Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать! Здравствуйте, мои дорогие друзья и случайные гости блога! С вами Сухих Татьяна, а тема моей статьи – нетрадиционное рисование в старшей группе. Возможно, кто-то упрекает детские сады в консерватизме, мол, применяются устаревшие методики обучения изобразительному искусству, сюжеты, которые предлагаются детям для рисования, лепки и аппликации – примитивные и несовременные…
Содержание статьи:
Интернет – главный помощник современного педагога
Что ж, в этом есть доля правды, мы, педагоги-дошкольники, согласны, что программу пора менять. Но хочу защитить наш «консерватизм» – есть проверенные десятилетиями приемы и практики, которые действительно работают, даже применимо к теперешним интерактивным деткам. А, кроме того, мы в садике стараемся максимально разнообразить совместную деятельность и внести в конспекты занятий что-то нестандартное.
А нетрадиционные техники ИЗО – один из способов вырастить творчески развитого человека.
Так, что касается нестандартных методов рисования, мне лично точно нужно посетить вебинар (и вам советую), который посвящен классическим и нетрадиционным материалам в детском изобразительном творчестве. Тем более, что «УчМаг» предлагает заманчивую акцию – пополнение личного счета и оформление специального сертификата участника вебинара.
Из литературы я бы порекомендовала пособие Г.Н. Давыдовой «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», купить которое можно на «Озоне» или в «УчМаге». Это хорошая методичка, по которой можно составить грамотный и интересный конспект по нетрадиционному рисованию в старшей группе, как раз в нашу тему. Родителям тоже пригодится эта книжечка, в ней есть отличные материалы о нестандартных приемах применения красок и подручных предметов.
Превосходным подарком для деток станет набор «Я рисую без кисточки» – здесь есть краски, разные ролики, штампы, шпатели, дизайн-блокнот. Недорогой, но классный набор, который поможет вашему ребенку стать более смелым в творчестве, креативным, как теперь говорят.
Какие существуют нетрадиционные способы передачи изображения?
Следует заметить, что непривычные способы рисования крайне важно применять для деток, отстающих в развитии. Они не особенно любят рисовать, но для них чрезвычайно полезно заниматься творчеством. Поэтому следует показать малышу, что существует множество способов изобразить что-то на бумаге. Помните, что ребенок нуждается в обучении, не жалейте времени на то, чтобы показать деткам, как можно рисовать, используя подручные предметы.
Любовь к искусству, привитая малышам в раннем возрасте, поможет им вырасти разносторонними личностями.
Итак, нетрадиционное рисование в старшей группе, а впрочем, и для других возрастных групп, предусматривает применение таких техник:
- Живопись пальчиками – если маленькие детки просто любят макать пальцы в жидкость и возить по бумаге, то дети постарше уже делают сложные узоры или сочетают пальчиковую технику с другими методами. При этом старшие дети каждый палец макают в краску другого цвета и стараются не пачкать белый лист бумаги, а ставить оттиски аккуратно. Если поставить отпечаток целой ладони, то затем из полученного отпечатка можно прорисовать много разных персонажей.
- Рисование тычками – для этого берется либо специальная кисть с остриженным ворсом или ватные палочки. Можно рисовать с применением воды либо сухим тычком. В последнем случае красиво получаются «пушистые» линии.
- Оттиски листьями – здесь в качестве штампа используется настоящий листочек с дерева, лучше высушенный. Краска наносится поверх листочка, который затем аккуратно прижимается к бумаге. Эту технику можно применять для создания красивейших осенних пейзажей.
- Занятие по нетрадиционному рисованию в старшей группе невозможно представить без кляксографии – любимый вид творчества детей. Это просто: ставим кляксу краской, берем трубочку для напитков и дуем через нее на кляксу, раздувая краску в разные стороны. Особенно интересно додумывать, что можно дорисовать, чтобы из кляксы получился кто-то или что-то.
Еще можно капнуть кляксу, сложить лист пополам и получить зеркальное отображение, уникальной формы.
Также используют нитки для кляксографии – смачиваем сложенные нити в краски разных цветов, кладем на бумагу, складываем ее пополам или кладем сверху другой лист бумаги и вытаскиваем ниточки из-под бумаги.
Дополнительные нестандартные техники
- Оттиски – здесь вариантов множество. Оттиски ставятся практически любыми предметами: пробками, картофелиной, скомканной бумагой, поролоном и всем, что имеет интересную текстуру.
- Трафареты – есть готовые трафареты, можно сделать своими руками. Но в любом случае техника очень интересная, но требует сноровки.
- Мокрая живопись – рисуем или по предварительно смоченному листу бумаги или готовый рисунок опускается на пару секунд в тазик с водой. Получается очень красиво!
- Рисование зубной щеткой – набрызг. На щетку наносится краска и палочкой сбрызгивается на лист бумаги. А еще зубной щеткой можно рисовать картины, изображая траву, шерсть животных и т.п.
- Монотопия –прикольная техника, все ее знают. Берем лист бумаги, сгибаем пополам. Затем на одной половине рисуем красками рисунок или элемент, сгибаем листок, получаем зеркальное отображение. Так можно рисовать водные пейзажи. А еще можно по-другому: наносим рисунок на клеенку, а потом прижимаем клеенку к бумаге. Чудесно выходит!
- Граттаж – нечто похожее на гравюру. Рисуем по белой или цветной бумаге хаотичные мазки. После высыхания поверхность натираем воском. Далее закрашиваем полностью черной гуашью. Затем процарапываем рисунок шпажкой.
- Пластилинография – рисование растопленным пластилином.
- Витраж – на бумаге рисуется эскиз, можно графичный. Потом по контуру наносим слой ПВА, даем просохнуть. Далее пространство внутри контура разрисовывается как в витраже.
- Рисование песком, солью, обрывками бумаги. Сначала рисуем на листе бумаги клеем ПВА, потом сверху присыпаем сыпучим материалом, лишнее стряхиваем. Поверх рисунка можно еще рисовать красками, получится очень необычно.
- Нетрадиционная техника рисования в старшей группе включает также шаблонографию. Берем различные предметы и обводим их по контуру, подбирая форму так, чтобы в итоге получился задуманный предмет.
- Рисование разными предметами: соломкой для напитков, одноразовыми вилками, плоской расческой, зубной щеткой, деревянными палочками и т.п. Густые краски можно наносить на бумагу шпателями, валиками, просто пальцами, о чем я уже говорила.
Интересно, а как вы рисуете с детками? Возможно, у вас есть личная запатентованная техника рисунка? Поделитесь с нами?
Понятно, что я далеко не все способы перечислила, но говорю о том, что сама знаю. Советую родителям обязательно попробовать перечисленные техники нанесения изображения и рассказать о результатах. Поверьте, это очень увлекательно и полезно для малышей. Вы тем самым дадите детям возможность выйти за рамки, познать бесконечные возможности материалов и фантазии.
Если вам статья показалась познавательной, покажите ее друзьям из социальных сетей. Буду рада видеть новых подписчиков на новости!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Сегодня отпечатки были по всей стене, скоро напишу пост… Видимо художник растет(
С сыном все способы практически использовали, а вот с дочерью пока пальчиками красим и отпечатками.
Запатентованных способов у нас нет, но мы с дочкой пробовали все техники из перечисленных в статье, кроме шаблонографии. Она мне почему-то напомнила современное направление в искусстве, когда из теней совершенно различных предметов получается одна общая тень определенной формы.
Сейчас есть много методов рисования и каждый по своему интересен!
Мне кажется, сейчас детям действительно очень везет — в настоящее время взрослые знакомят детей с таким количеством необычных техник, видов творчества и материалов! Я в детстве и десятой части из них не знала.
Сколько возможностей, так и хочется перепробовать — если не все, то самые интересные…
Плюсую в копилку, я -коллекционер всего такого экспериментаторского!
Мне понравилась идея кляксографии, да в целом все очень интересно, надо дочке распечатать, чтобы знала, чем заняться, она любит рисовать, но что-то банальное уже приелось, хочется новизны и размаха полету творчества.
Я для размаха стелю на пол кусок обоев настенных и вот там действительно размах))). Специально покупаю обои самые дешевые для этого.
Есть еще чудесная техника рисования специально созданными красками на основе соли и муки. Активно используется в терапевтических занятиях, и не только с детьми. Это одно из направлений сказкотерапии. Подробнее о ней можно узнать из пособий Института сказкотерапии — есть такой в Питере.
Если есть в Питере, значит это есть и в интернете. Заинтересовали!
Жаль, в интернете все-таки не всегда можно найти все, что хочется.
Маргарита, что именно вы ищите? напишите я постараюсь помочь
Столько много способов рисования, мы и половины еще не попробовали!
Старшая 16 летняя внучка, учится сейчас в изостудии — отправли ей ссылочку вот она с младшей 3-летней сестрёнкой и попробует приведенные в статье способы.
Спасибо, Татьяна!
А вы говорите у вас внуки выросли Оказывается внучка 3-х леняя есть. Это же прелесть.