Приветствую, дорогие мои читатели! Очень благодарна вам за ваши вопросы: они уже в который раз подтверждают полезность моего блога и ваше доверие мне. Буду и дальше продолжать радовать вас хорошими материалами по вашим запросам. А сегодня поговорим о хлебе. Одна из читательниц попросила помощи подготовить занятие про хлеб. В этой статье я предложу интересные идеи, которые можно взять на заметку, а вы можете добавить, что еще интересного можно рассказать или показать дошкольникам по этой теме.
Содержание статьи:
Как преподнести тему?
Прежде всего, хотелось бы поговорить о задачах данного занятия. С какой целью оно может проводиться и какую пользу нести? Я бы поставила к своему занятию следующие задачи:
- познакомить детей с процессом сбора урожая зерновых;
- расширить знания о выпекании хлеба и о его значении в жизни человека;
- воспитывать у детей уважительное отношение к хлебу и людям, которые заняты в процессе его приготовления — от посева зерновых до выпечки хлеба;
- закрепить знания о том, что этот продукт является самым главным в нашей стране.
Вы можете дополнить эти задачи своими, особенно если будете менять ход занятия или добавлять свои задания.
Не секрет, что первые минуты занятия — самые важные. Именно от того, как вы заинтересуете детей темой, будет зависеть их увлеченность на протяжении всего занятия. Что же придумать интересного, чтобы привлечь внимание воспитанников к теме хлеба?
Прежде всего, можно начать занятие с загадки. Пусть это не очень оригинально, но дети любят отгадывать, любят чувствовать дух соперничества, поэтому такое начало будет очень кстати.
Загадка:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Если такое начало занятия вам кажется банальным, тогда можете показать детям небольшой видеоматериал о сборе урожая. Современные дети в большинстве своем далеки от сельского хозяйства. Единицы родителей могут отвезти детей на поле и все там им рассказать и показать, поэтому подобный сюжет будет очень полезным для будущих школьников. Я предлагаю взять такой вариант -мультфильм о хлебе.
Это очень интересный и познавательный мультфильм, который рассказывает о полной цепочке получения хлеба — от посева злаковых до выпечки. Думаю, что вашим дошкольникам такой видеоматериал очень понравится.
Затем можно немного рассказать о значении хлеба в нашей жизни, не забыть упомянуть военные годы, когда хлеб был наивысшим лакомством для людей, которые могли не есть по несколько суток.
Далее для поддержания интереса детей можно предложить им поиграть в дидактическую игру, в ходе которой воспитанники стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя прилагательное, характеризующее хлеб (свежий, душистый, пшеничный, аппетитный, мягкий, черствый, белый, ржаной, горячий, румяный, воздушный, ароматный).
Отправляемся в путешествие по станциям
Затем детям можно предложить отправиться в увлекательное путешествие, в ходе которого удастся получить многогранные знания о хлебе.
Первая станция «Ответы на вопросы». А теперь посмотрим, как внимательно вы смотрели мультфильм и сможете ли ответить на мои вопросы.
— Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В нем содержится витамин В, который способствует укреплению нервной системы, памяти. А где мы берем хлеб?
— Покупаем в магазине.
— Из чего его готовят?
— Из муки
— Из чего получают муку?
— Из зерен
— Выращивать и убирать людям колосья помогают машины. Весной в поле выходит трактор. Кто ведет его?
— Тракторист
— Молодцы ребята, а теперь отправляемся на вторую станцию «Физкультминутка».
Трактор тянет за собой железный плуг, который пашет землю. После того, как земля стала рыхлой, можно начинать сеять! К трактору прикрепляют специальные приспособления — сеялки, которые сеят в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла, созревает на протяжении всего лета. Давайте мы станем маленькими зернышками, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
— Немножко отдахнули, а теперь снова отправляемся на станцию «Вопросительная», где вам нужно ответить на еще несколько вопросов о хлебе.
— Когда начинается жатва, какие машины собирают колосья?
— Комбайны
— Собранные обмолоченные зерна поступают на элеваторы, где они хранятся, А куда зерна держать путь дальше?
— На мельницу
— Там зерно превращается в муку, а затем мука поступает в…
— Пекарню, хлебозавод…
Станция «Творческая» и завершение занятия
Далее можно предложить детям либо дидактическую игру с красочными материалами, либо принести из дома хлебопечку (по возможности), показать, какие ингредиенты используются для выпечки помимо муки, и как происходит этот процесс. Либо можно вылепить хлебобулочные изделия из соленого теста, причем можно предложить детям разные варианты — лепешки, батоны, рожки и другие виды.
В завершение назвать пословицы, которые ребята заучили в рамках предварительной работы к данному занятию. Если это не было сделано раньше, то можно обсудить пословицы вместе.
«Хлеб всему голова».
«Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Худ обед, коли хлеба нет».
«Хлеб надо всегда доедать».
Затем подвести итоги того, что узнали. Для родителей организовать выставку хлеба из соленого теста.
Также могу предложить вставить в занятие следующие идеи:
- рассказать о том, как раньше звали дождь для хорошего урожая, как собирали колосья вручную;
- рассказать о традиции встречать гостей хлебом и солью, печь красивый каравай;
- предложить детям оформить рисунок-схему «Откуда пришел хлеб?»;
- поиграть в игру «Сельскохозяйственная техника», предложив каждому воспитаннику набор машин, которые необходимо расположить в правильной последовательности согласно процессу сбора урожая.
Дорогие мои коллеги, я думаю, что вы добавите свои интересные дополнения к занятию в комментариях. Буду вам очень благодарна. А пока не забывайте ставить «класс» к статье и подписываться на обновления блога, если вы не сделали этого ранее. Спасибо за внимание!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Подготовка к занятию!
Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и…

Самоанализ занятия (НОД)
Здравствуйте! С вами Татьяна Сухих и сегодня мы поговорим о самоанализе…
Ценить хлеб очень важно, и конечно остальную еду тоже, хлеб — очень нужный и знаменитый продукт в нашей стране. И ведь даже встречают гостей хлебом солью.
Таня, очень хорошее познавательное занятие о хлебе для детей, И загадки можно загадать, стихи, рассказать ,весь процесс-от зернышка до покупки вкусных хлебобулочных изделий.
Детям нужно рассказывать о хлебе, как его выращивают, о труде людей,. чтобы они ценили хлеб.
Спасибо.
Отличное занятие на очень важную тему! Я старшей дочери когда-то покупала дидактические карточки на эту тему, вот подрастет младшая, мы и с ней по ним позанимаемся.
Здорово, молодцы, мне очень нравится ваш подход к обучению детей, и поделки делаете вместе и уроки изучаете с помощью поделок, так и должно наверно быть, иногда смотришь на родителей, они до того устают на работе, что и позаниматься с детьми некогда им.
Когда я работала в школе, мы тоже часто проводили занятия и другие мероприятия о хлебе