Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Сопровождение детей с РАС – долгий путь к социальной адаптации

Дата: 1 марта 2018 в 09:00
Рубрика: Дети с ОВЗ

Здравствуйте, дорогие друзья! Татьяна Сухих, автор блога о педагогике, приветствует вас. Хочу по мере своих сил и знаний разобраться сама и раскрыть для всех заинтересованных читателей тему о детках с особыми образовательными потребностями, в частности – с расстройствами аутистического спектра. Сопровождение детей с РАС – об этом поговорим сегодня. РАС – какая-то пугающая аббревиатура, правда? Но бояться нельзя, нужно трудиться.

В чем заключается смысл сопровождения деток аутистов?

Сказать, что у нас только начинает налаживаться система оказания эффективной помощи деткам с проявлениями аутизма – это ничего не сказать.

Создаются программы, открываются специальные группы в садиках и классы в школах, но ребенку с особыми образовательными потребностями очень нелегко приходится как в специальных образовательных заведениях рядом с детками, имеющими нарушения умственного либо речевого развития, так и среди обычных детей. За, вроде бы, научно обоснованной и правильной формой обучения теряется сам ребенок, не учитываются его потребности.

Стоит сказать, что самое важное обстоятельство, которое поможет аутенку влиться в социум, – ранняя диагностика расстройств этого спектра и организация системной помощи ему в коллективе и дома. То есть, взять за руку с первого дня выявления расстройства до окончания школы, и даже дальше вести малыша, школьника, молодого человека к гармоничной жизни.

Психолого-педагогическое сопровождение детей РАС – комплекс методов, действий, приемов, направленный на достижение оптимального развития и качественного обучения таких деток. Где бы ни проходило обучение аутенка, в идеале – рядом с ним должны находиться специалисты, которые действуют согласно индивидуальной программе развития конкретного малыша.

спецгруппа

Чтобы разобраться более глубоко в этом вопросе, без повышения квалификации не обойтись, удобно пройти его на портале «УчМаг», например, можно освоить такие темы:

  • «Современная теория аутизма и практика образования и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа) по льготной стоимости по предварительной заявке;
  • «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа) по льготной стоимости по предварительной заявке.

Кроме того, есть хорошее пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей».

Что предусматривает сопровождение аутенка в образовательной среде?

По оценкам специалистов, работающих с аутятами, только комплексное сопровождение детей с РАС позволит максимально помочь таким малышам, при условии, что каждое звено цепочки сопровождения будет работать в тесной связи с другими звеньями, согласовывая свои действия и строго следуя индивидуальной программе развития и образования ребенка.

Грамотно организованное сопровождение предусматривает создание вокруг ребенка междисциплинарной группы, каждый из участников которой несет определенную функцию. В эту группу входят: координатор (завуч, методист, старший воспитатель или учитель), воспитатель или учитель, помощник или ассистент воспитателя либо учителя, логопед, психолог, коррекционный педагог, физкультурник, музыкальный руководитель, родители.

сопровождение

При необходимости могут подключаться другие специалисты. Работа специалистов ведется поэтапно:

  • С помощью спецметодик каждый специалист обследует малыша и делает оценку по своим направлениям;
  • По результатам оценивания делается заключение, где прописываются индивидуальные образовательные потребности аутенка и ставятся первоочередные задачи;
  • Оформляется индивидуальный план развития, где определено место и роль каждого звена цепочки сопровождения;
  • Организуется предметно-пространственная среда;
  • Проводятся занятия в соответствии с планом;
  • Параллельно проводятся консультации, встречи специалистов и родителей с определением дальнейших целей и координации усилий;
  • После ключевых этапов обучения осуществляется мониторинг динамики развития, уточнение целей, методов работы и т.п.

В системе педагогического сопровождения детей с РАС ключевую роль играет грамотное планирование работы, которое предусматривает системность и структурированность процесса, понимание личных потребностей малыша, а также общих особенностей заболевания аутистического характера.

Самой большой проблемой в комплексном сопровождении является то, что малыш воспринимает других людей и окружающий мир как хаос, который он не контролирует. Его подсознание дистанцируется от окружения, как неприятного раздражителя.

Так что, с одной стороны – для успешного преодоления сложностей в обучении и социализации необходима группа специалистов, а с другой – именно необходимость контактировать с этим количеством людей вызывает отторжение у ребенка.

Как можно преодолеть особые обстоятельства особенных деток?

В роли посредника между специалистами, другими детьми выступает тьютор. Эта должность вводится при образовательных учреждениях именно для деток ОВЗ, в частности – с РАС.

Тьюторское сопровождение детей с РАС предусматривает постоянно оказываемую помощь ребенку в пределах образовательного учреждения. Тьютор облегчает малышу или школьнику общение со специалистами и другими детьми, как говорится, стелет соломку ребенку, сглаживая возможные стрессовые ситуации.

Да, система оказания полноценной поддержки деткам-аутистам очень сложная и многоступенчатая. По идее, каждый сотрудник дошкольного учреждения как первого этапа социализации, который проходит аутенок, должен быть готов грамотно работать с таким ребенком, в таком случае будет проще подстроить среду под ребенка и самому дошкольнику проще интегрироваться, если его окружают специалисты. Но это в идеале…

Ну, что, буду закругляться на сегодня. Будет желание – поделитесь ссылкой на эту статью с коллегами и заинтересованными лицами. А также приглашаю подписаться на новости!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

3 комментария

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

20 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

2 комментария

Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?

Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал…

26 комментариев
работа с аутизмом

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…

6 комментариев
Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика