При работе с детками в ДОУ мы используем, в том числе, проектный метод. Работа над проектами развивает свободную творческую личность ребенка. Виды, формы и этапы проектной деятельности в детсаду – об этом я планирую рассказать сегодня. Приветствую дорогих читателей! Если вы интересуетесь, как и зачем организуются проекты в ДОУ, приглашаю к прочтению.
Содержание статьи:
Польза проектов: воспитание, творческое и познавательное развитие
Наверняка в кино об американской школе вы видели, как часто школьникам задают проекты. Обычно задания нетривиальные и требуют творческого подхода. Например, изучить какую-то страну и ее культуру, приготовить национальное блюдо или сделать поделку. Часто такие задания дают для коллективной работы. И не зря.
Польза от проектной деятельности невероятна. В плане воспитательно-образовательного взаимодействия она подразумевает сотрудничество, а не работу под руководством. В идеале, в ДОУ к процессу подключаются воспитатели, дети и родители.
Каждый проект – творческая и познавательная работа. Она предполагает, что дети увлекутся, подключатся к поиску решений и раскроют свой креативный потенциал. Так дошкольники учатся работать и творить самостоятельно. Я всячески поддерживаю использование проектной деятельности как обучающего метода в школе и детсаду, она приносит много пользы.
Хочу порекомендовать издание автора Райхерт-Гаршхаммер, написанное на основе практики в ДОУ. Книга «Проектная деятельность в дошкольной организации» научит подбирать темы для проектов, использовать детские идеи. Последнее нравится участникам. Много проектов, разработанных и реализованных преподавателями в ДОУ, приведено в и этом издании. Методистам будет полезно, все проекты – победители конкурса от журнала «Дошкольная педагогика».
Еще одна хорошая книжка. Тоже написанная на основе опыта, с примерами проектов и подпроектов. Поможет развитию деток в социальном, речевом, творческом, познавательном плане. Издание по проектной деятельности от Гулидовой – очень бюджетное. Представлены полезные авторские проекты. А книжка Битютской издается во второй раз – значит, популярная и качественная.
В работе мне нравится использовать не только бумажную литературу, но и вебинары, публикации в интернете. Часто они оказываются более инновационными, содержат передовые идеи. Ведь записать вебинар – быстрее, чем выпустить книгу в издательстве. Несколько полезных офлайн-вебинаров:
- О развитии познавательной мотивации у дошкольников. Расскажет об этапах поисковой активности и много другого интересного.
- Еще один вебинар от того же методиста. Немного другая информация, добавлен раздел о взаимодействии с родителями.
- Электронное пособие о проектах в ДОУ для 3-7-леток. Чтобы использовать, нужен интернет.
Классы и виды проектов: какими они бывают
Классификация проектов возможна по таким показателям:
- сколько будет длиться деятельность;
- какая цель преследуется;
- какая тема затрагивается;
- кто участвует.
По срокам проекты бывают долго- и краткосрочными. Есть смысл их поддерживать в работоспособном состоянии, пока детям интересно, наблюдаются результаты. Подогревать интерес можно с помощью новых идей, ресурсов, материалов.
Стоит разобраться в классификации проектов по видам. Они бывают:
- Исследовательские. Ребята ставят эксперимент, по полученным результатам делают презентацию. Она может быть в виде газеты, доклада, игрового выступления.
- Ролево-игровые. Смысл в том, чтобы вжиться в образ персонажа (например, из сказки) и решить его проблему по-своему. Это очень полезная деятельность: она учит выходить за рамки шаблона, мыслить, делать выводы, безбоязненно предлагать решения.
- Творческие. Результаты оформляются в художественной форме: в виде детского дизайна, тематического праздника в детсаду.
- Нормативные. Дети учатся разрабатывать правила поведения в разных ситуациях, придерживаться их. Проект оформляется в виде памятки, газеты – скажем, «Правила поведения в нашей группе».
- Информационные. Задача детей – собрать информацию по тематике и презентовать ее окружающим. Часто информационные и исследовательские проекты объединяются.
По участникам проект может быть для одного человека (личностный), для пары или группы обучающихся. Можно классифицировать проектирование по направлению: развитие речи, экология, физвоспитание и т.д. Проекты для разных сфер воспитания в ДОУ приведены в изданиях:
- Электронная программа «Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках». По-моему, как раз экологичнее покупать не бумажные книги, а программы.
- Это пособие об экологии и краеведении мне очень нравится. Оно помогает малышам сориентироваться в мире, как и обещают авторы.
- Книга – о коррекционной проектной деятельности, предназначена психологам и логопедам. Для работы с детками 5-7 лет.
- Проектная деятельность может касаться физкультуры и оздоровления! Удивлены? Загляните в пособие по этой теме.
- А тут – о патриотическом воспитании 4-7-леток с использованием проектов. Проектирование – развивающее направление в ДОУ. Но и на тему патриотизма успели написать!
Процесс проектной деятельности и его результаты
По структуре проект состоит из нескольких этапов. Каждый из них важен, а функцию контроля должен выполнять руководитель (взрослый). Если четко не поставить задачу участникам, они будут неуверенно себя чувствовать в процессе и теряться. Без четкого целеполагания невозможно оценить результаты работы.
Итак, этапы проектной деятельности в детском саду:
- Поисковый (первый этап). Определяется тема будущей деятельности, расписывается проблематика, ставятся цели.
