маргарита
    30.08.2018 в 23:44

    Тяжёлые случаи это конечно, очень плохо. И даже если лечить их в детском саду, то, могут дразнить малышей, а это очень не приятно, когда твоих детей дразнят.

  • Ирина
    26.08.2018 в 15:51

    Как верно подмечено — родители должны помогать, а не мешать специалистам. К сожалению, многие родители не сразу понимают важность и необходимость специальных занятий с ребенком с такими серьезными проблемами с речью.

  • Юлия (moreidey.ru)
    23.08.2018 в 13:25

    Хорошо, когда в садике есть логопед. В маленьких городах и сельской местности, к сожалению, чаще всего этого специалиста в детских учреждениях нет. При желании, конечно, можно платно через интернет заниматься, но это тоже не все люди могут себе позволить, особенно в той же сельской местности, где огромная проблема с трудоустройством, а зарплаты, в основном, минимальные.

  • Lara
    21.08.2018 в 15:37

    В любом случае, нужна коррекция, чтобы ребенок не был травмирован и не имел проблем в жизни

    • Юлия (moreidey.ru)
      29.08.2018 в 22:04

      Это верно. Как при серьезных заболеваниях без помощи врачей не обойтись, так и при тяжелых нарушениях речи нужна помощь специалистов, чтобы не испортить жизнь ребенку.

  • Елена Полещук
    18.08.2018 в 19:19

    В нашем гороно очень трудно добиться места в детском саду. Моя знакомая два месяца возила внучку к логопеду, чтобы взяли ребёнка в сад. Такое условие поставили в гороно — пока не научится чётко разговаривать, места не дадут. ( хотя очередь подошла, и логопед в саду есть!!) В итоге у платного логопеда она познакомилась с женщиной, которая водит своего сына в частный детский сад. И пошли они в этот частный садик. Очень довольны — и логопед есть и медсестра и воспитатели милые все) Не нахвалятся. :p

    • Alegik_27
      21.08.2018 в 23:03

      Ну вот видите как всё удачно сложилось. Как говорится «Не было бы счастья...». Но лучше, когда детки растут здоровые сильные и умные!

      А места в детских садах — это отдельная тема для разговора;-)

      • Маргарита
        20.09.2018 в 23:38

        Если родители или воспитатели вовремя заметят проблему, пусть даже не большую с речью, то её нужно вылечить, и не откладывая на потом. После она может вырасти и превратится в большую. Согласна что места в детском саду это вообще, отдельный разговор, так — как иногда случается так, что заняли место, всё в порядке, а потом вдруг его занял кто — то другой. Или заняли очередь на места в детский сад, ждали — ждали, и видимо как — то пропустили этих людей, что до них очередь так и не дошла.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика