Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
12
Март

Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Дети с ОВЗ

Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под категорию детей с ОВЗ. С вами Татьяна Сухих и сегодня мне бы хотелось обсудить более человечную тему воспитания ребятишек с ограниченными возможностями  здоровья. Нам часто приходится читать официальное мнение о том, как правильно планировать и выполнять свою работу, вы наверняка неоднократно слышали рекомендации специалистов медицины или государственных чинов в этом вопросе. Но как педагогу побороть страх и жалось при работе с детьми ОВЗ.

Педагогам все по силам!

И вовсе не затем, что мы должны быть жестокими недотрогами, нет! Просто целенаправленное достижение цели, в нашем случае обучение малыша всем необходимым навыкам и умениям, порой совершенно не терпит сентиментальности. Скорее доброго, мягкого, но уверенного выполнения своей работы. Только так воспитанники смогут вырасти полноценными, уверенными в своих силах, успешными членами нашего общества!

Ранее в подобных затруднительных ситуациях мы всегда прибегали к использованию литературы. Но в современном мире стали появляться куда более интересные, содержательные и удобные в плане затрат времени обучающие мероприятия. Я, например, за вебинары и кому это интересно – присоединяйтесь.

Познакомить с более подробной информацией о социально-коммуникативном развитие детей с ОВЗ, которое помогает им адаптироваться с социуме можно приняв участие в этом вебинаре http://www.uchmag.ru. Предложенные издательством «Учитель» материалы полностью соответствуют требованиям ФГОС. По крайней мере, организаторы так обещают. Поэтому педагоги, воспитатели, психологии специалисты детских учреждений – все за мной!

Это, конечно, шутка, но я на своем примере смогла убедиться, что интересный и доходчивый рассказ специалистов куда более полезен чтения все ночи напролет официальной литературы. Педагогу, конечно же, все по силам, но у каждого из вас, тоже есть дети, семьи и планы на предстоящую работу. А чтобы посетить офлан-вебинар не нужно никуда ехать, затрачивая опять же, при этом время! У воспитателей оно и так слишком ценно, согласны со мной?

Аналогичный офлайн-вебинар, рассказывающий о реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, ну то есть о практической стороне работы педагога, можно также посетить, не выходя из дома http://www.uchmag.ru. При этом автор материала обещает ответить на все возникшие вопросы.

Некоторой информацией поделюсь с вами и я. Ведь совместное обучение всех детей стало нормой не так давно и многим из нас пришлось с трудом перестраиваться даже имея педагогический опыт. Что и говорить о юных педагогах только только вступивших на тропу ответственности за будущее поколение.

Глазами учителей

Не смотря на то, что учителя и воспитатели получают знания по психологии, когда «грызут гранит» университетской науки, на практике, как выяснилось применить полученную информацию куда более сложно. И тем более перестать испытывать страх и боязнь не справиться с работой такого рода.

Например, в Интернете можно найти результаты анкетирования среди специалистов образовательных учреждений одного из крупнейших городов России, подтверждающие необходимость дополнительной подготовки воспитателей и учителей для работы с детьми ОВЗ.

Из 107 опрошенных педагогов в возрасте от 22 до 62 лет 59 % не представляют, как выполнять свою работу должным образом, сталкиваясь с ребятишками ограниченных по здоровью. А 35% не имеют соответствующей базы знаний по психологии. Поэтому более 70% опрошенных специалистов считают, что образовательные учреждения, включая и детские сады не готовы еще работать должным образом или, по крайней мере, так, как это виделось государственным чинам:

  • Возникает проблема не только отношений ребенка и воспитателя, который боится обидеть или не дать необходимые знания. Но и взаимодействия его с группой других детей, которые порой бывают весьма жестоки. От этого малышей с ограниченными возможностями здоровьяжалко еще больше. Просто невозможно чувство!
  • В детском саду или школе может и даже чаще всего отсутствует необходимое оборудование, которое, кстати говоря, воспитатели часто приобретают сами. Вот скажите, вам приходилось бегать по магазинам в поисках книг или других приспособлений. По себе, говорят, не судят, но я сталкиваюсь с проблемой нехватки пособий и прочего довольно часто, поэтому покупаю необходимое сама. Иначе как работать без необходимого для развития оборудования?
  • И самое главное – это то, что педагогу просто не хватает времени. Работа с малышами, ограниченными по здоровью требует индивидуальных занятий. Соответственно, чем больше таких детей в группе, тем больше времени на индивидуальные занятия нужно. В итоге могут пострадать и другие воспитанники.

В основном именно по этим трем причинам педагоги разделились надвое: 35% из них считают, что дети с ОВЗ должны получать образование в специальных учреждениях, а остальные 60% верят, что когда-нибудь образовательная система позволит добиться именно той цели, которая и планировалась. То есть адаптация детей с ранних лет в окружающем мире и обществе.

Проблемы в системе подготовки специалистов

И так, для того, чтобы воспитатели и учителя могли выполнять поставленные задачи должным образом, их подготовка, то есть обучение в ВУЗах также должно в корне поменяться:

  • В-первую очередь, специалист при работе с детьми должен владеть знаниями о подопечных с ОВЗ, их особенностях с научной точки зрения и медицинской, в том числе.
  • Во-вторых, педагог должен быть подготовлен морально: видеть мотивационный смысл своей работы, иметь психологическую готовность к нестандартным ситуациям, обладать гуманистической направленностью и ориентироваться на профессиональные ценности.

Но в нашем государстве, как всегда, сперва ставят задачи, не выполнить которые человек не имеет возможности, а уже после задумываются о том, как обеспечить условия для профессиональной подготовки. Поэтом сейчас педагогам приходится обращаться к всевозможным курсам, тренингам, вебинарам, книгам или дискам.

Вот, например, один из таких источников знаний для учителей http://www.uchmag.ru. Это компакт-диск, просвещающий нас о социально-коммуникативном развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС, как средство социальной адаптации. Электронное пособие, написанное автором А.В.Елоевой, рассчитано на дефектологов, психологов, социальных педагогов и воспитателей.

А вот следующий комплект http://www.uchmag.ru обещает обеспечить компетентную подготовку согласно локальной базы институционного уровняв условиях введения новых стандартов. То есть то, о чем говорилось выше. В него ходят: программа начального общего образование, должностные инструкции для учителей и воспитателей, примеры договоров, планов, шаблоны приказов и приложения. Набор для обучения детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО представлен на страницах книги и компакт-диске, в том числе.

Коллегам на заметку

Что можно сказать в дополнение ко всему выше сказанному, при работе педагога очень важно составить план действий и постараться от него не отклоняться. Следуя своему технологическому заданию или конспекту, вы сможете быстрее достичь поставленных задач. В остальном вам помогут следующие неписаные правила:

  • Так или иначе, вам придется разработать план по индивидуальному развитию ребенка с ОВЗ, адаптированный к имеющейся образовательной программе.
  • Вам понадобится тесно взаимодействовать с дефектологами, логопедами, психологами, которые помогут разобрать в особенностях воспитанников.
  • Воспитателю обязательно нужно познакомить более тесно с семьей ребенка, выяснить у родителей, что негативно влияет на малыша или наоборот – помогает ему сосредоточиться, какие у ребенка есть сильные стороны – они помогут привлечь одногруппниковк общению с малышом с положительной точки зрения.
  • Не смотря на то, что с чувствами справиться сложно, педагогу стоит как можно меньше проявлять особое внимание и тем более жалость к ребенку с ОВЗ.Во-первых, последним вы можете обидеть малыша, а во вторых ребенок все чувствует. И если вы боитесь сами, то и ваш страх тоже. Нужно вести себя так, как будто он такой же, как и все иначе группа может настроиться против воспитанника. Оптимальным вариантом, но, кстати говоря, не самым простым является индивидуальное отношение к каждому подопечному.
  • Малыша с ограничениями здоровья нужно включать в групповые игры и занятия.
  • Старайтесь создавать положительный фон среди своих воспитанников: «Давайте говорить друг другу теплые слова», «Давайте улыбнемся друг другу», «Составим азбуку хороших слов».
  • Проводите беседы с детьми и собрания с родителями, которые снизят стереотипы, неправильное отношение к детям с ОВЗ и повысят культуру общения в целом.
  • В школе, например, можно организовать группу волонтеров среди учащихся, которые будут помогать ограниченным по здоровью ребятам.
  • Не забывайте делать чаще перерывы между занятиями или менять род деятельности детей.
  • Радуйтесь малейшим, даже самым незначительным достижениям своих воспитанников!
  • Помните, каким благородным, полезным, добрым делом вы занимаетесь – пусть это стимулирует вашу работу и настроение, направляет только в положительное русло, повышает энтузиазм.

Все эти правила помогут упростить взаимодействие ребят между собой и ваше общение с группой в целом. Надеюсь, что мои советы и приведенная информация помогут вам при работе с детьми. Не отчаивайтесь и не бойтесь. Лучше подписывайтесь на мой блог и приводите друзей – вместе мы справимся с любыми трудностями на педагогическом поприще!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий
работа с аутизмом

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал...

6 комментариев
дети равны

Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ

Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под...

1 комментарий

 

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 1
  • Светлана
    13.03.2017 в 13:59

    Думаю, что страху и жалости при работе с детьми ОВЗ не место.

    То, что это безумно сложно — понятно из статьи.

    Но , если педагоги постоянно будут помогать друг другу, объединяясь даже на сайте, то со всеми трудностями они точно справятся.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика