Для каждого педагога переаттестация, проходящая раз в 5 лет, важна в профессиональном плане. Она требует усилий по подготовке и проведению. Как написать конспект и правильно провести занятие «Моя семья»? Поговорим о том, как это сделать в младшей группе детсада. Приветствую читателей моего блога, сегодня, как обычно, будет много полезностей.
Содержание статьи:
Организационные моменты аттестации
В двух словах остановлюсь на том, что такое аттестация, зачем она требуется. Мероприятие затрагивает почти всех педработников, которые хотят подтвердить профессиональную категорию или получить более высокую. Плановая аттестация проводится раз в 5 лет. Во время так называемого аттестационного периода надо провести два открытых занятия.
На них будут присутствовать эксперты – члены аттестационной комиссии. Задача последних – оценить опыт, профуровень и компетентность педагога. Есть направления оценивания, по каждому из которых выставляется балл. Вот они:
- общая организация занятия;
- дидактическая деятельность аттестуемого;
- его воспитательная деятельность;
- «портрет» педагога (совокупность профессионально-личностных черт);
- характеристика группы.
Каждое направление оценивается по определенным критериям. Поэтому важно подойти к занятию комплексно. То есть учесть технику безопасности и санитарные нормы, рассчитать время занятия, учесть возраст деток. А также сделать, чтобы все было понятно, следовать целям, повышать мотивацию детей. И, желательно, сделать так, чтобы малышам понравилось.
Длительность НОД, в частности занятие «Моя семья», определяется возрастом деток. Для 2-й младшей группы она составляет 13-15 минут, максимум – 17 минут. С детками возраста 3-4 лет педагог проговаривает действия, а потом показывает на собственном примере. Указки должны быть точными, короткими, однозначными и интересными для деток. Если задача сложная, ее надо разбить на несколько этапов.
Конспект занятия для аттестации во 2 младшей группе «Моя семья» можно составить в виде таблицы, в которой будут такие строки:
- Данные о преподавателе/разработчике (ФИО, должность, место работы).
- Название (в данном случае «Моя семья»).
- Интеграция образовательных областей.
- Виды деятельности.
- Программные задачи, цели.
- Материалы и оборудование. Все надо четко прописать: картинки, карточки, книжки, ноутбук, записи музыки, игрушки и т.д.
- Вводная часть (поздороваться, поставить проблему).
- Основная часть (непосредственно игровая и образовательная деятельность).
- Заключительная часть (похвала за хорошую работу, уборка игрушек).
Пункты 1-4 можно назвать подготовительной частью. А 5-7 – непосредственно практика. То есть само занятие «Моя семья», которое будет разворачиваться в группе.
Подготовительная (теоретическая) часть НОД
Давайте разберемся с задачами этого занятия. Они могут быть прямыми – разобраться, кто есть кто в семье, чем занимается. Но рядом с прямыми будут идти и вспомогательные. Нет задач стандартных, они прописываются конкретно под занятие. Под них потом будут подбираться упражнения. Логично, чтобы программные задачи и деятельность в группе во время НОД соответствовали друг другу.
Итак, задачами (целями) могут быть:
- Закрепить, систематизировать знания о членах семьи и о том, как они заботятся друг о друге, а также о своем доме.
- Воспитать положительные эмоции, любовь и уважение к своим домашним, гордость за членов семьи и свой дом.
- Пополнить словарный запас. Например, закрепить наименования членов семьи, названия пальчиков (если предполагаются пальчиковые игры). А также активизировать слова, такие как «мамочка, папочка, добрая, любимая, любит» и т.д.
- Продолжить развивать мелкую моторику (те же пальчиковые игры, аппликация).
- Развивать слуховое внимание, размышление и умение рассказывать.
- Получить радость от проделанной и завершенной работы (например, аппликации).
ФГТ требует, чтобы в занятие интегрировались образовательные области, использовалась игровая составляющая. Поэтому после или до пункта «Цели» делаем пункт «Интеграция образовательных областей». Это может быть:
- познание (когда формируется целостная картина мира);
- коммуникация;
- творчество (если детки будут рисовать, делать аппликацию и т.д.);
- здоровье (если будет физкультминутка).
