Доброго дня уважаемые воспитатели. С вами, ваша Татьяна Сухих. Сегодня хочу предложить тему, которая многим будет интересна. Это тема о сенсорике и готовый план по самообразованию.
Содержание статьи:
Что такое сенсорика?
Особым периодом для становления психического и физического развития детей является раннее детство. Это время, которое благоприятно для воспитания сенсорики. Без этого невозможно развитие их умственных способностей.
Формирование сенсорики у малышей развивается через восприятие и вырабатывание ими представления о цвете, форме, положения в пространстве, величине, вкусе, запахе предметов. Трудно переоценить значение сенсорного развития для дошколят. Именно в раннем возрасте важным является совершенствование работы органов чувств, а также накапливание взглядов о внешнем мире и опознавание изобретательных способностей. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе.
Воспитание сенсорики у детей – это совершенствование восприятий, ощущений, представлений и других процессов. Они учатся сравнению и установлению закономерностей, принятию самостоятельных решений, в результате которого познается мир.
В жизни каждый ребеночек сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с живописью, музыкой, литературой, скульптурой. И каждый из них усваивает этот процесс стихийно. Если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер. И здесь последовательное, систематическое и планомерное воспитание сенсорики приходит на помощь карапузу, и ее формирование является первостепенной в детском развитии и требует большого внимания.
Развитие сенсорики для двух- трехлетних детей через игры
Цель | Задачи | Желаемые результаты |
Повысить теоретический уровень воспитателя, профессиональное мастерство и компетентность | 1. Обучение детей различиям основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного, белого. 2. Ознакомление малышей с формой круга, квадрата, прямоугольника. 3. Ознакомление с величиной предметов: большой, средней, маленькой. 4. Формирование навыков самостоятельной работы. 5. Повышение самооценки детей и уверенности в себе. 6. Совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности. 7. Сплочение детского коллектива. | 1. Закрепление знаний малышей о порядковом счете, названий геометрических фигур. 2. В формировании математических способностей дошколенка положительная динамика. 3. Улучшение развивающей среды. |
Этапами работы являются:
Педагогический информационный блок. Сюда входят:
- изучение литературы о сенсорных способностях малыша и развивающих игр с детьми;
- посещение методических объединений города;
- изучение опыта деятельности сетевых ассоциаций.
Работа с детьми младшего возраста:
- создание среды, окружающей ребенка;
- особые занятия по воспитанию сенсорики;
- занятия с дидактическими играми, упражнениями с вкладышами, решетками, цветными палочками, дидактическими столиками, втулками;
- развитие сенсорики, осуществляемое во время обучения на занятиях по конструированию, рисованию;
- проведение упражнений, тренировок на тактильные ощущения, для освоения понятия формы, величины, цвета;
- закрепление с малышами всех пройденных материалов;
- проведение мониторинга.
Проведение работ с родителями:
- помощь родителей в подготовке дидактических игр и показательных материалов;
- проведение консультаций, бесед;
- подготовка консультации родителей о развитии сенсорных способностей у ребят с помощью дидактических игр, упражнений.
Дидактические обучающие игры по сенсорике
Главная форма организации жизни малюток – эта игра. Она является их естественной и любимейшей деятельностью. С помощью нее дошколята учатся восприятию, осязанию, усваиванию всех сенсорных эталонов и познают мир.
Предложу вам, дорогие воспитатели, некоторые забавы, предназначенные для сенсорного развития и умственного воспитания малышей.
«Удивительный мешочек»
Задача: научить карапузов на ощупь узнать геометрическую фигуру, тем самым развивая осязание.
Развитие игры: предложить деточке ощупать предметы, лежащие в мешочке, найти геометрическую фигуру, снять ее и назвать. Остальные ребята смотрят и следят за игрой.
«Выбери фигуру»
Задача: научить детей осмотреть вещи различных форм, цветов и употребить отмеченные свойства фигуры (форма, размер, цвет) и выработать творческую фантазию.
Развитие игры.
1 версия. Попросите малютку взять интересную для него карточку и, используя геометрические фигуры, выложить по образцу рисунок.
2 версия. Предложить детке посредством геометрических фигур составить свою картинку.
«Поиск домика для каждой рыбки»
Задача: развитие зрительной памяти и внимания.
Развитие игры. Карапузику предлагается посмотреть аквариумы и усвоить, где плавает та или иная рыбка. После этого аквариумы убирают. Затем ему предлагают отдельно рыбку и отдельно аквариумы и просят, чтобы он посадил в ту или иную рыбку в свой «домик».
«Теплый– Холодный»
Задача: тренировать ребят тактильным методом установить отличия в текстильных изделиях, совершенствовать способности рассказывать о своих впечатлениях.
Развитие игры. Малышам дают панно с разнообразными типами тканей. Детка тактильным способом должен уметь устанавливать различия изделий из текстиля, и рассказать какие чувственные впечатления получил.
«Легкий — Тяжелый»
Задача: детям дают возможность потрогать предметы и установить меру их тяжести, прочувствовать ее и рассказывать о своих впечатлениях.
Развитие игры. Карапузикам предоставляются предметы различной степени тяжести. Они, прочувствовав степень тяжести, передадут свои чувственные впечатления.
Сенсорное воспитание и его значение
Выделю основные значения сенсорики в воспитании дошколенок:
- основа для умственного развития;
- упорядочение хаотичного представления ребенка при взаимодействии с окружающим миром;
- подготовка к настоящей жизни;
- положительное влияние на чувства;
- основа для совершенствования фантазии;
- возможность овладения детьми новыми способами предметной деятельности;
- влияние на обогащение речи;
- влияние на совершенствование слуховой, зрительной, образной памяти.
Статья, надеюсь, была интересной. Поделитесь ею в соцсетях. Если есть интересные советы, напишите в комментариях, и мы вместе обсудим. Всего хорошего!
Развитие малыша по плану приносит результаты, это несомненно! Главное, регулярно заниматься ребенком!
Совершенно верно и он не заставит долго ждать