Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ

Дата: 28 февраля 2020 в 21:00
Рубрика: Детский сад

Система дошкольных учреждений дает неоценимый положительный эффект для деток. Она способствует развитию и многостороннему воспитанию. Дошкольная образовательная организация развивается со всей российской системой образования. Вместе они претерпели колоссальные изменения в 20-м веке и готовы принять вызовы 21-го. Сегодня поговорим о системе ДОО как о единице, с которой начинается образование в России.

Дошкольная образовательная организация — управление

Дошкольные учреждения отличаются от всех других в РФ важным моментом: в них освоение учебной программы не контролируется жестко. Еще одна особенность ДОО, по сравнению с предыдущими десятилетиями – уход от занятий (учебной деятельности). А также повышение внимания к играм и проектированию.

Ранее занятие было основной организованной формой учебной деятельности. Сейчас его заменяют активностями, организованными воспитателем. Это интересно детям. Активности подразумевают общение и деловое взаимодействие, дают знания об окружающем мире, формируют умения и навыки. При этом обучение никуда не уходит: педагоги так же занимаются с детьми. Но новое обучение отличается от старого.

Пара полезных источников по организации и управлению работы в ДОО:

  • Цифровая книга «Управление дошкольной образовательной организацией». Полезное издание при подготовке руководителя ДОО. В нем расскажут, как управлять персоналом и методической работой, поведают об этике руководителя и многих других вопросах.
  • Офлайн-вебинар «Система государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией с учетом требований 273-ФЗ». Это 4-часовой обучающий материал, где дадут практические рекомендации по управлению ДОО. Научат, как составлять положения и планы работы разных органов управления детсадом.
  • Вот по этой ссылке – упомянутый выше вебинар, но с дополнительным спецпредложением от магазина «Учмаг». Обратите внимание, как часто в последнее время предлагают литературу в цифровом виде – это экологичнее бумаги.
  • Бумажная книга «Общественная аккредитация дошкольных образовательных организаций».  Специализированная литература предназначена руководителям ДОО и членам общественных советов, которые занимаются вопросами аккредитации.
  • Снова бумажное издание под названием «Дошкольная образовательная организация. Управление по результатам». Опять об управленческих механизмах. Упор на том, как функционирующую организацию превратить в развивающую. Ведь именно в развитии весь смысл.
  • Этот комплект из книги и диска поможет построить работу в детсадике с учетом требований санпина и других документов.
  • Еще один аналогичный комплект о санитарно-эпидемиологических требованиях. Но уже не в ДОО общего типа, а при обучении и воспитании деток с ограниченными возможностями здоровья.

Детсад – часть непрерывного образовательного процесса в РФ

Согласно российскому законодательству, ДОО является официальной образовательной организацией (ст. 23 закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»). Задача ДОО – присматривать за детьми, реализуя основные дошкольные программы образования. Поступать в детсады малышам можно с 2-х месяцев. Теоретически.

На практике многие родители сталкиваются с тем, что мест для деток не хватает. Читала недавно, что около трети молодых российских семей не могут устроить ребенка в детсад. Комитетам по семейной политике есть над чем работать.

Первые два детсада в России открылись в 1866 году, а к 1890-м их работало много – платных и бесплатных. У заведений было две основные цели:

  • организовать воспитательный процесс;
  • разгрузить родителей (особенно касалось детсадов для работающих горожан).

Уже в советское время добавилась третья цель – унифицировать образовательный процесс. А также использовать лучшие педагогические наработки, существующие в каждый момент времени. Что мы с вами и делаем: работаем по рекомендованным программам, но стремимся вносить инновации.

В 1871 г. в СПб открылись первые курсы, готовившие воспитателей. Почти через 130 лет образование дошкольного педагога получала я. Уверяю, много чего поменялось за эти годы. Да, если услышите где-нибудь слово «фребеличка», не пугайтесь. Это не ругательство. Так до революции называли дам-воспитательниц, которые работали с детьми дошкольного возраста по методике педагога Фребеля. Последний и придумал термин «детский сад».

С 1917-го систему детсадовского образования сделали бесплатной. Ясли, куда можно было отдать ребенка с 2-х месяцев, придумали в 1938-м. Декретный отпуск у женщин заканчивался, когда ребенку исполнялось 2 месяца. Правда, мамам на работе предоставлялись перерывы для кормления. А преемственность в воспитании дошкольников возникла в 1959-м, когда появился ясли-сад. С этого времени деток от 2 месяцев до 7 лет воспитывали в одном заведении.

На границе 1980-90-х оформилась основная концепция воспитания дошкольников:

  • гуманизация;
  • развивающее образование;
  • индивидуализация обучения;
  • деидеологизация.

Место детсада в современной образовательной системе России

Организация образования, подходы и принципы к нему меняются вместе с развитием общества. То есть постоянно. С каждым годом формулировки уточняются, чтобы наиболее точно передать современный подход к системе образования. В России она регулируется ФГОС. Можно сказать, что образовательная система:

  • многофункциональна;
  • ориентируется на потребности общества;
  • представляет собой совокупность образовательных услуг, учитывающих возраст и
  • индивидуальные особенности развития человека.

Задача общего образования – давать знания, умения и навыки, способствующие многостороннему развитию. Образовательно-воспитательный процесс должен быть непрерывным и целенаправленным. И ДОО – первая ступень в этом процессе.

За последние 100 лет дошкольное образование менялось не меньше, чем все последующие учебно-воспитательные этапы. Например, все больше уходят (уже почти ушли) от дисциплинарного подхода. Теперь в отношении ребенка больше ориентируются на его индивидуально-личностные потребности и гуманистический подход.

Дошкольное образование – вариативная и многогранная система. Я действительно горжусь педагогами, которые работают по этим принципам. Потому что последние сочетают:

  • регламентированность и вариативность;
  • систему противовесов (разрешай и требуй);
  • классику и творчество.

Немного противоречивые требования, правда? Но в сочетании друг с другом прекрасно работают. Они помогают деткам развивать все самое необходимое для будущего. То, какими дети придут в школу, влияет на их перспективы и успешность, способность развиваться и эмоциональную устойчивость. Важны все черты, а последняя – особенно. Наш мир крутится быстрее, чем когда-либо. Успевать за ним – непросто с эмоциональной и психологической точки зрения.

Важно не упустить момент, пока малыши впитывают новые навыки и знания, как губки. И дать такой образовательный ресурс, который удовлетворит потребности в плане качества и количества. Дошкольные годы – период становления личности. Поэтому ДОО, дающие базовые образовательные навыки – важнейшая часть процесса образования.

Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей

Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.

Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:

  • детство сохранилось и приносило радость;
  • образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
  • процесс не был однообразным;
  • дети и педагоги получали от него удовольствие;
  • сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.

Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:

  • Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
  • Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
  • Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.

Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.

Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.

5 главных задач дошкольного образования

Все дошкольные учреждения в России функционируют в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении». Документ принят в 1995-м и ставит перед профильными организациями следующие цели:

  • охранять жизнь и здоровье деток;
  • развивать их личность, интеллект и физическое здоровье;
  • прививать общечеловеческие ценности;
  • осуществлять полноценное взаимодействие с семьей ради того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Если говорить о новой концепции образования дошкольников, то можно выделить такие задачи:

  1. Охранять физическое и психическое здоровье. В раннем детстве ребенок очень раним и физически неразвит, подвержен различным заболеваниям. Поэтому цель, касающаяся здоровья – одна из приоритетных.
  2. Реализовать принципы работы с детьми с максимальной гуманностью. Раньше подход к учебе и воспитанию был учебно-дисциплинарным. Практика показала, что продуктивнее другой подход – личностно-ориентированный. Его задача – развивать дошкольника как личность с учетом индивидуальных способностей. А также формировать чувство уверенности в себе и ощущение защищенности.
  3. Способствовать тому, чтобы ребенок и его сверстники «проживали» детство как дети, получали от него максимум в эмоциональном плане. А не только готовились к школе (именно этого от детсада ожидают многие родители). Детство – уникальный период в жизни. Мы стремимся сделать так, чтобы дети общались, творили и развивали воображение.
  4. Развивать способности ребенка. В том числе творческую активность, самосознание, самостоятельность. Это кажется само собой разумеющимся, но нет. Раньше упор делался на обученность. Или, другими словами, на «натасканность» по учебному материалу. А не на психико-эмоциональное развитие. Раньше система образования была построена на ЗУН-парадигме (знания, умения, навыки). Это совсем иное, чем сейчас.
  5. Внедрить основы личностной культуры. То есть научить ориентироваться на общечеловеческие ценности (сострадание, добро, красоту), дать представления о действительности, научить относиться к миру оценочно.

Разновидности дошкольных организаций

В России существует несколько видов дошкольных организаций:

  • Детсад.
  •  Детсад, имеющий приоритетом развитие в одном или нескольких направлениях. Это может быть интеллект, физические данные, творческие способности.
  • Детсад компенсирующего типа, приоритет – коррекция отклонений в физической или психической сфере. Действуют также учреждения с упором на профилактику и оздоровление, сады комбинированного типа. В последних могут сочетаться общеразвивающие, оздоровительные, компенсирующие процедуры.
  • Центр развития ребенка. Это тоже детсад с возможностью развивать детей психически и физически, оздоровлять их, даже если нет специфических медпоказаний.

ДОО можно разделить в зависимости от того, как долго в течение суток там пребывает ребенок:

  • с кратковременным пребыванием (менее 5 ч. в день);
  • сокращенного дня (8-10 ч.);
  • полного дня (12 ч.);
  • продленного дня (14 ч.);
  • с круглосуточным пребыванием.

Если есть необходимость, могут быть образованы и другие группы. Например, семейные разных форм собственности, в том числе на базе государственных и муниципальных ДОО. А также в зданиях других образовательных организаций – главное, чтобы те соответствовали санитарным нормам.

От того, сколько дошкольник будет находиться в группе, зависит организация режима дня. А именно, наличие дневного сна и приемов пищи. Если ребенок ходит в детсад:

  • на 3-4 часа, это возможно без организации сна и питания;
  • до 5 часов – без сна и с однократным приемом пищи;
  • от 5 часов – с дневным сном и с приемами пищи каждые 3-4 ч.

Интервалы приема пищи зависят от возраста. Оптимальнее всего деток до 1 года кормить каждые 3 часа (максимум), старше 1 года – каждые 4 часа.

Группы полного дня создаются, в том числе, чтобы позволить мамам полноценно работать. Создание групп кратковременного пребывания может преследовать такие цели:

  • присматривать и ухаживать за малышами 1,5-5 лет;
  • готовить к школе деток 5-7 лет;
  • реализовать инклюзивное воспитание;
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку;
    оказывать различные образовательные услуги (коррекционно-логопедические, дидактические, прочие).

Еще немного об организации деятельности ДОО

Главными правилами детсадовской системы в РФ являются индивидуализированный подход к ребенку и игра. Именно последняя помогает сохранить дошколятам детство, она естественна для такого возраста. В детсаду ребенок вовлекается в разные виды деятельности. Например, в игровую, исследовательскую, коммуникативную, двигательную и прочие.

При этом все время проводится образовательная деятельность. Она проявляется во всем: в режиме дня, коллективной и самостоятельной работе. Она затрагивает все виды детской развивающей деятельности. Например:

  • Для деток 1-3 лет. Игры с предметами и динамическими игрушками, эксперименты с материалами (вода, крупы, песок), основы бытового самообслуживания, двигательные активности, рассматривание изображений.
  • Для детей 3-8 лет. Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, познавательно-исследовательские эксперименты, самообслуживание, творчество (пение, лепка, движения под музыку), двигательная активность.

Согласно санэпидтребованиям, на самостоятельную работу детям отводится 3-4 ч. в течение дня. Это игры, время для личной гигиены, подготовка к проектной деятельности и т.д. Конечно, каждый ребенок проводит это время не сам по себе, а под присмотром воспитателя в предметно-пространственной развивающей среде. Последняя – тема для отдельной обширной статьи.

Стоит отметить: независимо от разных исходных данных, индивидуальный подход должен приводить к одному. А именно, давать приблизительно одинаковый уровень детей на старте школьного обучения.

И в качестве заключения. Дошкольное образование – часть системы, направленной на всеобщее развитие ребенка. К последнему в ДОО стремятся за счет специфических видов деятельности, характерных для дошколят. Подход игровой и разносторонний, его задача – раскрыть потенциал ребенка. Диктующая педагогика уходит в прошлое. Ребенка теперь стараются ценить, а не оценивать в детсаду.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика