Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Звуковой анализ слова – важный момент при обучении чтению

Дата: 12 апреля 2019 в 21:00
Рубрика: Развитие речи

С вами снова Татьяна Сухих! В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся. Именно звуковой анализ слова поможет разобраться с этой проблемой. Хотя вначале она может показаться сложной для дошкольников. Однако это важный момент. Так как во время обучения в школе ученик будет неоднократно сталкиваться с этим моментом на уроках русского языка и развития речи.

Звуковой анализ слова – давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика. Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный).

лиса

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

Более подробно особенности звукового анализа рассматривает пособие для педагогов и родителей «Учим звуки. Звуковой анализ слов. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. УМК «Обучение чтению дошкольников». ФГОС ДО».

А также обратите внимание на очень хорошие современные пособия:

  • «Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)».
  • «Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)».

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

анализ слова

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для – твердых согласных;
  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Чтобы занятия проходили более интересно, вы можете использовать рабочую тетрадь «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников», а также внимательно изучить пособие «Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи».

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

звуки

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.

Согласные звуки – характеристика

Согласные звуки — фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

Начало обучения грамоте и знакомству малыша с особенностями звукового произношения в русском языке – очень важный момент. Поэтому необходимо всегда начинать этот процесс обдуманно, акцентируя внимание на подготовленность ребенка, как психологическую, так и возрастную. Пусть этот непростой путь обучения малышей грамоте принесет детям позитивный настрой, чтобы в 1 класс они пошли с радостным ожиданием познания нового. Родителям и педагогам между тем порекомендовала бы книгу «Gakken. 4+ Дополнительные занятия», которые способствуют всестороннему развитию ребенка.

Надеюсь, что материал бы вам полезен. Не забудьте поставить «класс» и поделиться с друзьями!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5/5 - (5 голосов)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 3
  • Ирина
    17.04.2019 в 13:24

    У меня сын в первом классе, они как раз все эти моменты проходят. А я вот даже всех этих тонкостей и не знаю :8 Спасибо за замечательную статью!

    • Татьяна Сухих
      18.04.2019 в 01:12

      Будут вопросы, обращайтесь))

  • Елена Парфенова
    16.04.2019 в 08:36

    Как раз скоро мне очень пригодится такая полезная информация, огромное спасибо!!!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика