Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
14
Февраль

Технокарты для начальной школы

Автор: Татьяна Сухих

Здравствуйте! Сегодня я, Татьяна Сухих, приветствую всех учеников начальной школы и их родителей, а также педагогов! Еще совсем недавно нынешние школьники были такими крохами, осторожно шагали по пути освоения окружающего мира: учились держать в руках ложечку, одеваться, пользоваться ручками и карандашами. Теперь они находятся на новом этапе своего развития – более серьезном и ответственном. Поэтому задача школьных учителей сделать обучение интересным и увлекательным, а помогут им в этом технокарты для начальной школы.

Обновим картотеку

Законспектированный план урока, как ни что иное способен вобрать в себя все необходимое ребенку-школьнику. Технологические карты теперь нужны не только для каждого предмета в отдельности, но и для многочисленных тем по математике, по естествознанию, русскому языку, уроков английского языка, рисованию, физкультуре и многих  других.

А если учесть при этом, что учитель в начальной школе выполняет функцию и классного руководителя, и педагога по всем предметам, то не трудно догадаться, какая на его плечи ложится нагрузка!

При такой работе собрать необходимые для тех или иных занятий знания, используя при этом творческий подход, довольно сложно. Но если есть картотека с конспектами или технокарта урока 3 4 класс дорофеева, то большая часть работы, можно сказать, уже сделана, остается лишь взаимодействие с детьми.

При таком подходе учитель имеет больше возможности отметить каждого из своих подопечных, подтянуть его по тем или иным предметам, заинтересовать в получении знаний. Поэтому, довольно слов, приступим к процессу обновления картотеки с конспектами для разных уроков!

Технологическая карта по русскому языку для детей 1 класса

Тему возьмем самую простую: Алфавит

Цель нашего с вами урока получить новые знания и закрепить уже полученные. Познакомить ребят не просто с буквами алфавита, а со значением его для русской речи, для общества и человека в целом.

В числе задач запланированного занятия можно назвать следующие:

  • К образовательным задачам можно отнести систематизирование знаний учащихся об алфавите, а также формирование навыков пользования буквами русского языка.
  • Развивающим ядром урока является формирование способностей к анализу речи и звучащих букв, в том числе. Также малыши должны научиться пользоваться учебниками, проявить свое воображение, логику и речевые способности.
  • В качестве воспитательной задачи можно назвать самостоятельную работу ребенка или выполнение заданий в классном коллективе. Не смотря на то, что сильный упор в данном вопросе делается в образовательной системе дошкольников, учащиеся начальной школы еще совсем юные и учиться выполнять такие задачи им еще предстоит достаточно долго.

Как результат после такого урока школьник должен понять, в чем заключается успех в учебе, как он достигается и чем поощряется. Мало того, дети, несомненно, должны проявлять свои творческие способности в школьном обучении. И не важно, какой предмет при этом осваивается. Вы со мной согласны?

Ну и конечно, итоговой целью и ожидаемым результатом является правильное произношение учениками букв в алфавитном порядке, выстраивание слов по аналогичному принципу, обработка ими полученной информации и применение ее в разных сферах жизни. При этом воспитанник должен сам, говоря взрослым языком, трезво оценивать свои действия, результаты, к которым они приводят и себя самого в принципе.

Во время занятия ребенку необходимо проявлять «смекалку»! В ход  должно пойти все то, что ребенок где-то когда-то слышал или видел. Ну, конечно, что касается темы урока. То есть малыш учиться применять свой жизненный опыт. При этом слушать и понимать учителя, взаимодействовать с группой одноклассников, формулировать вопросы в затруднительных моментах.

Ход урока по пунктам

Что нам понадобится? Конечно же, тетради и ручки для ребят. А учителю необходимы специальные книги – учебники. Педагогу также будет необходим компьютер и проектор.

Ход урока по русскому языку:

  1. Как всегда все наши занятия начинаются с интересного приветствия. Пусть оно будет ярким, жизнерадостным и интригующим. Ведь малыши в 1-м классе еще редко могут отличить плохое от хорошего, а необходимость обучения от ее отсутствия. Поэтому то, как новоиспеченный школьник запомнит эти самые первые уроки, таким и будет его отношение к образованию в будущем.
  2. Далее педагог может использовать магнитную доску и буквы – магниты. Крепим все буквы из слова «Алфавит» к магнитной доске в хаотичном порядке и предлагаем деткам выстроить слово правильно. Так малыши узнают тему урока.
  3. После этого ученики открывают свои тетрадочки в косую линию и записывают стандартный текст: классная работа, число и тема урока. Педагог при этом обращает внимание детей на правильное и красивое правописание.
  4. Далее ребятам предлагается некая игра из коротких слов. Одного из подопечных учитель может вызвать к доске и предложить выполнить задание не в тетради, а для всех. На магнитной доске или на обычной – мелом пишутся 4 буквы, 1 из которых лишняя. Из трех оставшихся дети должны составить слово. Например: буквы К, О, С, Т – слово «кот», буква «С» — лишняя; буквы О, Р, М, Д – слово «дом», буква «Р» — лишняя и т.д.
  5. Ученика, который выполнял задание у доски, мы похвалим, ведь он точно чувствовал себя смущенно и неудобно. Скажем ему, что все сделано хорошо и от этого последнего слова и оттолкнёмся дальше. Что за слово такое «хорошо»? Записываем его в тетрадь, запоминаем правописание сочетания «оро» и предлагаем детям составить предложение с этим словом. Выбираем, например, 3 наиболее удачных предложения и предлагаем записать деткам их в тетради.
  6. Затем это же слово можно предложить найти ребятам в орфографическом словаре. Ведь там, все слова записаны в алфавитном порядке.
  7. Далее мы снова повторяем, что такое «Алфавит» — расположение букв в определенном порядке. Аналогично орфографическому словарю, по алфавиту работают и другие структуры и организации. Называете их и показываете, например, картинки на компьютере: книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!
  8. Предложите после этого ребятам коллективное задание, где им нужно будет расположить в алфавитном порядке свои имена или фамилии. Попробуйте объяснить, что в случае совпадения первых букв для правильного расположения нужно смотреть на вторые буквы. Например: Дарья и Диана. Первым в списке по алфавиту будет имя Дарья, так как вторая его буква «а» располагается в алфавите первой, а в имени Диана – буква «и» — 10-й.
  9. Затем можете предложить малышам отгадать загадки про гласные и согласные. Таким образом, вы законспектируете сколько всего букв в алфавите, сколько при этом гласных (10), сколько согласных (21) и сколько необозначенных (2). В задание можно включить слова и их разбивку на слоги.
  10. Затем можно выполнить следующие задание: учитель пишет на доске весь алфавит, пропуская в некоторых местах буквы, дети должны отгадать каких букв в нем не хватает.
  11. Замечательным алфавитным упражнением будут счетно-буквенные загадки. Вы предлагаете деткам отгадать слово, называя первую его букву, вторую, третью, четвертую. Естественно лучше использовать короткие слова: волк, лиса, крот, заяц, слон и другие.
  12. И так в качестве подведения итогов, вы можете предложить учащимся повторить, что такое алфавит, какое значение он имеет для человека, его речи и правописания, где используется помимо письма. Предложите оценить детям их работу, а затем сделайте это сами. Попрощайтесь!

Ну вот, вы видите, что такой вариативный компонент, как технокарта – это собрание всего необходимого учителю и его ученикам. Наш конспект по русскому языку включает в себя совершенно разные задания, для различных областей развития, как впрочем и следующий – по математике.

Технологическая карта по математике для детей 1 класса

Тема на этот раз будет о сложении и вычитании чисел до 10.

Соответственно целью  урока можно назвать отработку процессов сложения чисел в примерах и задачах. Для детей старших начальных классов аналогичный конспект будет технокартой  деления и умножения.

К задачам предстоящего занятия отнесем формирование понятий «прибавить», «отнять», «уменьшить», «увеличить». Применение  этих знаний в математических задачах и в различных жизненных ситуациях. Обучение работе, как самостоятельной, так и в коллективе. Оценка результатов собственных действий и исправление ошибок в случае необходимости.

Что вам понадобится: ручки, тетради, тематические карточки, компьютер, проектор,  MP3-проигрыватель.

И так приступим к уроку!

  1. Приветствуем маленьких школьников на уроке по математике, рассказываем о том, что предстоит в этот раз выучить и предлагаем встретить гостей. А именно кота Леопольда и его мышат. В качестве основы, используем серию мультфильма о дне рождении известного мультипликационного героя. Показываем ребятам фрагмент из одноименной серии.
  2. Затем достает заранее приготовленное письмо от кота Леопольда, где он приглашает всех на празднование своим именин. В письме нужно определить дату, а именно день. К примеру, вторник или среда. Пусть название дня недели будет зашифровано в ребусе. С помощью проектора показываем воспитанникам этот ребус и предлагаем разгадать его.
  3. Потом записываем в тетради классную работу, дату, тему урока и ответ на предложенный ребус.
  4. Спрашиваем учащихся о том, что обычно берут на день рождения: цветы, подарки, открытки с поздравлениями.
  5. Отправится в путешествие к герою нашего урока, предположим на поезде, проезд в котором билет стоит 5 рублей.
  6. Раздаем деткам карточки с наименованием купюр (1 рублю, 2 рубля). И предлагаем собрать нужную сумму каждому из ребят с помощью карточек. Проверяем что у них получилось.
  7. Затем распределяем юных путешественников по вагонам: тех, кто собрал 5 рублей из купюр 2, 2, 1 рублю – отправляем в вагон №2, 2,1,1,1 рублю – вагон №3 и тех, кто набрал 5 рублей с помощью карточек по 1 рублю вагон №5. Незанятым остается только 4-й вагончик нашего поезда. В него мы посадим друзей кота Леопольда.
  8. Кто же эти друзья? Это герои известной детской песенки:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

  1. Включаем песню на проигрывателе и предлагаем сосчитать малышам тех, кто упомянут в произведении. Это кот, собака, чижик, петух, обезьяна и попугай. Всего 6 пассажиров. А сколько из них птиц и зверей по отдельности. Дети отвечают вам, что по 3, то есть количество одинаково.
  2. И так рассаживаемся по вагончикам и отправляемся в путь. А чтобы во время путешествия деткам было не скучно, учитель предлагает им выполнить несколько заданий. Одним из таковых может быть числовой ряд с пропущенными числами, которые ребята у доски и в собственных тетрадях вставляют.
  3. Еще одним заданием может быть уменьшение или увеличение каждого числа на 1, 2 или 3, 4. Можно организовать занятие на примере цветов, которые мы везем с собой Леопольду. Например, если увеличить число 3 на 4, то получится то количество, которое нужно. Также можно попробовать узнать, сколько нашему герою исполняется лет.
  4. Теперь можно отправить коту телеграмму о прибытие, но не простую, а тоже зашифрованную числами. Чтобы правильно расставить все числа в телеграмме, предложите малышам решить простые задачки:
  • Назовите числа, которые больше 5-ти, но меньше 8-ми? (6, 7)
  • Чему будет равна сумма, если первое слагаемое 5, а второе слагаемое 4?(9)
  • На сколько 4 меньше 6-ти? (на 2)
  • На сколько 9 больше 6-ти? (на 3)
  • Чему будет равна разность, если уменьшаемое 7,а вычитаемое 2? (5)
  • Какое получится число, если 6 увеличить на 2. (8)
  • Если 7 уменьшить на 7. (0)
  • Вера ищет подружек, которые спрятались от нее. Сколько спряталось подружек, если она увидела 8 ног? (4)
  • Сумма 7 и 3-х. (10)
  • 3 без 2-х – сколько будет? (1)
  1. И тут появляются шкодливые мышата, которые разрезали картину для Леопольда на несколько кусочков. Для того, чтобы восстановить подарок на обратной стороне отрывков картины есть примеры, которые следует решить. После чего каждый кусочек прикладываем на месте с указанной цифрой (Для этого тоже нужен заранее подготовленный шаблон с чистым листом и обрисованными обрезками картины, в центре которых необходимые цифры).
  2. Заданием урока может стать решение задачи в учебнике. Называете, какую задачу решить, пока ребята путешествуют.
  3. И вот наконец-то мы приехали. Теперь предстоит вручить подарок коту Леопольду и корзину с цветами. Почетную миссию выполнит тот ребенок, который исправит примеры, испорченные мышами. На доске для этого напишите примеры на сложение и вычитание с неправильными ответами. Кто первый все сделает правильно, тому и достается роль вручителя.
  4. И после того, как воображаемому коту вручили подарки, он передает детям конфеты, но не простые, а арифметические. Сделать их можно завернув в красивые фантики записки с примерами или задачами. Деи разворачивают, решают и получают взамен настоящую конфету. Просто здорово получится, ведь все ребята так любят сладкое!
  5. На этой, как говорится оптимистичной ноте, вы прощаетесь с котом Леопольдом и заканчиваете свой урок!

Прощаться на сегодня с вами буду и я! Надеюсь, эти технокарты будут полезными в организации учебного процесса в начальной школе. С вами была Татьяна Сухих, не забывайте подписываться на обновления блога и приглашайте своих любознательных друзей.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 1
  • Маргарита
    22.02.2017 в 00:29

    Очень интересная статья. Я буду ждать ярких фото. :p

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика