Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
Лого metodbv.ru

Виды, формы и этапы проектной деятельности: о новом образовательном направлении

Дата: 19 января 2020 в 21:00

При работе с детками в ДОУ мы используем, в том числе, проектный метод. Работа над проектами развивает свободную творческую личность ребенка. Виды, формы и этапы проектной деятельности в детсаду – об этом я планирую рассказать сегодня. Приветствую дорогих читателей! Если вы интересуетесь, как и зачем организуются проекты в ДОУ, приглашаю к прочтению.

Польза проектов: воспитание, творческое и познавательное развитие

Наверняка в кино об американской школе вы видели, как часто школьникам задают проекты. Обычно задания нетривиальные и требуют творческого подхода. Например, изучить какую-то страну и ее культуру, приготовить национальное блюдо или сделать поделку. Часто такие задания дают для коллективной работы. И не зря.

Польза от проектной деятельности невероятна. В плане воспитательно-образовательного взаимодействия она подразумевает сотрудничество, а не работу под руководством. В идеале, в ДОУ к процессу подключаются воспитатели, дети и родители.

Каждый проект – творческая и познавательная работа. Она предполагает, что дети увлекутся, подключатся к поиску решений и раскроют свой креативный потенциал. Так дошкольники учатся работать и творить самостоятельно. Я всячески поддерживаю использование проектной деятельности как обучающего метода в школе и детсаду, она приносит много пользы.

пять "п"

Хочу порекомендовать издание автора Райхерт-Гаршхаммер, написанное на основе практики в ДОУ. Книга «Проектная деятельность в дошкольной организации» научит подбирать темы для проектов, использовать детские идеи. Последнее нравится участникам. Много проектов, разработанных и реализованных преподавателями в ДОУ, приведено в и этом издании. Методистам будет полезно, все проекты – победители конкурса от журнала «Дошкольная педагогика».

Еще одна хорошая книжка. Тоже написанная на основе опыта, с примерами проектов и подпроектов. Поможет развитию деток в социальном, речевом, творческом, познавательном плане. Издание по проектной деятельности от Гулидовой – очень бюджетное. Представлены полезные авторские проекты. А книжка Битютской издается во второй раз – значит, популярная и качественная.

В работе мне нравится использовать не только бумажную литературу, но и вебинары, публикации в интернете. Часто они оказываются более инновационными, содержат передовые идеи. Ведь записать вебинар – быстрее, чем выпустить книгу в издательстве. Несколько полезных офлайн-вебинаров:

  • О развитии познавательной мотивации у дошкольников. Расскажет об этапах поисковой активности и много другого интересного.
  • Еще один вебинар от того же методиста. Немного другая информация, добавлен раздел о взаимодействии с родителями.
  • Электронное пособие о проектах в ДОУ для 3-7-леток. Чтобы использовать, нужен интернет.

Классы и виды проектов: какими они бывают

Классификация проектов возможна по таким показателям:

  • сколько будет длиться деятельность;
  • какая цель преследуется;
  • какая тема затрагивается;
  • кто участвует.

По срокам проекты бывают долго- и краткосрочными. Есть смысл их поддерживать в работоспособном состоянии, пока детям интересно, наблюдаются результаты. Подогревать интерес можно с помощью новых идей, ресурсов, материалов.

Стоит разобраться в классификации проектов по видам. Они бывают:

  • Исследовательские. Ребята ставят эксперимент, по полученным результатам делают презентацию. Она может быть в виде газеты, доклада, игрового выступления.
  • Ролево-игровые. Смысл в том, чтобы вжиться в образ персонажа (например, из сказки) и решить его проблему по-своему. Это очень полезная деятельность: она учит выходить за рамки шаблона, мыслить, делать выводы, безбоязненно предлагать решения.
  • Творческие. Результаты оформляются в художественной форме: в виде детского дизайна, тематического праздника в детсаду.
  • Нормативные. Дети учатся разрабатывать правила поведения в разных ситуациях, придерживаться их. Проект оформляется в виде памятки, газеты – скажем, «Правила поведения в нашей группе».
  • Информационные. Задача детей – собрать информацию по тематике и презентовать ее окружающим. Часто информационные и исследовательские проекты объединяются.

проект по садоводству

По участникам проект может быть для одного человека (личностный), для пары или группы обучающихся. Можно классифицировать проектирование по направлению: развитие речи, экология, физвоспитание и т.д. Проекты для разных сфер воспитания в ДОУ приведены в изданиях:

  • Электронная программа «Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках». По-моему, как раз экологичнее покупать не бумажные книги, а программы.
  • Это пособие об экологии и краеведении мне очень нравится. Оно помогает малышам сориентироваться в мире, как и обещают авторы.
  • Эта[urlspan] книга[/urlspan] – о коррекционной проектной деятельности, предназначена психологам и логопедам.  Для работы с детками 5-7 лет.
  • Проектная деятельность может касаться физкультуры и оздоровления! Удивлены? Загляните в это пособие.
  • А тут – о патриотическом воспитании 4-7-леток с использованием проектов.  Проектирование – развивающее направление в ДОУ. Но и на тему патриотизма успели написать!

Процесс проектной деятельности и его результаты

По структуре проект состоит из нескольких этапов. Каждый из них важен, а функцию контроля должен выполнять руководитель (взрослый). Если четко не поставить задачу участникам, они будут неуверенно себя чувствовать в процессе и теряться. Без четкого целеполагания невозможно оценить результаты работы.

Итак, этапы проектной деятельности в детском саду:

  1. Поисковый (первый этап). Определяется тема будущей деятельности, расписывается проблематика, ставятся цели.
  2. Аналитический. Анализируются данные, изучается новая информация, планируется работа. План нужно расписать пошагово (создать технологию). Так каждому участнику в каждый момент времени будет понятно, что делать.
  3. Практический. Задача выполняется по разработанной технологии. Руководитель и сами участники контролируют качество. Если нужно, то улучшают и исправляют. Всегда есть, что улучшать, и в конструкции, и в технологии.
  4. Презентационный. Готовятся материалы, чтобы представить проект. Организуется презентация. Стоит подумать, как использовать результаты, и не бояться этого делать. Использовать можно для выставки, тематической или профессиональной публикации.
  5. Контрольный. Проводится анализ результатов проектирования, оценивается качество.

юный исследователь

Есть много вариантов, как представить достижения от реализации проекта. Самые очевидные:

  • Совместными усилиями «издать» журнал, альбом, плакат, руководство, справочник.
  • Сделать готовый продукт в виде поделки, гербария, карнавального костюма или платья для куклы в народных традициях.
  • Написать сказку или сценарий праздника.
  • Смонтировать видеофильм или презентацию, сделать фотоальбом.

После того, как по результатам деятельности подготовлены материалы, надо презентовать свою работу. Тут все будет зависеть от формы, в которой они оформлялись. Презентовать проект можно так:

  • продемонстрировать склеенный макет, показать презентацию или фотоальбом;
  • защитить реферат;
  • разыграть сюжетно-ролевую сценку или провести экскурсию;
  • продемонстрировать созданное учебное пособие или руководство.

Работа руководителя: как оформлять, ставить задачи и т.д.

Конечно, над проектом будет работать группа участников. Но один руководитель (ведущий) должен сформулировать цели и задачи работы, направить участников в нужное русло. При работе над проектом оформляется проектная папка, которая будет содержать весь материал от начала до конца. То есть от постановки задачи и актуальности темы (подготовительный этап) до презентационных материалов.

Я писала вначале: основные задачи проектной деятельности – дать свободу и предпосылки для творческого развития личности ребенка. Сформулируем эти развивающие задачи более полно:

  • обеспечить психологическое благополучие участников;
  • помочь им развить познавательные способности;
  • поспособствовать становлению творческого воображения и мышления;
  • научить налаживать коммуникации.

Кроме того, любой проект – это исследование. Для каждого детсадовского возраста исследовательские задачи отличаются. Можно условно разделить деток на младших и старших дошкольников.

Исследовательские задачи для младшего возраста:

  • войти в проблемную ситуацию в виде игры (под руководством педагога);
  • развить, активизировать желание найти пути выхода из этой ситуации;
  • сформировать предпосылки к поисковой деятельности (на базе практических заданий).

С возрастом задачи усложняются. Они вырастают из задач для младшей группы. Что важно в работе со

  • старшими дошкольниками:
  • дать предпосылки для поиска, развития интеллектуальных инициатив;
  • натренировать умение определять возможные варианты выхода из проблемы (сначала под руководством, потом самостоятельно);
  • научить использовать эти методы для решения задач (несколько вариантов);
  • сделать так, чтобы ребенок хотел пользоваться спецтерминологией, вести конструктивные диалоги в процессе коллективной исследовательской деятельности.

Планирование проектной деятельности для старших дошкольников приведено в этом пособии. Материалы удобно применять на практике. А приведенные темы образовательных проектов выбраны с учетом задач ФГОС. Еще пара изданий, ориентированных на 5-7-леток:

  • бумажное «Развитие личности ребенка в проектной деятельности»;
  • электронное (на компакт-диске).

Они написаны разными авторами. Но оба касаются разнообразных образовательных областей, способствуют многогранному развитию воспитанников. Кстати, знаете, что в интернет-магазине «Лабиринт» за первую рецензию к каждой книге дают бонус 5-10 руб.?

Научить действовать нешаблонно в разных обстоятельствах

Одно из важнейших достоинств проектной деятельности – по максимуму развивать и поддерживать познавательные инициативы детей. Она помогает получить позитивный опыт реализации собственных замыслов в социуме. А также учит действовать в разных ситуациях по-разному, выдавать результаты в виде значимого продукта. О развитии творческой активности я уже неоднократно говорила.

Педагогическое проектирование поддерживает стремление и инициативы к познанию. Это важно для дальнейшего обучения ребенка. Формируемые умения, которые закладываются в процессе проектной деятельности, будут невероятно полезны в реальной жизни. Среди них:

  • целеполагание;
  • умение искать решения самостоятельно или в коллективе;
  • навык доводить задачу до конца;
  • стремление получить результат;
  • умение защитить его публично.

Звучит, как задача для ученых (эксперимент, обработка результатов, публикация и выступление на конференции). Каждый наш проект и есть чем-то подобным. Часто жизненные задачи имеют структуру, подобную научному эксперименту, но чуть меньшие масштабы. Мы просто не отдаем себе отчет, как интересно живем.

Для управления группой участников нужно быть и психологом, и преподавателем. Я каждой статье (и в этой тоже) я привожу список полезной литературы. Он поможет понять, как делать надо и как не надо, как разработать технологию (последовательность) работ. Подскажет, как оформить результаты и что с ними делать дальше.

Проектная деятельность с дошколятами – довольно инновационное, но перспективное направление. Теперь вы знаете виды, формы и этапы проектнйо деятельности. Уверена, она принесет много пользы. Надеюсь, вам была полезна сегодняшняя статья! Если да, то прошу поделиться ею в соцсетях.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика