Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
01
Февраль

Технокарты в детском саду — что за чудо помощник!

Автор: Татьяна Сухих

Здравствуйте, всем моим читателям и тем, кто впервые присоединился к этой педагогическо-воспитательной беседе. С вами Татьяна Сухих, и тема сегодняшнего обсуждения «Технокарты в детском саду и их роль в учебном процессе дошкольника». Почему, по вашему, я сегодня начинаю статью так официально? Да просто речь пойдет не о самих малышах и наших заботах о них. А о том, каким образом воспитательный процесс можно сделать наиболее эффективным и ярким, оставляя при этом дополнительное время воспитателю для творчества.

Что такое технокарта?

Вариантов на самом деле только два: либо педагог тщательно составляет технологические карты занятий самостоятельно, продумывая каждый пункт и записывая его, делая, таким образом, занятие эффективным и познавательным. Во втором случае воспитатель или даже родители, чьи дети находятся на домашнем обучении, пользуется вспомогательной литературой с уже прописанными деталями, целями и задачами.

А «сэкономленное» при этом время отводит на творческую часть работы и индивидуальные занятия с детьми. Как результат – у педагога больше шансов привлечь ребенка к тем или иным занятиям, заинтересовать его и развить, тем самым, необходимые навыки.

Напомню, что представляет собой технокарта. Это всем понятный конспект педагога для ДОУ и учителя школы, только с еще более подробно поставленными целями и задачами. Если воспитатель делает подобное планирование самостоятельно, то ему предстоит придумать каждую игру или занятие самому согласно требованиям по ФГОС и особенностям своих воспитанников.

Исходя из возрастной группы дошкольников, педагогу требуется определить основные моменты развития. Первая и вторая младшая группа детей нуждаются в

  • развитии речи;
  • улучшении мелкой моторики;
  • занятиях по ознакомлению с окружающим миром, включая цвета, формы, предметы;
  • играх на внимание;
  • улучшении памяти;
  • развитии способности фантазировать;
  • физическом воспитании;
  • элементарных навыках рисования, лепки, вырезания, пения, танцев;
  • улучшении коммуникабельных способностей и взаимодействии с группой;
  • воспитании правильных привычек и другом.

Я знаю, что сейчас многие педагоги ахнули, мол список далеко не закончен, да? Это правда, ведь настоящий учитель вкладывает в занятия больше чем простое планирование – работа с детьми требует эмоциональной, да что там, душевной отдачи!

Старшие группы в детском саду помимо всех перечисленных занятий начинают готовиться к школе: учат буквы, цифры, формируют элементарные математические представления (работают по ФЭМП средняя группа дошкольников, например), узнают некоторые названия-термины.

Подробное планирование

Составленные технокарты помогают грамотно сопоставлять занятия, с учетом всех потребностей детей и требований по ФГОС. Всегда учитывается при этом вид самого дошкольного учреждения со своими приоритетными, коррекционными направлениями. Ну, например, технокарты для занятий с детьми, имеющими плохое зрение, ограничения в движении, недостаточный слух и другое. Для этого технологическая карта содержит четко обозначенные пункты:

  • цель проведенного занятия;
  • обозначенные задачи;
  • ожидаемый результат;
  • способ проведения занятия;
  • предполагаемые затраты времени;
  • необходимый инвентарь;
  • сценарий, расписанный по словам.

Специалисты рекомендуют выполнять такую технокарту в виде таблицы. Кто-то возможно по привычке делает это в тетради, но современная техника дошла (!) до компьютеров и ноутбуков, поэтому самым удобным способом составления технокарты, как по мне, является офисная программа «Excel». А как вы составляете свой конспект? Пишите – обменяемся опытом!

Так, составляя технокарты с сюжетно-ролевыми играми, я не сплю ночами в прямом смысле этого высказывания. Ведь нужно продумать каждую деталь, отвести подходящую роль именно тому малышу, которому она будет полезна, придумать декорации из подручных, что называется, средств и даже составить рекомендации для игр и занятий родителям!

Однако некоторые конспекты для ДОУ содержат лишь время (по часам и дате) и название занятия. Нельзя сказать, что это неправильно, ведь технологическая карта пришла к нам из производства. Только там ее чаще называют инструкцией, которая может быть подробной или не очень.

Затем, когда правительство решило усовершенствовать образовательный процесс в школах и  в «предшколах» путем издательства законов, некоторые педагоги находились в недоумении, как реализовать нововведения. На помощь пришли предприимчивые типографии и издательства детской литературы, которые смогли упорядочить все необходимые разделы занятия-игры в совершенно компактном виде.

Вам точно приходилось сталкиваться с игровыми карточками для малышей, которые можно купить, как в специальном, так и обычном детском магазине. На вид компактная коробочка, содержащая цветные картинки, на обратной стороне которых подробная инструкция, как преподнести малышу тот или иной материал, информацию. Это и является неким примером технокарты.

Выполнение образовательных программ

Но если педагог или воспитатель с определенным опытом за плечами способен составить подробную технокарту самостоятельно, то студент или начинающий специалист сможет сделать это с трудом. Поэтому набираться опыта придется с помощью готовых пособий – технологических карт.

Поставленные в пособии задачи могут повторяться с некоторой периодичностью, ведь занятия по сенсорике или по физкультуре проходят несколько раз в неделю, месяц и много раз в год. Меняться при этом будет схема поведения, возможно тема занятия, но не ее цели. Стоит отметить, что технокарта отличается от других запланированных конспектов привязкой к теме. А так как эта самая тема выбрана согласно требованиям по ФГОС, то получается что технологические карты стали обязательными в перечне воспитательного арсенала по закону. Давайте попробуем рассмотреть технологические пособия на конкретном примере.

Все профессии нужны, все профессии важны!

Занятие, знакомящие детей с профессиями взрослых могут быть полезными в группах раннего возраста или в  младшей группе, да и старшие дошкольники не исключение.

  1. Содержание технологической карты согласно программам: дети учатся составлять предложения впервые или делают это повторно, знакомятся с профессиями родителей и другими, учатся образовывать слова, и, в конце концов, начинают осознавать всю важность той или иной профессии, уважать труд взрослых.
    Воспитатель показывает картинки и называет профессии людей, если дети относятся к более старшей группе дошкольников, их можно приобщить к этому процессу, предложив назвать те профессии, которые они уже знают.
  2. Развитие речи: учат новые слова – профессии, а также связанные с ними глаголы, означающие выполнение той или иной работы, термины. В качестве примеров можно привести следующие слова: учитель – учит; воспитатель – воспитывает; строитель – строит; летчик – летает; уборщица – убирает; водитель – водит; продавец – продает и так далее. Тоже можно проделать и образовывая предлоги стол какой – учительский, площадка какая – строительная, удостоверение какое – водительское и другие.
  3. Инвентарь: картинки с изображением фигуры человека профессиональной принадлежности. Такие карточки можно сделать самостоятельно, распечатать с интернета на принтере или воспользоваться готовыми технокартами по заданной тематике. В процессе занятия детям можно предложить нарисовать человека той или иной специальности.
  4. Определение профессии согласно другим прилагательным словам поможет расширить ребенку свой словарный запас. Например, водитель какой – внимательный, учитель какой – умный, строитель какой – сильный, летчик какой – отважный и так далее.
  5. Для того, чтобы дети сами начали фантазировать, составляя при этом связанные по смыслу предложения, можно организовать игру «Кем я стану»? На этом этапе можно прибегнуть опять же к готовым карточкам для ДОУ, на которых изображены люди разных специальностей. Они раздаются воспитанникам группы, и малыши начинают рассказывать: «Когда я вырасту — буду учителем». Чтобы игра была более индивидуальной, учитывающей пожелания ребенка, можно вновь предложить детям нарисовать того, кем они хотят стать. Пусть проявят свои творческие способности, фантазию, пусть попробуют понять, почему они хотят стать тем или иным специалистом.
  6. Физическая разминка. Как и в любом другом занятии, маленькие «бузуки» усидчивый народ – им просто необходима зарядка. Ее также можно привязать к той или иной профессии. Строитель строит, приседает, разворачивается, подает, подтягивается. Или машинист, который водит поезд. Уверена деткам очень понравится быть вагончиками, которые следуют по заданному вами маршруту.
  7. Затем можно задавать детям загадки про специальности, в которых не только потребуется сообразительность детей, но и способности к словообразованию. Если таковых еще нет – ваша задача, как воспитателя – объяснить!
  • Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный). Не забудьте детям сказать, что название профессии получилось производным от слова «пожар»

  • Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

  • Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк). Не забудьте детям сказать, что название профессии получилось производным от слова «море». Образование слов аналогично «моряку» или «пожарному» может встречаться и в других специальностях: «хлебороб», «рыболов», «лесоруб», «пчеловод», «трубочист», «пчеловод» и другие.

Ну и в конце вашего насыщенного занятия можно спросить детей о специальности родителей. Если это занятие, проводится в группах раннего возраста, то малыши еще могут не знать, кем работает мама и папа. Тогда предложите воспитанникам узнать дома о профессии родителей и рассказать на следующий день, например. Старшие дошкольники могут уже быть знакомы со специальностями членов семьи и я уверенная они с удовольствием расскажут, как важен труд родителей!

Приведенный мною пример занятия, можно упорядочить в таблицу. На основе этих упражнений придумать массу других веселых и занимательных игр по ознакомлению с окружающим миром. Если у вас есть интересные и занимательные примеры технокарт, которыми не жаль поделиться – пишите, рассказывайте, советуйте! А я, Татьяна Сухих, с вами прощаюсь и бегу выдумывать новые увлекательные технокарты для своих любимых малышей.

Не забывайте подписываться на обновления этого блога и приводите любознательных друзей — вместе мы превратим воспитательный процесс малышей в волшебный, увлекательный и, конечно, познавательный детский мир.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

 

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • СВЕТДАНА
    04.02.2017 в 14:23

    СПАСИБО! НРАВИТСЯ! САЙТ ДЕРЖИТ ВНИМАНИЕ. ХОЧЕТСЯ ЖДАТЬ ЧЕГО ТО НОВОГО! ВОТ НАКОНЕЦ НАШЛА РАБОТАЮЩИЙ САЙТ! :((

    • Татьяна
      04.02.2017 в 22:51

      Спасибо, рада помочь!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика