Приветствую вас, мои дорогие! Сегодня хочу разложить по полочкам виды дидактических игр для дошкольников, а также предложить несколько товаров, которые окажутся для вас новыми и ранее не использованными. Эту тему я уже косвенно рассматривала в статьях: «Дидактические игры в младшей группе» и «Дидактические игры для развития сенсорики 5-6 лет – обучаемся и играем». Если вас, как специалиста, интересует эта тематика, обязательно загляните в эти статьи, там вы найдете много полезной информации.
Содержание статьи:
Значение дидактики в развитии и воспитании
Прежде чем в очередной раз повторить, насколько дидактические игры важны для развития ребенка любого возраста, я хочу порекомендовать несколько интересных пособий и непосредственно самих игр. Обязательно пройдите по ссылкам, чтобы подробнее познакомиться, что они собой представляют. Я уверена, что вас заинтересуют предложенные товары:
- Стребелева Е.А.«Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога»
- Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. ФГОС»
- «Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по формированию элементарных математических представлений. Математическое лото: 3 игры с описанием. 24 игровые разрезные цветные карты. Средняя группа»
- «Сенсорное развитие детей 6-7 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты формата А4 на картоне и электронное пособие»
- Дидактические игры для дошкольника. «Мир растений». 5 игр-занятий для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-5 лет. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Почему такое пристальное внимание уделяется дидактическом играм в детском саду? Дело в том, что они очень полезны в дошкольном возрасте для общего развития ребенка, а ведь не все мамы играют с детьми, покупают различные наборы и настольные игры. Некоторые думают, что достаточно игрушек сюжетно-ролевой направленности и прогулок с детьми на улице. В итоге ребенок не может полноценно развиваться, и только целенаправленные занятия в саду могут восполнить этот пробел.
Дидактические игры имеют свою уникальную особенность, которая выражается в том, что коллективу детей или небольшой группе родитель или воспитатель ставит задачу, которую нужно решить совместно, при этом каждый из участников группы может проявить себя.
Как правило, эти игры интересны и увлекательны, они способствуют воспитанию в детях таких качеств, как дисциплина, любознательность, инициативность и смекалка.
Виды дидактических игр по разным параметрам
Классификация представляет собой довольно широкую систему, ведь рассматриваемая область очень многогранна.
- В достаточно большую группу можно объединить настольно-печатные игры. Сюда же можно отнести те игры с карточками, ссылки на которые я предлагала выше. А также рекомендую обратить внимание на следующие товары:
- «Познавательное развитие. Наглядно-дидактические игры. Игры с разрезными картами. Старшая группа» (5-6 лет)
- «Парные буквы. Настольная дидактическая игра-лото»
Благодаря настольно-печатным играм у детей происходит систематизация ранее полученных знаний, расширение кругозора, развитие логики и внимательности, а также воображения.
Это могут быть всевозможные лото, домино, мозаики, пазлы, ходилки и современные логические разработки. Последние окажут огромную роль при подготовке к школе в подготовительных группах. В начальной школе такие ребята все буквально схватывают на лету.
2. Словесные игры заставляют мыслить, открывают простор для фантазии, закрепляют имеющиеся знаний без необходимости использования наглядных материалов. Тем самым у ребенка формируется внимание, развивается речь, увеличивается скорость реакции, происходит знакомство с такими литературными понятиями, как аллегория, иносказания.
Проводить словесные занятия можно с помощью отрывков из произведений, стихотворений, а для самых маленьких, это, конечно же, прибаутки, потешки. В Сети можно найти много авторских словесных разработок, которые будут очень полезны воспитателям при проведении занятий в ДОУ.
3. С использованием учебного материала. В качестве учебного материала в этом случае могут выступать различные предметы, например, из дерева (шишки-грибочки для счета), кубики, элементы из фетра, специальные игровые комплекты, а также подручный и бросовый материал в виде коробочек и киндеров, крышечек, баночек и т.д.
Если рассматривать цели, преследуемые данными играми, то они, прежде всего, сводятся к развитию мыслительной деятельности детей. Ребята учатся анализировать, находить общее и различное. Кроме того, весь процесс способствует расширению кругозора и эрудиции, развитию внимания и моторики, учит самоконтролю.
Это основная классификация, но можно также провести разделение по виду деятельности: задания, загадки, беседы, путешествия, предположения, подвижные дидактические.
По содержанию они могут быть математические, природные, сенсорные, словесные, воспитательные, образовательные (других направлений).
В качестве заключения
В завершение хотелось бы дать краткое понятие структуры дидактической игры. Она включает в себя 5 составляющих: дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, а также результат.
Соблюдение данного алгоритма с учетом возраста детей позволит сделать игру интересной и увлекательной. Ну а вы не забудьте принять во внимание примеры пособий и заданий по ссылкам.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Вот проведут пенсионную реформу, и тогда время заниматься детьми будет только у прабабушек, и то при условии, что они до этого времени доживут и здоровье будет позволять (((
А вообще, хорошо, если есть бабушки, которые готовы смотреть за внуками, пусть даже не очень часто.
Не согласна с Еленой Полещук, мамы и правда не всегда всё успевают, а после работы устают, но ведь они для нас стараются! Они нас хотят обеспечить всем самым лучшим. А бабушки тоже когда — то мамами были, и только через долгие годы стали бабушками, а и они на работу ходили, но потом выходят на пенсию, и только тогда, у них становится меньше дел чем у работающей мамы.
Старшей дочке немало дидактических игр покупала и делала сама, зная об их пользе для развития ребенка. Скоро это все и младшей понадобится, спасибо за ссылочки!
Игра — это путь и способ познания мира ребенков.
Чем больше игр — тем лучше.
С одной стороны соглашусь с Вашим мнением, но если вникнуть в этот вопрос поглубже, то становится не всё так просто. Обьясню. Игр в наше время стало настолько много, что одного детства не хватит чтобы в них переиграть. Все они красочные яркие, а главное — разнообразные. Ребёнку аж глазки разбегаются. Недоиграв (и смысла не поняв) в одной забаве, он примется «осваивать» другую игрушку и также её бросит. В итоге, это самое «большое количество» игр не только не поспособствует развитию малыша, но и, наоборот, сделает его переборчивым, «неглубоким» и непостоянным. Отсюда вывод — дидактические игры только под руководством взрослых
Сейчас большее множество развивающих игр для детей, это очень хорошо и обучение проходит более продуктивно и качественно с малых лет! Спасибо за интересный пост.
В детстве мама со мной в кубики постоянно играла, на которых буквы были написаны. В результате уже года в два научила меня читать
Кубики — отличная игрушка. С ними можно придумать множество разнообразных развивающих игр, поэтому они обязательно должны быть у малыша. Когда в процессе игры ребенок запоминает буквы, это неплохо. Но вот так рано учить детей читать все же не стоит. Для них это не только не полезно — вредно, и многие специалисты в этом единодушны. Меня, кстати, папа тоже в 2 года научил буквам по кубикам. И до сих пор этим хвастается при любом удобном случае )))