Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Программа для разновозрастной группы: как совместить несовместимое?

Дата: 26 марта 2017 в 09:00

Всем привет! Татьяна Сухих как обычно рада встрече, пусть и виртуальной, но я чувствую, что обмен энергетикой происходит постоянно, о чем свидетельствуют ваш интерес к моему блогу. Недавно мне задали вопрос, как составляется программа для разновозрастной группы на основе типовой программы «От рождения до школы» и где найти образец. Не могла оставить человека в беде и прошерстила весь Интернет в поисках наилучшего результата по запросу.

Несколько слов об особенностях разновозрастных групп в детском саду

Обычно детки разного возраста собирают в одну группу в малокомплектных детсадах. Это характерно для поселковых садиков, деревенских. Также в частных дошкольных учреждениях, где система образования и развития построена на методиках Марии Монтессори либо на принципах вальфдорской педагогики – в этом случае пребывание в одной группе разновозрастных воспитанников является принципиальным.

Существуют также группы кратковременного пребывания деток на базе муниципальных или частных детских садов, вот в таких группах тоже могут воспитываться ребятки от 3-7 лет.

Поскольку по нашим законам каждый ребенок имеет право на комфортное и счастливое детство, то, несмотря на сложности образовательного процесса в нестандартных группах, воспитатели должны так построить работу, чтобы обеспечить всем малышам одинаковые возможности для развития и дошкольного образования.

редакторы

Есть, на мой взгляд, как преимущества совместного обучения разновозрастных ребят, так и недостатки. Из минусов – это большая нагрузка на воспитателя, думаю, не нужно объяснять, почему. Вы только представьте, как провести занятие, допустим, по счету, для малышей 3-х и 6-лет одновременно?

Для детей минусов при грамотном построение рабочего процесса нет, одни преимущества: младшие тянутся за старшими, а старшачки учатся терпимости, умению заботиться о других. Как в многодетной семье – знания и навыки передаются от старшего поколения к младшему. Это отличный опыт для деток. Они привыкают жить среди детей разного уровня развития как физического, так и умственного.

Педагогам таких групп нужно быть настоящими стратегами, логистами, если можно так выразиться. Требуется высокий уровень такта, чувствительности, чтобы всем ребятам уделить необходимое время, ставить важные дидактические задачи, лавировать в рабочей программе, подбирать подходящие методы работы под потребности каждого возраста.

тезисы

Но зато очень интересно работать в разновозрастной группе! Главное, составить правильно вариативную часть рабочее программы для таких групп.

Что приготовил для воспитателей разновозрастных групп великий «методист» «УчМаг»

Я не стала далеко «ходить» в поисках методической литературы по нашей теме, а обратилась, в первую очередь к ассортименту Интернет-магазина «УчМаг»:

  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Программа для установки через Интернет» – универсальные материалы, которые вполне подойдут воспитателям смешанных групп;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Компакт-диск для компьютера» — точно такие же материалы, но в другом формате;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Декабрь-февраль» – здесь более развернуто представлена программа на короткий период;
  • «Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет: проект «Я сам – мы вместе» – интересное пособие не только для воспитателей, но и для родителей;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь» – таблицы по планированию очень удобны, как мне показалось.

Если сказать коротко о планировании в разновозрастной группе, то рабочая программа берется из рекомендованных примерных программ для дошкольных учреждений, например «От рождения до школы», но вариативная часть прописывается с учетом совместного пребывания деток разного возраста.

игра

Нужно учитывать, что занятия для каждого возраста свои, как и режим, поэтому нужно суметь сочетать деятельность. Важно логично составить расписание для малышей. Малышня делится на подгруппы по возрасту и для каждой подгруппы составляется свое расписание занятий. К примеру, утром проводится занятие для старшеньких, а малыши пока играют в сюжетно-ролевые игры…

Главное, чтобы все было по ФГОС!

Поблуждаем в «Лабиринте» в поисках методичек

  • Сборник планов и конспектов занятий В. Гербовой «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа» – хорошая книга для воспитателей детского сада через приобщение малышей к миру художественной литературы;
  • Пособие по методике Марии Монтессори «Разновозрастная группа детей от 1 года до 3 лет» Елены Хилтунен – подойдет и педагогам, и родителям крошек.

Нашла я тематические пособия для любителей читать книги в электронном формате на портале «ЛитРес»:

  • «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий» В. Гербовой – просто и удобно изложен материал;
  • В. Стерликова«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)»;
  • В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года».

Даю также ссылку на скачивание файла-отрывка.

Пока искала материалы, поняла, что на самом деле, их множество, нужно, чтобы попалась хорошая образовательная Интернет-платформа в виде Интернет-магазинов методической литературы.

занятие

Не могла, конечно, не поискать для вас книги и пособия на «Озоне»:

  • «Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе» – отличные материалы по технологии создания межвозрастного спортивного и игрового пространства дома или в ДОУ;
  • «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе» – похожее пособие, мне понравилось;
  • «Разновозрастное неформальное образование. Ресурсы развития взрослого» – здесь рассматривается влияние разновозрастного совместного обучения и воспитания на личность взрослого человека. Интересное, по-моему, пособие¸ планирую сама его изучить.

Вообще не знаю, как можно было не найти литературу по программам для разновозрастных групп. Только, копни, называется, и она всплывет на поверхность. Вот нашла еще хороший Интернет-магазин Book24 – огромный выбор литературы по разным направлениям. Кто ищет, тот обычно находит, по себе знаю.

Вместо заключения…

При составлении рабочей программы для обучения деток разного возраста, важно соблюдать основополагающие принципы современного образования:

  • Образование – через всестороннее развитие личности малыша;
  • Научная обоснованность и практичность методов, методик, приемов работы с разновозрастными детьми;
  • Принцип интеграции через формирование у детей целостной картины мира;
  • Комплексно-тематический принцип – объединение однотипных тематик в комплексы для наиболее эффективного обучения.

Интересно, что в межвозрастных коллективах дети взаимно обогащаются, учатся взаимовыручке, духовно растут быстрее, нежели их сверстники в одновозрастных группах. Но никто особо не хочет возиться в муниципальных садах, чтобы специально создавать такие смешанные группы.

Как вы считаете, хорошо или не очень воспитывать и обучать деток от 2 до 7 лет в одном коллективе? Мое мнение вы поняли, надеюсь: разновозрастные группы – отличный способ объединения детей, но он требует больших вложений со стороны педагога и администрации садика.

Пока попрощаюсь, но лишь до завтра! Как обычно, прошу проявлять активность в смысле распространения информации и оформления подписки на новости!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

4.2/5 - (5 голосов)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 18
  • Ольга
    28.10.2020 в 14:25

    У меня 36 лет педагогического стажа. Все годы я работала учителем иностранного языка. В этом году детей забрали в среднюю школу, а меня пригласили в детский сад воспитателем. Работа мне нравится, но у меня затруднения с планами на каждый день. как их писать? у меня разновозрастная группа от 3 до 7 лет. Помогите.Заранее спасибо

    • Татьяна Сухих
      01.12.2020 в 17:20

      Ольга, у вас в детском саду, для этого есть методист или старший воспитатель? Они просто обязаны вам показать, как правильно писать план и какие пребования к плану в вашем детском саду.

  • Яна В.
    26.10.2020 в 18:01

    здравствуйте,подскажите,пожалуйста в плане разновозрастной группы 4-6 как расписывать занятия по программе от рождения до школы ,какие книги брать .

    например математика,в плане писать по учебнику средней группы задание и по учебнику старшей группы???

    • Татьяна Сухих
      01.12.2020 в 17:23

      Да для каждого возраста в разделе занятия вы так и пишите, для каждого возраста тема может быть одна, задачи разные, для младших дошколят, вопросы и задания должны соответствовать их возрасту.

  • Ирина Позднышова
    24.06.2020 в 21:25

    Здравствуйте, Татьяна! У меня группа от 3 до 7. Очень прошу помочь с планированием образовательной деятельности на каждый день, по программе от рождения до школы.

    • Татьяна Сухих
      09.10.2020 в 12:35

      В чем загвоздка, что не понятно? Ежедневное планирование можно посмотреть у своих коллег, как пишут они, так и вы пишите. Подойдите к методисту, она покажет главные и второстепенные пункты плана, объясните свою трудность.Самый глупый вопрос — это не заданный вопрос! Поэтому не тушуйтесь и прямо скажите своему методисту или кому — то из коллег, что у вас не получается или что вы не понимаете. Я уверена, вам обязательно помогут.
      Но в чем у вас проблема, напишите и здесь и я постараюсь ответить на вашу проблему.
      Планы за воспитателей я не пишу, а объяснить смогу.

  • Валентина
    16.01.2019 в 08:16

    Добрый день Татьяна,очень бы хотелось, чтобы вы помогли в составлении планов на каждый день.Работаю только год,ещё учусь к кому бы не обращалась с этой просьбой везде отказ, группа от2-4 л.

  • Элла
    06.01.2018 в 18:59

    Очень полезную информацию Вы собрали! Очень трудно искать материал для разновозрастной группы. Самое сложное повести занятие когда их 23 ребенка от 2-7 лет и нет методиста. Но, мы стараемся оправдать надежды родителей, доверивших нам своих деток!

    • Татьяна Сухих
      07.01.2018 в 14:07

      Очень сложно когда столько возрастов в одной группе, мужайтесь!
      С Рождеством Вас Элла!

    • Юлия
      31.10.2018 в 16:32

      Элла, здравствуйте. Я тоже начала работать в такой группе. Может вы сможете мне помочь, в плане документации и методического материала, да и просто советом.

  • Кристина Андреевна
    02.09.2017 в 01:22

    Спасибо большое! Очень полезную информацию Вы собрали!Пригодилась!

    • Татьяна Сухих
      02.09.2017 в 08:37

      Не за что)) обращайтесь по любому вопросу.

  • Алина
    27.03.2017 в 02:16

    Я тоже думаю, что разновозрастная группа полезна для развития деток. Но совсем не просто для воспитателей. Организовать это реально администрации, но как обычно, никто лишним голову забивать не хочет и лишний раз выкладываться, тоже. Будем наедятся, что наберут популярность и востребованность группы разновозрастные.

  • Хуторная Елена
    26.03.2017 в 21:24

    Да, обычно так и бывает, чем сложнее, тем интереснее — то же и к разновозрастным детсадовским группам относится )))

  • Наталья
    26.03.2017 в 14:10

    У меня по выходным и на каникулах дома разновозрастная группа от 3 до 14. Как все вместе внуки соберутся, тушите свет. Девять человек — шесть мальчиков и три девочки.

    • Татьяна Сухих
      26.03.2017 в 14:20

      Вот это здорово, совсем не скучно и старшие присматривают за младшими))

  • Светлана
    26.03.2017 в 10:58

    Нагрузка на воспитателя в разновозрастной группе просто колоссальная, надо быть профи. а для детишек, конечно, такая группа, просто подарок судьбы.

    • Татьяна Сухих
      26.03.2017 в 11:22

      Дети в такой группе учатся взаимопомощи, им действительно хорошо в такой группе)) старшие дети чувствуют, что на них лежит ответственность, они даже становятся более серьёзными, очень интересно наблюдать, как они играют.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика