Добрый день, с вами на связи Сухих Татьяна. Продолжу тему, интересную для работников педагогической сферы и, надеюсь, для всех, кто интересуется воспитанием детей, – оценка собственной профессиональной деятельности. На очереди – самоанализ психолога ДОУ.
Содержание статьи:
Воспитатель и психолог: что общего?
Меня всегда интересовали вопросы психологии, особенно детской. Я рада, что сегодня нам, воспитателям, специалисты-психологи помогают решать трудные воспитательные задачи. Раньше не принято было заострять особое внимание на детских проблемах. Считалось, если ребенок плохо себя ведет, то поможет единственный действенный метод – поставить в угол.
Никто не разбирался с личностными проблемами малышей, считая, что их не может быть по определению. А вот чрезвычайно тихие дети – это была самая любимая категория воспитанников. И ничего, что чрезмерная зажатость – нехороший признак? Петя – молодец, он сидит в уголке и не шумит…
Не было ни желания, ни достаточных знаний у воспитателей моего детства, чтобы разбираться в проблемных ситуациях. Был набор методов устранения непослушания – и хватит. Я ни в коей мере не хочу обидеть старшее поколение коллег. Детишек было в детском саду много, нянь – мало, а требования санстанции, методистов, заведующей – высокие. Вот и сидели дети тихо на коврике или на стульчиках в ряд, сложив ручки лодочкой на коленях.
В наше время ребенок рассматривается как самостоятельная и неповторимая личность, у которой могут быть такие же серьезные психологические проблемы, как и у взрослого. Занятия психолога с ребятами, родителями и воспитателями – имеют колоссальное значение для создания наиболее благоприятной обстановки в садике для взрослых и детей.
Для тех, кому интересно узнать о нюансах профессиональной деятельности детских психологов и самим специалистам по вопросам детской души, полезно почитать тематические материалы.
Сокровища методической литературы
«OZON.RU» меня просто восхищает выбором профессиональной литературы. На любой мой запрос – десятки вариантов. Что касается психологии – смотрите серию книг «Советы психолога учителю» или как психологически подготовить себя для аттестации.
«УчМаг» тоже не отстает и предлагает следующие пособия:
Серия «Электронное портфолио» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы, советы и документы, позволяющие детскому психологу школы и садика создать собственное портфолио. А также осуществлять самоанализ, рефлексию и контроль своей работы.
«Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» – по-моему, отличная методичка, да еще в комплекте с диском. Ведь проблема привыкания ребенка к садику – очень острая и сложная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся, принимая новых ребят в группу.
«Рабочая программа педагога-психолога ДОО» – одобренный ФГОС документ, который поможет специалисту построить свою работу в соответствии с новейшими требованиями. Понадобится это пособие для успешной аттестации.
Еще один компакт-диск «Диагностическая работа психолога в школе». Здесь поданы методики, тесты, анкеты для выявления факторов риска среди учащихся.
А чтобы вести рабочие записи, пригодится «Рабочий журнал педагога-психолога ОО», одобренный Минобразования и науки.
Что интересного можно узнать из самоанализа деятельности детского психолога?
Мне нравится, что Интернет открывает перед нами все секреты. Буквально все можно изучить, не выходя из дому – будь то подготовка космонавта к полету на Луну или тонкости приготовления блюд из невиданных ингредиентов.
Так и сфера педагогической деятельности тоже перестала быть секретной. Любой родитель, воспользовавшись методической литературой для аттестации педагога, может проверить, правильно ли воспитывает и обучает их ребенка садик или школа.
Тайны деятельности педагога-психолога я тоже могу открыть для вас, изучив несколько образцов самоанализа.
Итак, задачи психологов в ДОУ – способствовать формированию хорошего психологического климата в садике, создать атмосферу взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, свободного развития каждого ребенка, исправлять нарушения в развитии, эмоциональном состоянии детей и педагогов, обеспечить готовность ребят к школе, возможность индивидуального творческого роста дошкольников.
Эти задачи реализуются с трех сторон:
Работа с воспитанниками;
Консультирование родителей;
Профессиональная и личная помощь воспитателям.
Работа с ребятами на протяжении учебного года заключается в диагностике и формировании коррекционных групп, с которыми ведутся целенаправленные занятия. В зависимости от выявленных проблем у дошкольников, психолог проводит коррекцию психической и эмоциональной сферы.
Занятия педагога-психолога по коррекции психической сферы направлены на динамическое развитие памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения, речи. Кроме того, специалист всячески способствует активизации познавательных возможностей дошкольников.
Коррекция эмоционального состояния детей заключается в снижении тревожности, агрессии, напряжения, развитии навыков самоконтроля, формировании адекватной самооценки. Это все способствует успешной социализации малышей в коллективе.
В самоанализе психолог подводит итоги своей деятельности, подкрепляя выводы результатами диагностики и анализа динамики развития подконтрольных деток.
Взаимодействие психолога и родителей – залог психологического здоровья детей
Как я уже писала выше, задача специалиста – сформировать доверительные отношения с родителями деток, чтобы обеспечить взаимопонимание и взаимоподдержку в вопросах воспитания. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, организована возможность воспользоваться телефоном или сообщить о проблеме психологу в письменном виде.
Невозможно «поймать» родителей для общих консультаций, поэтому лучшим методом общения с ними является анкетирование, тестирование, приглашение на личную консультацию.
Уважаемые родители! Не бойтесь детских психологов – они не для того работают, чтобы сообщить вам, что ваше чадо «ненормальное». Специалисты помогут вовремя остановить нехорошие процессы, устранить в зародыше негативные проявления, которые будут мешать ребенку в жизни. Они вам не враги, а друзья!
Психолог – «скорая помощь» воспитателю
Психология гомоса пиенса – интересная штука. Иногда наш организм и тело дают отчетливые сигналы о бедственном состоянии нервной системы, а мы этого сами не замечаем. Наблюдательный и неравнодушный психолог всегда заметит и поможет исправить дисбаланс в эмоциональной сфере.
Специалист тестирует не только воспитанников, но и сотрудников детского сада на предмет изучения индивидуальных потребностей. Он выявляет признаки выгорания, депрессии, недовольства жизнью и профессиональной деятельностью и назначает действенные «рецепты».
Психолог активно формирует здоровый и мотивированный коллектив, который сможет достичь высокого профессионального уровня…
Надеюсь, мне удалось приоткрыть завесу «тайны» работы детского психолога в садике? Если вам понравилась статья, не стесняйтесь показать ее товарищам в соцсетях. Подписка на обновления на моем блоге позволит вам быть в курсе новостей.
C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Каждый воспитатель в какой-то степени психолог. Без знаний психологии сложно работать с детьми. Хороший воспитатель увидит изменения в поведении ребенка, и тогда уже должен с таким ребенком работать опытный психолог.
Хоть теперь узнала подробно, что делает психолог в детском саду. Да, раньше этому не придавали значения. Чем тише ведут себя дети — тем лучше.
И всегда родители думают что это ненужный человек)
Как верно подмечено про воспитание детей в нашей стране еще относительно недавно! И замечательно, что сейчас наблюдается тенденция учитывать особенности, потребности и проблемы детей. Роль психолога в этом, конечно же, неоценима.
Привет, Танюш! при поступлении в школу все естественно заполняют анкеты для выявления риска, но тогда откуда на протяжении обучения появляются и происходят различные инциденты? И правильно подмечено родителей просто потом не поймать. Слышала, что раз в год дети будут сдавать тесты психологические при переходе в другой класс. Не знаю на сколько достоверна инфо.
Мне кажется, все дети проходят психолога при поступлении в школу, а при переходе в другой класс, психологи, если я не ошибаюсь ведут свои диагностические карты. Они ведутся для того, чтобы видеть психологический настрой ребёнка на обучение и выявление индивидуальных особенностей.
Значит они не компетентны в своем деле. Например, в нашей школе за год было три попытки суицида среди детей.
Я вот думаю, что раньше детей в СССР слишком сурово наказывали, а теперь они выросли и своих детей так же наказывают… Хорошо, если этот порочный круг разорвётся.
Мне кажется, что этот круг уже начал разрываться. Сейчас людям доступно огромное количество информации, в том числе по воспитанию детей. А еще многие люди с полученными в детстве серьезными психологическими травмами, наоборот, стараются не воспитывать своих детей так, как воспитывали их, и получается перекос в другую сторону — ребенка всячески оберегают от всего.