Среди видов деятельности могут присутствовать игровая, коммуникативная, созидающая, чтение. Все зависит от того, какие практические задания вы включите в НОД.
План практического занятия «Моя семья» в группе
Вторая часть НОД – непосредственно план занятия с детьми. Так как воспитатель – творческая профессия, можно назвать план сценарием. Если все прописать в деталях и до буквы, то проводить потом гораздо проще. Реакцию деток на вопросы и игры не всегда можно предугадать. Но можно подсказать, если видите недопонимание, и учесть это на следующий раз.
В начале занятия надо поздороваться, в плане так и пишем: «Приветствие». Прописываем слова, которыми будем здороваться и которые предложим сказать детям. Так как занятие аттестационное, очень желательно поздороваться с комиссией. Далее идут игры и занятия.
Приблизительный конспект НОД: что будем делать пошагово
В целом, занятие «Моя семья» можно провести по такому приблизительному сценарию:
- Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики. Если это происходит под музыку, ее надо прописать в «Материалах и оборудовании».
- Связка – слова воспитателя о том, что дети собрались тут, как большая семья… кстати, а что такое семья? (послушать ответы). Дать определение: «Это взрослые и дети, которые вместе живут, заботятся, любят друг друга». А как в семье показывают, что любят друг друга? (послушать ответы). Тут надо, чтобы посредством речи дети научились рассказывать об отношениях близких.
- Предложение детям поиграть в игру – например, вспомнить пальчиковую гимнастику. (Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!).
- Предложение поотгадывать загадки о семье. Их много в интернете, например: «Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим…(маму)». Спросить, кто каждый из детей для мамы, как она его/ее ласково называет.
- Игра с мячом. Предложить детям передавать друг другу мяч, называя имя своей мамы. А потом – снова по кругу, описывая словами маму (добрая, ласковая, любящая, хорошая).
- Танец «Помощники» под музыку. Предложить ребятам в танце показать, как они помогают мамам (подметают, завязывают шнурки, складывают игрушки).
- Далее все то же самое (загадка, игра с мячом) про папу. Его можно описывать словами: умный, заботливый, сильный.
- От слова «сильный» перейти к физкультминутке.
- Загадка о бабушке. К примеру: «Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки от любимой… (бабушки)».
- Далее игры, связанные с бабушкой. Скажем, пальчиковая гимнастика («Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой бабушки испеку оладушки»). Вспоминаем имена бабушек и «помогаем» им собрать фрукты для компота. Искусственные фрукты – записать в реквизит.
- Загадки и игры о дедушке. Например: «Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной, любимый… (дед)».
Заключительная (рефлексивная) часть НОД
Если есть время, можно сделать аппликации «Красивый дом». На магнитную доску прикрепить рисунок дома, раздать цветочки и другие украшения на магнитах. И предложить украсить домик. Можно показать презентацию о том, что семья – это большое разветвленное дерево. Или построить занятие вокруг пальчикового театра. Или обыграть семейные фотографии каждого ребенка (просить родителей заранее принести).
В конце стоит сказать детям о том, что они – счастливчики, ведь у них есть семьи. В семьях друг друга любят, помогают и заботятся. У каждого есть обязанности: у мамы – такие-то (можно подключить детей к перечислению), у остальных – такие-то. И дети должны помогать взрослым. Неважно, семья большая или маленькая – главное, чтобы жила дружно.
Далее стоит задать участникам занятия «Моя семья» пару вопросов:
- О чем говорили сегодня? (о семье).
- Из кого состоит семья?
- Как должны в семье относиться друг к другу?
В конце можно сделать вывод о том, что дети были активны, все цели и задачи исполнены. Кстати, вариант – попросить коллегу поснимать занятие. Потом можно отправить часть в родительский чат или показать на собрании. А если вы хотите взять занятие «Моя семья» в качестве отправной точки для проектной деятельности, то познакомьтесь с видео в этой статье.
Аттестации для меня – особое время. Конечно, очень волнительное. С другой стороны, положительные оценки придают нам силы и стимулируют идти к новым целям. Удачи вам в планировании и проведении ваших занятий!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!