Всем привет, с вами Татьяна Сухих. Вам знакомо понятие «сенсорика»? Ответьте сейчас на вопрос, что вы под ним подразумеваете, а после прочтения статьи напишите, правильно ли вы понимали данное понятие в отношении к обучению и воспитанию детей. Сегодня предлагаю углубиться в эту тему и подробно рассмотреть сенсорное развитие детей раннего возраста.
Содержание статьи:
Обратимся к методической литературе
Я постараюсь обозначить задачи и немного пройтись по методам сенсорного развития для малышей, но понятно, что в одной статье я не смогу охватить все, поэтому завтра расскажу по среднему садиковскому возрасту 4-5 лет. Также предлагаю вашему вниманию несколько методических изданий, которые помогут более глубоко изучить эту тему.
Прежде всего, можете принять участие в офлайн-вебинаре «Воспитание сенсорной культуры ребенка. Что является фундаментом умственного развития ребенка?» в объеме 4 часа. По итогам участия вы можете получить соответствующее свидетельство. Это полезно и для аттестации в ДОУ, и также для самообразования.
Также рекомендую обратить внимание на книгу Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года» с помощью которой вы познакомитесь с методикой организации и проведения занятий для указанной возрастной категории.
А также советую приобрести наглядно-дидактический комплект с мультимедийным приложением «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста: 8 дидактических карт формата А4 на картоне и электронное пособие». На данный момент цена снижена более чем в два раза, не упустите такой шанс купить этот комплект по минимальной цене.
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте
Сенсорика — это важный компонент в развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста. Ведь от сенсорного развития будет зависеть дальнейшее развитие физическое, умственное и эстетическое. Цель сенсорики — сформировать у воспитанника способности, позволяющие ему максимально полно воспринимать окружающий мир.
Понятно, что в первый год жизни чаще всего этим занимаются мамы, и очень хорошо, если они это делают. Так ребенку будет легче усваивать информацию, которую он получит в детском саду. Сенсорные способности начинают более активно и полно проявляться на втором году жизни, когда по ним можно провести диагностику уровня восприятия у воспитанника.
Восприятие предметов является первым из этапов сенсорного развития в данном возрасте. Малыш обращает внимание на величину, форму и цвет предметов, а уже ближе к двум годам (бывает и раньше) может сравнивать и сопоставлять предметы в зависимости от этих характеристик. Такое восприятие называется зрительным.
Следующий этап — это слуховое восприятие, а также общение с окружающими, умение слышать и слушать, которое развивается вместе со зрительным и осязательным восприятием.
Далее, если до 3-летнего возраста были соблюдены все необходимые условия для сенсорного развития, все это начинает развиваться более ускоренно. При этом малыш воспринимает окружающий мир уже не только через предметы, но и через явления разного уровня сложности.
Так, он уже может назвать несколько предметов каждой формы и каждого цвета, может обозначить такие явления как снег, дождь, что они собой представляют.
Развитие сенсорики в детском саду
Что касается непосредственно детского сада, то очень хорошо, когда во время занятий уделяется много часов на сенсорное познание, используются дидактические игры, особенно с предметами из дерева, исполняются музыкальные песенки-потешки, направленные на познание величины, цвета, формы, фактуры.
Например, с двух до трех лет ребенок должен научиться решать следующие дидактические задачи: группировать и соотносить предметы по величине, форме и цвету, изображать свойства и признаки предмета с помощью цвета, чередовать предметы по цвету.
Современные методы включают для приобретения этих умений такую деятельность, как раскладывание предметов, рисование, работу с мозаикой, составление бус и многое другое. В тех методических разработках, которые я вам порекомендовала, вы найдете еще больше интересных и полезных фактов.
Спасибо за внимание, дорогие мои, не пропустите следующую статью! Также в планах у меня описать примерную картотеку сенсорных игр, думаю, что в ближайшие дни вы сможете с ней познакомиться. Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях и оформите подписку на обновления блога, буду вам очень благодарна!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Подготовка к занятию!
Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и…
Самоанализ занятия (НОД)
Здравствуйте! С вами Татьяна Сухих и сегодня мы поговорим о самоанализе…
Как приятно с малышами заниматься! И вместе с ними познавать и открывать мир заново