Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Занятия с детьми с РАС – определяем приоритеты

Дата: 5 марта 2018 в 09:00
Рубрика: Дети с ОВЗ

Добрый день или другое время суток, друзья! Татьяна Григорьевна Сухих – автор педагогического портала о детях, педагогике, дошкольном образовании и других вещах, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, приветствует всех! Углубляя тему об аутятах, сегодняшнюю беседу посвящаю такому вопросу: занятия с детьми с РАС. Теория теорией, но пора определить конкретные направления работы с ребятами-аутистами.

Какие формы обучения и развития «пригодны» для аутят-дошкольников?

Поскольку, единственно правильной и естественной для дошкольника формой обучения является игра, для маленьких аутят она также выступает приоритетной формой. Работает ли с ребенком междисциплинарная группа специалистов или один воспитатель в группе общего развития, цели занятий идентичны:

  • Научить принимать окружение и ориентироваться во внешнем мире;
  • Обучить навыкам общения с другими людьми;
  • Сформировать новые и более сложные социальные формы поведения, необходимые для гармоничного существования в обществе;
  • Помочь развить личность ребенка, сформировать его самосознание;
  • Развивать память, мышление, внимание.

Первоначальная задача – после налаживания контакта со специалистом, научить малыша играть. Детки, имеющие подобные расстройства, отличаются тем, что если и играют, то бессюжетно, часто с неигровыми предметами, повторяя бесконечно одно и то же действие. Поэтому важно расширять предметно-игровой опыт такого малыша.

Начиная заниматься игротерапией, предпочтительней планировать индивидуальное занятие с ребенком с РАС, и лишь преодолев барьер в общении один на один, можно подключать групповые занятия.

Цель занятий с малышами-аутятами – через игру обучить коммуникативным, познавательным навыкам, преодолеть существующие проблемы с коммуникацией, смягчить дискомфорт, который испытывают аутята в большей или меньшей степени в новой ситуации или обстановке.

Специалисты междисциплинарной группы проводят занятия каждый по своему направлению, но все они проходят через определенные стадии:

  • Налаживание контакта;
  • Развитие и усиление психологических процессов в разных направлениях;
  • Целенаправленная деятельность на достижение определенных целей;
  • Дальнейшее усложнение коррекционных, развивающих, обучающих задач.

Каждый отдельный аутенок имеет свои особенности, личностные качества, под которые подстраивается индивидуальная программа занятий. Если даже существует в садике междисциплинарная группа не только на бумаге, но и в реальности, то начинает работу с аутенком один специалист, обычно – психолог. Он проводит коррекционные занятия с детьми с РАС, конечно, в игровой форме.

Методическое подспорье для работы с детками-аутистами



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

Чтобы быть во всеоружии в борьбе с расстройством аутистического характера, советую такие образовательные материалы из «УчМага»:

  • «Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт» – пособие Голубевой Л.В.;
  • Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Организация занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра» (объем 2 ч.);
  • Повышение квалификации по программе «Современная теория аутизма и практика образования и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • Повышение квалификации по программе «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • Повышение квалификации по программе«Профессиональный стандарт соответствия квалификационным требованиям педагога» (72 часа).

Остановимся более подробно на тематике игровых занятий с аутятами

Выше я упомянула о развивающих занятиях с детьми с РАС, которые проводит преимущественно психолог. Но и хорошо подготовленный воспитатель также может и должен взять на себя это дело. Например, на этапе установления контакта целесообразно поиграть с аутятами в игру «Ладушки», «Хоровод».

Для развития психологических процессов играем с малышом в забаву «Поводырь» – ребенку завязывают глаза, и психолог его водит по комнате, комментируя, что стоит на их пути. Потом роли меняются.

Нравятся малышам догонялки, здесь важно, догнав ребенка, обязательно обнять его, чтобы налаживать тактильный контакт. Массаж рук, пальчиковые игры – отлично подходят, а про сенсорные забавы я и не говорю, они незаменимы для развития чувствительности разного уровня. О сенсорных играх я много писала, они применимы для всех деток, независимо от их особенностей.

Также на этом этапе нужно начинать вводить сюжетно-ролевые игры. Обучать аутят играм нужно постепенно:

  • Приобщаем к наблюдению за игрой с игрушками взрослого, подводим к желанию подражать действиям и воспроизводить их при поддержке взрослого, воспитываем интерес к играм;
  • Показываем разные варианты обыгрывания игрушек и предметов, мотивируя повторять действия, демонстрируем эмоциональное отношение к предмету (игрушке);
  • Приобщаем к подвижным играм, в том числе – сюжетно-ролевым;
  • Инсценируем любимую сказку, стихотворение, вовлекаем в инсценировку ребенка;
  • Учим играть самостоятельно, затем рядом с другими детьми, потом – вместе с детьми.

Для начала используем любимые игрушки или предметы ребенка, постепенно вводим новые атрибуты. Замечу, что параллельно во время игры проводится логопедическое занятие с детьми с РАС – мы разговариваем, стимулируем звукоподражание, речевой аппарат малыша. На первых порах не отводится специальное время для развития речи, все происходит одновременно в форме комплексных занятий.

Что еще добавить?

Далее, исходя из результатов мониторинга достижений малыша по прохождению первых этапов, работаем на более сложном уровне, подбирая дидактические игры на развитие внимания, мышления, речи. Существуют специальные методики, включающие психотехнические игры, корректурные упражнения, подвижно-ролевые забавы, подвижно-соревновательные и т.п. В одной статье я все не могу поместить, но постепенно буду добавлять информацию.

Возможно, подготовлю конспект занятия для детей с РАС, посмотрим... Пока хватит, думаю. Возникнет желание – распространите ссылку с материалом среди друзей, а также приглашаю подписчиков, надоедать рассылками не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

3 комментария

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

14 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,...

нет комментариев

Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?

Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал...

4 комментария
работа с аутизмом

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал...

6 комментариев

Занятия с детьми с РАС – определяем приоритеты
Оцените запись

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 1
  • Lara
    05.03.2018 в 15:04

    Тут без специалиста невозможно обойтись.

    Я имела опыт общения с таким ребенком, скажу — не знаю как реагировать, если тебя игнорируют — ну как бы игнорируют

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика