Здравствуйте, друзья! По роду своей деятельности я должна иметь четкое представление не только о своих должностных инструкциях, но и об особенностях смежных профессий. Так, мне самой интересно изучить самоанализ логопеда, узнать о тонкостях и сложностях этого непростого ремесла и поделиться с вами.
Содержание статьи:
Вопросы ищут ответы
Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?
Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.
Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.
Сокровища Интернета
«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание». Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.
Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна». Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.
Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.
Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда». Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.
Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ».
Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?
Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:
- Профилактика;
- Диагностика;
- Коррекция;
- Развитие детей;
- Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
- Перспективный план деятельности;
- Исследования;
- Самообразование.
По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.
Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.
Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.
Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.
В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.
Как конкретно составить самоанализ логопеда?
Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:
- Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
- Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
- Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
- Каких результатов достиг логопед и дети?
- Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
- Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
- Как ведется учет достижений детей?
- Какие технологии, методики, которые используются в работе?
- Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
- Как складываются взаимоотношения с коллегами?
- Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
- Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
- Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.
Вообще, что касается анкетирования, то оно чрезвычайно полезно для формирования самооценки специалиста. Вы удивитесь, какие результаты могут быть! Допустим, вы считаете, что вы такая милашка, все родители вас любят, а окажется, что вас считают слишком мягкой и неспособной обеспечить дисциплину в группе (это я не о себе!)
Сегодня так много деток в дошкольных учреждениях с нарушениями развития речи, и само по себе это не пройдет. Поверьте, труд логопеда – очень важный для ваших малышей. Иногда приходится преодолевать не только собственно дефект речи, но и неграмотное отношение родителей к проблеме, их нежелание приложить усилия для улучшения речи ребят.
Теперь ваша очередь – жду ваших комментариев по поводу прочтенного. Если хотите показать статью друзьям, кликните по иконкам соцсетей. Подписка на новости также весьма приветствуется!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
https://metodbv.ru/samoanaliz-psihologa-dou-net-predela-sovershenstvu/
Когда в садике есть логопед — это замечательно! Но к сожалению, не все садики могут этим похвастаться. А жаль, специалист очень нужный многим детям.