Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.
Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.
Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!
Содержание статьи:
Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература
Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.
Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.
Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».
Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».
Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.
Далее.
Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.
Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.
Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.
Как работать с особенными детками?
Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.
Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.
Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.
Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.
С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.
Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.
Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.
Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?
Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.
С уважением, Татьяна Сухих
До скорого!
Альберт Энштейн — он был в школе лаботрясом и двоечником. Кажется так)))
А я бы внимательно отнеслась к стандартам. Не зря появился термин «особенные» дети. Не всегда сходу можно понять где недостаточность интеллекта, а где его особенность.
Тоже верно, ведь известно очень много примеров из истории, что многие гениальные люди в школе считались умственно отсталыми, кого-то из-за этого даже отчисляли.
Это точно подмечено Юлия, только сейчас на ум ни кто не идёт, видимо очень поздно и пора мне отдохнуть)))
Моя дочь в садик не ходила, я занималась с ней дома сама. С развитием у нее все было в порядке, но занималась я с ней много, делала различные развивающие пособия и игрушки, мы много занимались развитием мелкой моторики, творчеством, много проводили экспериментов, читали, беседовали на самые разные темы. При том, что я не сторонница чрезмерно раннего развития (карточки Домана с месячного возраста, раннее чтение и т.д.) и старалась не загружать ее тем, к чему она еще не готова в силу возрастных физиологических особенностей. Учеба в школе ей пока дается легко, мне ее учеба тоже — я лишь проверяю по ее просьбе письменные домашние задания и изредка объясняю темы, которые она не очень хорошо поняла на уроках.
Как здорово когда столько времени уделяешь своим детям, что к сожалению Юлия у меня плохо получается. Правду наверно говорят у воспитателей не воспитанные дети )))
А у учителей — не обученные? ; ) Я учитель : )
потешно сказано
Потешно, точно подмечено. Но мне кажется наоборот, у учителей дети в строгости учатся и знания у них неплохие.
Верно! Если с детьми заниматься, то результат будет! В саду, где был сын, нет группы такой, но есть группа для деток с ОНР ЗПР. У Гриши моего ОНР был и он посещал именно такую группу. Логопед и преподаватели твердили что с него не будет толк, в школе на тройки будет тянуть лишь. Но благодаря моим занятиям и усилиям, у него четвертях и году 4 и 5. Да, большинство деток именно так и учатся, им сложно. Общаясь с мамами детей с детсадовской нашей группы, они жалуются что трудно даются знания и уроки.
Повторюсь, родители в ответе за детей и их будущее, а педагогам свойственно ошибаться, бывает так, что ребёнок в саду закрытый бутон, а в школе раскрывается
Татьяна, какая полезная статья! Я не сталкивалась с особенными от природы детками, но к сожалению, знаю «запущенных» родителями детей. С ними никто не занимался дома и они не посещали детский сад (мест не было). Поэтому потом возникли проблемы в обучении, соответствующий диагноз и спецшкола. А ведь у этих детей могло бы быть совсем другое будущее, они действительно совсем не глупые! Огромное спасибо педагогам, которые пытаются исправить эту ситуацию!
Конечно взрослые в ответе за будущее детей и не только педагоги, а в первую очередь родители!
Неужели такое может быть, что вот детьми никто не занимался, и вот — диагноз и спецшкола? Прямо маугли… Все-таки, думаю, должна быть база для диагноза, органика, например. Даже улица отлично развивает детей, хотя это развитие направлено не в лучшую сторону, но чтобы уж не ходили в сад — получите диагноз, это уж чересчур.