Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
21
Октябрь

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников: способы и приемы

Автор: Главный редактор
Рубрика: Консультация

Привет, дорогие мои друзья-читатели! Татьяна Сухих в меру своих возможностей спешит на помощь всем, у кого возникают затруднения в вопросах дошкольного воспитания. Вот сегодня по просьбе коллеги обсудим с вами развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников. Именно эти качества человека позволяют ему быть, как теперь говорят, креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения.

В чем выражается самостоятельность и инициативность дошкольников?

Прежде чем изложить свои мысли на эту тему, хочу процитировать просьбу коллеги: «Уважаемые коллеги, воспитатели! Прошу у вас помощи. Подскажите, пожалуйста, как в детском саду вы развиваете у детей инициативу и самостоятельность? Ведь в соответствии с ФГОС – это одно из важных условий развития детей. Какие используете методы, средства, формы, кроме «Клубного часа»? Очень надеюсь на помощь».

Итак, автор вопроса абсолютно правильно заметила, что эти качества чрезвычайно важны для ребенка, особенно в школьные годы, когда активность и умение самостоятельно находить решения любых вопросов помогает быть успешным учеником, а также авторитетным в коллективе одногодок, что немаловажно для самооценки ребенка.

Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе. Как определить наличие данного качества? Через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.

Самостоятельный дошкольник умеет создавать сюжеты для самостоятельных или коллективных игр, способен выполнить посильные для его возраста просьбы родителей или воспитателя, может оценить относительно объективно результат своей деятельности, других людей. Особенно ярко проявляются эти важные составляющие личности маленького человека в сюжетно-ролевых играх с правилами.

Инициативность проявляется в желании действовать по внутреннему побуждению, это тоже очень важное качество, по нему определяется уровень развития детей, особенно в раннем дошкольном возрасте. Точно так же, как и самостоятельность, эта составляющая видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве. Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума.

Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.

Способы воспитать инициативу и активность

Что мы можем в садике сделать, чтобы привить ребенку ценные качества:

  • Создать условия для того, чтобы у детей была возможность выбирать деятельность, а также партнеров для совместной деятельности;
  • Мотивировать детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли;
  • Мягко помогать детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления волевых признаков у детей.

Я много писала о методах организации сюжетно-ролевых игр с детками, повторяться не буду. Этот вид деятельности способен творить чудеса с ребятами, корректируя личностные составляющие: воодушевлять, обучать, делать смелым, активным и т.п. Любую игру взрослый может организовать так, чтобы дать возможность детям самореализоваться.

Нужно взять за правило в рамках плана работы предусматривать игры на свободную тему, выбранную детками. И во время забав на заданную тему давать волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и при необходимости направляя процесс в нужное русло.

Чаще спрашиваем детей: Кто хочет? Чем займемся? Как поступить? Что выбираешь? Отличная методика «Три варианта», ее можно применять в любом возрасте ребенка: если он приходит к вам с вопросом или проблемой, вы предлагаете ему для начала самому найти три варианта решения. Обычно в процессе обдумывания вариантов находится и решение.

Помимо постоянных побуждений в процессе повседневной деятельности, хорошо бы специально организовывать ситуации, ритуалы для инициативы и самостоятельности. Например, ввести день самоуправления, когда дети, утром совместно обсудив, выбирают, чем будут заниматься сегодня в рамках расписания дня. Воспитатель может предложить деятельность на выбор или полностью отдать инициативу детям.

Также проектная деятельность воспитанников отлично развивает нужные качества, здесь и поиск проблемы, сбор информации, путей решения, выбор команды для реализации проекта. О проектах в детском саду я писала, читайте, если интересно: «Темы проектной деятельности для малышей», «Виды проектной деятельности – рассмотрим конкретные примеры», «Проект в ДОУ или проектная деятельность в детском саду».

Во время творческих занятий сам Бог велел стимулировать свободу выбора, поиск путей реализации задуманного. Наша задача – дать инструмент для действия и научить с ним работать, далее – дети действуют сами.

В каких видах деятельности можно привить волевые качества детям?

  • Простой бытовой труд и самообслуживание;
  • Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.;
  • Коммуникативная деятельность: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.;
  • Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять.

Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для детской инициативы и самостоятельности, а также всячески способствовать формированию зрелой личности.

Тема эта не вмещается в рамки читабельной статьи, если нужно будет, я постараюсь расширить материал. А пока прошу поделиться статьей в социальных сетях и оформить подписку на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна...

7 комментариев

Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и...

1 комментарий
чтение

Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень...

14 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 1
  • Мария
    24.10.2017 в 01:00

    Как жаль, что в дошкольных учреждениях, да и в школе тоже к этому относятся формально. Написали план работ, несколько дежурных фраз перед заведующей и родителями-вот и вся проведенная работа. А вообще, дети становятся самостоятельными в силу необходимости.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика