Приветствую вас, дорогие читатели! С Вами снова я Татьяна Сухих! И сегодня у нас в обсуждение поступает интересная и актуальная тема. Как научить наших деток послушанию. Да, мы взрослые, мы жизнь знаем лучше. Поэтому для детей во главу угла ставятся: дисциплина, порядок и обучение послушанию. Контекст может быть и такой. А давайте рассмотрим глубже данный вопрос. Может быть нужно все-таки найти золотую середину. Быть и учителем и другом ребенку.
Содержание статьи:
Что такое послушание
Если мы говорим о послушании в семье, то можно сразу же разобраться. Появляется интересный вопрос. Кто из членов семьи у кого в послушании: дети у матери и отца или родители у детей? Когда малыш только родился, то именно его родители находятся у него на послушании. Они растят его, прислушиваются к его потребностям и при этом постоянно ухаживают за ним.
Когда чадо подрастает, родители начинают узнавать его чувства, мысли, что на сердце у ребенка, какими интересами живет. Вот этот чуткий интерес к жизни малыша тоже можно назвать послушанием. Родители постоянно находятся на послушании у своего чада. А потом при взрослении сами дети как само собой разумеющееся будут находиться на послушании у своих родителей.
Сразу же пока не забыла порекомендую лучшую книгу для родителей по данной тематике — Татьяна Слотина: «Праздник послушания! Как управлять детьми, не становясь при этом монстром». Данная книга лучше всего поможет вам познакомиться с проверенными на практике способами и приемами победы над капризами малышей
Примеры видов послушаний
Православное христианское учение послушанию воспринимается как исполнение определенного свода правил. Само слово «послушание» обозначает покорность и повиновение и заключается в определенной обязанности или работе. Которая может возлагаться на монаха или послушника в монастыре. Она может выполняться во искупление какого-нибудь греха или поступка. Тогда это молитва Богу и их приобщение к послушанию.
Послушание духовному отцу – духовное послушание. Суть раскрывается в том, что священник тоже находится в послушании у своего духовного чада. Он вслушивается в человека и его проблемы. И когда выслушивают его полностью, разобравшись со случившимся, начинает давать полезные советы. Это можно назвать происходит взаимное послушание.
В языческих религиях послушание ассоциируется с жертвоприношением. Когда жрец объявляет своему народу о послушании языческим идолам. То есть на заклание идет чужая плоть. Люди безмерно страдают, но подчиняются своим старейшинам.
Далее также хотелось бы упомянуть о существовании послушания в медицине. Врач исследует пациента, прослушивает через фонендоскоп своего больного. Изучает симптомы, расспрашивает о самочувствии человека. Он находится в данный момент на послушании у пациента. А потом врач выписывает больному лекарства, лечение и уже больной учится послушанию.
Если все-таки добираться до сути понятия «послушание». Сегодня очень часто приходится слышать это слово. Но очевидно до конца мы не понимаем, что это. Итог понимания в том, что послушание – это не просто безропотное подчинение чьей-то строгой воле. Послушание – это вслушивание одного человека в другого. Что касаемо родительства – в идеале это постоянное послушание между детьми и родителями. Роли в разумном понимании все время переплетены.
Роль родителей в воспитании послушания детей
Наше понимание послушания часто сводится к роли учитель-ученик. То есть ребенок всецело должен нам подчиняться и слушаться. Мы же взрослые – мы лучше знаем. Однако такое однобокое понимание смысла послушания приводит к необъяснимым для родителей с подобными взглядами результатам.
Существует очень тонкая грань между послушанием и беспрекословным подчинением. Конечно, существуют неоспоримые моменты, которые необходимо вводить ребенку в запрет. Эти запреты могут касаться только его безопасности жизни и здоровья. В остальном существуют правила, которые в определенные моменты можно (а иногда даже нужно) нарушать. Давайте рассмотрим этот момент.
Запретов не должно быть много
Запретов не должно быть много. А слово «нельзя» должно произноситься действительно в очень редких случаях. Когда что-то может угрожать здоровью крохи. Из литературы о детской психологии можно узнать интересную информацию. На постоянные запреты и многочисленные «нельзя» ребенок со временем перестанет реагировать. Что же делать родителям дальше? Давайте разберемся.
Решите, действительно ли то, что вы считаете нужно запретить, имеет тяжелые последствия? По-настоящему ли ужасно, если ребенок испачкается, рисуя красками, играя в футбол, или прыгнув в лужу? Для того, чтобы малыш понимал суть слова «нельзя», необходимо приводить веские доводы. Такие запрещенные действия как: не засовывать пальцы в розетку, не разговаривать с чужими людьми на улице, не выбегать на дорогу.
Вполне в Ваших силах обезопасить пространство для малыша. Если в доме есть маленький ребенок, приберите опасные предметы в недоступные для крохи места. Тогда вы будете уверены, что кроха может свободно перемещаться по квартире, и ему ничего не будет угрожать.
Если ваш малыш постарше, нужно разговаривать и просто предлагать альтернативу. Например, если вы что – то готовите, а малышу хочется поиграть с вами. Найдите на кухне занятие и для него. Например, вымыть ложки, перемешать ингредиенты, из теста вылепить пирожки самому.
Разрешаем, запрещаем…
В настоящее время выпущено очень много соответствующей литературы. Также существует множество сайтов по советам о воспитании детей, как собственно и мнений. Что разрешать, что запрещать. Вы хотели бы увидеть безупречное поведение ребенка и абсолютное подчинение родителям? Но здесь сразу же хочется сказать о золотой середине. Распространено и собственно оправдано мнение большинства психологов.
1. По запрету мнение родителей должно совпадать. Иногда происходит ситуация, когда один из родителей разрешает, а другой запрещает выполнение одного и того же действия. При таком положении вещей ребенок будет уверен, что запретов можно и избежать. Это может сбить его с толку и привести к истерикам.
2. Появился запрет, значит, он постоянный! Нельзя отменять запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать. Иногда тяжело под напором малыша выдерживать запрет, но это обязательное условие. Иначе он поймет, что может руководить вашими действиями.
3. Найдите определенную интонацию. Иногда, отказывая, мы говорим ласково, как будто извиняясь. Или же, другая ситуация, начинаем кричать на детей, думая, что это эффективней. Психологи советуют, что запреты нужно говорить спокойным тоном. Ребенок очень чуток и может разглядеть в ваших словах сомнение.
4. Не нужно ссылаться на мнение других людей. Например: «Не кричи, ты мешаешь соседям» и т.д. Обилие подобных ограничений может привести к тому, что малыш начнет придавать излишнюю важность мнениям других людей. Здесь необходимо ребенку говорить именно о своих чувствах и переживаниях в этот момент.
Ищем золотую середину в отношениях с крохой
Что важно — необходимо различать запреты по степени их строгости. Строгие запреты для малыша должны быть связаны с опасностью для его жизни и здоровья. Остальные правила можно обсуждать с ребенком, тоже объясняя. Почему нужно слушаться, что разрешается, что запрещается.
Любой малыш имеет право выражать свои эмоции и мнение, познавать новое, ошибаться. Однако, в первую очередь, дорогие родители, вы ответственны за своего кроху. Поэтому старайтесь выстраивать свои отношения с ребенком, выдерживая золотую середину. В случае, когда вы только начинаете этот путь. Вот несколько рекомендаций, если малыш реагирует негативно на запреты. Как правильно родителям вести себя в ответ на его поведение. Большинство психологов предлагают несколько видов реакций дошкольника на запреты:
- Крик, плач, протест. Подобная реакция может быть у детей, которым не позволили то, что они хотят. Нужно суметь правильно в похожих случаях отреагировать. Например, вы можете ответить ребенку «Я вижу и понимаю, что ты очень расстроился из-за того, что..». Вы поможете принять и обозначить чувства крохи, и это даст ему возможность проще воспринять запрет.
- Манипулирование. Дети часто стараются добиться своего желания разными путями. Они могут упрашивать, обращаться за помощью к другим близким, даже шантажировать. Не нужно поддаваться на этим стараниям чада. Так у ребенка вполне вероятно закрепится эта модель поведения как лучшая.
- Принятие. Дети просто успокаиваются, когда осознают, что за ними присматривают и о них заботятся. Этот результат появляется возможно после долгих переговоров и объяснений. Это самый нелегкий путь, но самый правильный.
Нужно сделать так, чтобы малыш сам захотел это сделать. Можно что-то предложить, или объяснить важность действия, или придумать игру на эту тему. Конечно это непростая задача для мамы и папы. Но вы же поставили перед собой задачу воспитывать своего малыша именно таким образом. Проявляем фантазию и действуем. Главное помнить, впереди школа и взрослая жизнь, а там правил будет еще больше. Ваш родительский урок будет лучшим.
Как помочь ребенку принять новое правило
Для того, чтобы ввести новые обязанности или правила в жизнь малыша, однозначно необходимы терпение и знания. Правило лучше не навязывать, а предлагать в игровой форме. Можно давать маленькие призы (наклейки, картинки, фишки) за выполнение обязанности. Потом вы можете обменять их на подарок. В любом случае, вы все — равно покупаете малышу игрушки.
- Правила лучше вводить по одному. В самую первую очередь родитель должен четко осознавать, чего он хочет от ребенка. Первые правила уже можно вводить годовалому малышу. А именно — нельзя бить маму, кусать, щипать. Главное, они должны быть простыми и постоянными.
- Попробуйте не заставлять что-то сделать, а подарить ребенку обязанность. Мы часто спешим и гораздо легче самим за кроху все сделать. Пока дождешься малыша, когда он оденется или застелет постель. Вот здесь и есть подарок ребенку. Он научится потихоньку одеваться сам. А вы подарите крохе свое время и терпение. Благодарность с его стороны не заставит долго ждать в виде самостоятельности малыша. Знаете сами, дорогие родители, насколько это важно.
- Следуйте за ребенком. В воспитании детей для всех мам и пап тоже есть главное правило: не навреди. Требования, обращенные к ребенку должны соответствовать его возрасту и характеру. Нет смысла от двухлетнего малыша ждать полного порядка в игрушках, от флегматичного дошколенка ожидать резвости, от холерика – тишины и покоя. Нужно запомнить, что каждый малыш индивидуален. Поэтому именно, родители, должны наблюдать, что есть в малыше, его характер, какой он и выстраивать на этом свое воспитание. Но нужно помнить, особенности характера ребенка не должны стать оправданием вседозволенности.
- Мотивируйте ребенка так, чтобы он слушался. В большинстве случаев то, что мы просим его сделать, ему не нужно. Ему замечательно живется с игрушками в полном беспорядке. Совсем не мешают грязные руки или нечищеные зубы. Все-таки было бы неправильно просто говорить слова «так надо».
Давайте слушаться друг друга — обучение послушанию
Безусловно, игра в одни ворота ни к чему хорошему не приведет. Если вы будете акцентировать только свои потребности и убеждать кроху в их важности-ничего не добьётесь. Здесь должны быть обоюдные решения и максимальное общение со своим ребенком. Послушание родителей и детей совместное. Мы прислушиваемся к потребностям и желаниям наших малышей. Этим примером учим их прислушиваться к нам.
Хотелось бы, несомненно, настоять на моменте общения в семье. Дорогие родители, общайтесь со своими детьми побольше. Постарайтесь уделять им максимальное количество для общения. В дальнейшем просто сможете избежать многих проблем недопонимания.
Также, пожалуйста, по нашей сегодняшней теме, хотелось бы порекомендовать литературу для того, чтобы лучше понять все нюансы воспитания послушанию:
- Джефри Бернстейн: «Примерный ребенок за 10 дней. Праздник (не)послушания». Книга посвящена 10-дневной программе про то, как прекратить конфликты и наладить доверительные отношения между родителями и детьми.
- «Сказка учит жить». Здесь используется авторская дидактическая сказка в духовно-нравственном воспитании детей и подростков. Эти сказки помогут педагогам и родителям расширять духовно-нравственный кругозор воспитанников и способствовать воспитанию у них традиционных ценностей, любовь к близким людям, умение прощать и способность на самопожертвование ради счастья близких.
- Борис Карлов: «Игра в послушание, или Невероятные приключения Пети Огонькова на Земле и на Марсе». Борис Свой роман-загадку «Игра в послушание, или Невероятные приключения Пети Огонькова на Земле и на Марсе» Борис Карлов написал, по его определению, «для взрослых и особо продвинутых детей». Описание приключений ученика 5-го «А» класса Петя Огоньков.
4)
Чандлер, МакГрат: «Праздник послушания. Как за 4 недели улучшить поведение ребенка?». Это пособие для родителей сможет помочь в воспитании дисциплины у детей.
Итак, дорогие родители! Сегодня мы с вами рассмотрели одну из важных и популярных тем современного воспитания малышей. Желаю вам удачи и терпения. Очень буду рада, если данная статья помогла вам. Не забудьте поставить лайки и поделиться с соцсетях! Заранее благодарна за вашу активность!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
С чем то можно согласиться, с чем то нет. Каждый в итоге всё-равно действует по-своему, но главное, чтобы детям было хорошо и своим примером показать в чем должно проявляться послушание)
Всего детям нельзя запретить, да и не за чем. Главное, суметь найти ту золотую середину, которая будет оптимальной в процессе воспитания