- Аналитический. Анализируются данные, изучается новая информация, планируется работа. План нужно расписать пошагово (создать технологию). Так каждому участнику в каждый момент времени будет понятно, что делать.
- Практический. Задача выполняется по разработанной технологии. Руководитель и сами участники контролируют качество. Если нужно, то улучшают и исправляют. Всегда есть, что улучшать, и в конструкции, и в технологии.
- Презентационный. Готовятся материалы, чтобы представить проект. Организуется презентация. Стоит подумать, как использовать результаты, и не бояться этого делать. Использовать можно для выставки, тематической или профессиональной публикации.
- Контрольный. Проводится анализ результатов проектирования, оценивается качество.
Есть много вариантов, как представить достижения от реализации проекта. Самые очевидные:
- Совместными усилиями «издать» журнал, альбом, плакат, руководство, справочник.
- Сделать готовый продукт в виде поделки, гербария, карнавального костюма или платья для куклы в народных традициях.
- Написать сказку или сценарий праздника.
- Смонтировать видеофильм или презентацию, сделать фотоальбом.
После того, как по результатам деятельности подготовлены материалы, надо презентовать свою работу. Тут все будет зависеть от формы, в которой они оформлялись. Презентовать проект можно так:
- продемонстрировать склеенный макет, показать презентацию или фотоальбом;
- защитить реферат;
- разыграть сюжетно-ролевую сценку или провести экскурсию;
- продемонстрировать созданное учебное пособие или руководство.
Работа руководителя: как оформлять, ставить задачи и т.д.
Конечно, над проектом будет работать группа участников. Но один руководитель (ведущий) должен сформулировать цели и задачи работы, направить участников в нужное русло. При работе над проектом оформляется проектная папка, которая будет содержать весь материал от начала до конца. То есть от постановки задачи и актуальности темы (подготовительный этап) до презентационных материалов.
Я писала вначале: основные задачи проектной деятельности – дать свободу и предпосылки для творческого развития личности ребенка. Сформулируем эти развивающие задачи более полно:
- обеспечить психологическое благополучие участников;
- помочь им развить познавательные способности;
- поспособствовать становлению творческого воображения и мышления;
- научить налаживать коммуникации.
Кроме того, любой проект – это исследование. Для каждого детсадовского возраста исследовательские задачи отличаются. Можно условно разделить деток на младших и старших дошкольников.
Исследовательские задачи для младшего возраста:
- войти в проблемную ситуацию в виде игры (под руководством педагога);
- развить, активизировать желание найти пути выхода из этой ситуации;
- сформировать предпосылки к поисковой деятельности (на базе практических заданий).
С возрастом задачи усложняются. Они вырастают из задач для младшей группы. Что важно в работе со
- старшими дошкольниками:
- дать предпосылки для поиска, развития интеллектуальных инициатив;
- натренировать умение определять возможные варианты выхода из проблемы (сначала под руководством, потом самостоятельно);
- научить использовать эти методы для решения задач (несколько вариантов);
- сделать так, чтобы ребенок хотел пользоваться спецтерминологией, вести конструктивные диалоги в процессе коллективной исследовательской деятельности.
Планирование проектной деятельности для старших дошкольников приведено в этом пособии. Материалы удобно применять на практике. А приведенные темы образовательных проектов выбраны с учетом задач ФГОС. Еще пара изданий, ориентированных на 5-7-леток:
- бумажное «Развитие личности ребенка в проектной деятельности»;
- электронное (на компакт-диске).
Они написаны разными авторами. Но оба касаются разнообразных образовательных областей, способствуют многогранному развитию воспитанников. Кстати, знаете, что в интернет-магазине «Лабиринт» за первую рецензию к каждой книге дают бонус 5-10 руб.?
Научить действовать нешаблонно в разных обстоятельствах
Одно из важнейших достоинств проектной деятельности – по максимуму развивать и поддерживать познавательные инициативы детей. Она помогает получить позитивный опыт реализации собственных замыслов в социуме. А также учит действовать в разных ситуациях по-разному, выдавать результаты в виде значимого продукта. О развитии творческой активности я уже неоднократно говорила.
Педагогическое проектирование поддерживает стремление и инициативы к познанию. Это важно для дальнейшего обучения ребенка. Формируемые умения, которые закладываются в процессе проектной деятельности, будут невероятно полезны в реальной жизни. Среди них:
- целеполагание;
- умение искать решения самостоятельно или в коллективе;
- навык доводить задачу до конца;
- стремление получить результат;
- умение защитить его публично.
Звучит, как задача для ученых (эксперимент, обработка результатов, публикация и выступление на конференции). Каждый наш проект и есть чем-то подобным. Часто жизненные задачи имеют структуру, подобную научному эксперименту, но чуть меньшие масштабы. Мы просто не отдаем себе отчет, как интересно живем.
Для управления группой участников нужно быть и психологом, и преподавателем. Я каждой статье (и в этой тоже) я привожу список полезной литературы. Он поможет понять, как делать надо и как не надо, как разработать технологию (последовательность) работ. Подскажет, как оформить результаты и что с ними делать дальше.
Проектная деятельность с дошколятами – довольно инновационное, но перспективное направление. Теперь вы знаете виды, формы и этапы проектнйо деятельности. Уверена, она принесет много пользы. Надеюсь, вам была полезна сегодняшняя статья! Если да, то прошу поделиться ею в соцсетях.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!