Приветствую, мои дорогие друзья. Сегодня я, Татьяна Сухих, решила продолжить начатый разговор на тему: сенсорное развитие детей. Расскажу об особенностях этого процесса у деток среднего дошкольного возраста – 4-5 лет. Сразу замечу, что это очень важный возраст у малышей, когда появляется осознание своего «я» и окружающего мира вне «я». Малыши активно и быстрыми темпами осваивают новые знания, поэтому дайте возможность ребенку учиться.
Содержание статьи:
Особенности развития чувствительности у средних дошкольников
Итак, у малышей к 4 годам сформированы определенные эталоны – установленные представления о величине, цвете, форме и других характеристиках окружающих предметов и веществ. Теперь наша задача в ДОУ – расширить «базу данных» в этом вопросе. Изучив основные цвета, скажем, пришла очередь научиться различать оттенки. Это если говорить о цвете. Что касается формы, то мы изучаем варианты геометрических фигур и главное – учимся начальному анализу.
Я в садике, а вы, уважаемые родители, дома должны создать благоприятные для развития условия. Это значит – предоставить возможность малышам получать новые знания о предметах, явлениях и их свойствах. Как это сделать? Методы просты и доступны каждому родителю: нужно позаботиться о том, чтобы детки накапливали новые впечатления. План прост: ни дня без впечатлений!
Ежедневно мы должны знакомить малышей с новым звуком, цветом, формой. Во время прогулки или любой другой совместной деятельности активно обращайте внимание детки на звуки, которые издают машины, птицы, другие дети. Давайте в руки камешек, шишку, листик, проговаривайте нюансы формы и цвета. Предлагайте пробовать новые блюда или отдельные фрукты, овощи и т.п.
Специальные занятия дома для сенсорного обучения не требуются. Но дидактические игры как средство обучения вполне уместны. Я ниже поделюсь примерами таких забав для малышей среднего дошкольного возраста.
Короче говоря, наша цель на этом этапе развития сенсорной сферы, то есть, чувствительности, – не только познакомить детей с эталонами основных цветовых, звуковых, тактильных ощущений, но и научить деток использовать эти знания в жизни, а также показать множество разновидностей, вариантов, оттенков эталонов. Теперь дети постигают более сложные явления окружающего мира.
Эти знания постепенно выйдут на новые уровни, при этом они уложатся в систему, которая поможет ребенку активно познавать окружающий мир во всех его проявлениях. Не только знать, что это, но и понимать, зачем и как использовать – цель развития восприимчивости у ребенка.
Как нам поможет методическая литература?
Невозможно в современном мире обойтись без самообразования, а чтение специальной литературы – обязательная составляющая этого процесса.
Итак, по нашей теме я нашла следующие материалы в Интернет-магазине «УчМаг»:
- «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры» – отличное пособие для малышей, имеющих проблемы со здоровьем. Им, как никому другому, особенно нужна целенаправленная работа по развитию чувствительности;
- «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года» – чрезвычайно полезная вещь для молодых родителей. Если, не да Бог, малыш родился с нарушением любого характера, начинать коррекцию нужно как можно раньше. И первые шаги в этом направлении – именно в работе над восприимчивостью ребенка к цветовому, звуковому и прочему разнообразию в природе;
- Портал для воспитания и обучения детей предлагает возможность принять участие в офлайн-вебинаре «Воспитание сенсорной культуры ребенка. Что является фундаментом умственного развития ребенка?» – знания, которые вы получите, прослушав материал, помогут в профессиональной деятельности и также повысят ваш «родительский» потенциал;
- А если вы просто пополните личный счет на сайте «УчМага», то сможете виртуально посетить вебинар «Воспитание сенсорной культуры ребенка. Что является фундаментом умственного развития ребенка?» и пользоваться материалами бесплатно.
Несколько примеров дидактических игр по сенсорике
К слову, дидактические игры на развитие чувствительности к цвету, звуку, форме – не только обучение через игру, но и диагностика некоторых отклонений в развитии ребенка. Но об этом в другой раз.
Итак, игры:
- «Создай рисунок из бросового материала»: отличная тренировка и по цветам, по форме. Даем малышу кучу художественного хлама и просим создать из него картинку. Масса положительных впечатлений и знаний – вот что даст ребенку эта игра.
- «Кто что услышал?»: за спиной малыша издаем разные звуки с помощью разных предметов. Например, шуршим страницами книги, бренчим давно забытой погремушкой и т.п. Нужно отгадать предмет, который «звучит».
- «Подбери цвет»: раскладываем перед дошкольником карточки с изображением фруктов, скажем, но не раскрашенных. Малыш должен правильно подобрать цвет к каждому рисунку.
Как видите, все просто, да? Лишь сложное название у процесса – сенсорное развитие. Но на сегодня хватит, пожалуй. Дальше вы знаете: подписывайтесь, делитесь…
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Подготовка к занятию!
Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и…
Самоанализ занятия (НОД)
Здравствуйте! С вами Татьяна Сухих и сегодня мы поговорим о самоанализе…
Про важность сенсорики — невозможно не согласиться. Недаром сейчас столько информации на эту тему! И ваша подборка игр и литературы отличное дополнение.
И эта тема будет всегда актуальна для педагогов и родителей, поэтому буду и дальше работать над этой темой, она пригодится к аттестации и мне и другим педагогам.