Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сухих Татьяна старается не терять связи с вами и не делать длительного перерыва в общении. Продолжая сложную и печальную тему детских проблем, сегодня поговорим о следующем: развитие детей с РАС – трудности, задачи, пути решения. Вы знаете, что я стараюсь максимально повысить уровень своих знаний в сфере инклюзивной педагогики, поэтому возвращаться к этой теме буду, и не раз.
Содержание статьи:
- 1 Определяем круг задач в работе с особенными детками
- 2 Посмотри на меня, услышь меня, пойми меня…
- 3 Речь – путь к гармоничной социализации ребенка с аутическим расстройством
- 4 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 5 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
- 6 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
- 7 Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
- 8 Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Определяем круг задач в работе с особенными детками
По определению нашего здравоохранения, расстройства аутического характера занимают четвертое место в перечне детских заболеваний, уступая позиции только бронхиальной астме, эпилепсии и диабету. Кроме того, количество малышат-аутят с каждым годом растет. К сожалению, не так быстро растет количество специалистов, эффективных программ и адаптированных образовательных учреждений.
Надеюсь, наступит время, когда наше общество «повзрослеет» и примет людей с любыми особенностями в свои ряды как полноправных членов, создав им условия для такой жизни, которая доступна так называемым «нормальным» людям, начиная с образования, заканчивая насущными потребностями. Кстати, понять суть системы обучения деток ОВЗ поможет следующее пособие: «Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт» Л.В. Голубевой.
Но терять присутствия духа не будем, а лучше объединим усилия и начнем работу, длительную, но необходимую. Что самое сложное ожидает педагогов и родителей на пути к победе над недугом? Дело в том, что особенности развития детей с РАС, а именно – несформированность навыков коммуникации и вообще отсутствие потребности в контакте с другими людьми стоит труднопреодолимым барьером перед родителями и специалистами.
Исходя из этого, понятно, что первоначальная и сопровождающая весь путь задача – развитие коммуникативных навыков у детей с РАС. Если вас интересует эта проблема, можно пройти обучение с оформлением сертификата участника вебинара «Оценка и формирование социально-коммуникативных и учебных навыков у детей с РАС». Вы узнаете полезную информацию о стратегии обучения таких деток и получите рекомендации о выборе приемов и способов работы.
Собственно, работа с аутятами двигается одновременно в трех направлениях: формирование интереса к собеседнику (партнеру по играм), обучение невербальным навыкам общения и обучение вербальным навыкам.
Посмотри на меня, услышь меня, пойми меня…
Особенности эмоционального развития у детей с РАС таковы, что даже заставить ребенка посмотреть вам в глаза – большая проблема. Но начинать нужно именно с этого, вызвав у малыша интерес к другому человеку путем поощрения и мотивационных стимулов. Выявить эти стимулы легко, если быть внимательным: нужно определить, что нравится ребенку, что его интересует и этими вещами поощрять его.
Развитие внимания у детей с РАС – сопутствующая задача, бережно, но твердо удерживать внимание малыша – мгновение, секунда, минута – уже победа.
При этом одновременно стимулируем внимание к речи собеседника, используя богатство фольклора: потешки, считалки, прибаутки, где есть ритм и эмоции.
Также включаем мимику, жесты, даже если малыш никак не реагирует, он должен видеть пример правильной коммуникации и привыкнуть к ней. Таким образом, мы как бы провоцируем деток на невольное подражание и вызываем реакцию. Затем следует этап «пойми меня и подтверди это на деле». Даем короткие и четкие задания: возьми, дай, посмотри и т.п. Помогаем, подсказываем, делаем вместе, поощряем.
Часто кажется, что вот-вот пошел прогресс, а потом в один миг – стоп, потеря интереса, опять безразличие и погружение в себя. Начинаем все с начала. Такие моменты нас расстраивают, руки опускаются, думаешь, что все напрасно. Но что категорически запрещено мамам, папам, педагогам, так это отчаяние. Стучите и вам откроют, в конце концов!
Речь – путь к гармоничной социализации ребенка с аутическим расстройством
Развитие речи у детей с РАС – цель №1 для успешной социализации малыша в обществе сверстников. Большинство аутят имеет явную задержку речевого развития, различные дефекты звукопроизношения, аффективную речь и другие расстройства.
Работу в направлении «развязывания язычков» начинаем с простейшего: провоцируем малышей на подражание жестам, мимике, обращаем внимание на интонацию. Также стимулируем звуковые реакции на какие-либо внешние раздражители: музыка, потешки, ритмические хлопки. Интересный прием, включающий внимание ребенка: повторение за малышом его вокализаций, звуков и обыгрывание их в слова.
Но вообще вся деятельность по расторможению речи строится преимущественно на игре, как вы догадались. Есть отличные пособия по этому вопросу, пока не забыла:
- «Развиваем связную речь у детей 4-х лет с ОНР. Картинки. Схемы. Планы рассказов»;
- «Развиваем связную речь у детей 6 лет с ОНР. Картинки. Схемы. Планы рассказов».
Чтобы подобрать эффективные игры для развития коммуникации у детей с РАС, важно определить личные предпочтения малыша, поскольку аутенка нелегко растормошить на игру, если она его вообще никак не интересует. Наблюдая, что вызывает реакцию у ребенка, можно найти наиболее приятные для него формы игровых занятий. В запасе нужно иметь несколько вариантов и терпеливо подбирать тот или иной формат.
Итак, резюмирую: стимулирование коммуникационных навыков аутенка происходит через зрительный, эмоциональный, тактильный контакт, повторение за ребенком вокализаций, действий, усложнение речевых форм в процессе общения, отслеживание любых реакций и составление по ним разных вариантов игровых занятий, поддержка любого намека на контакт.
В заключение анонсирую возможность пройти повышение квалификации по программе «Проектирование регионального компонента в содержании ООП ДОО в соответствии с ФГОС ДО» в учебном портале «УчМаг».
Пока на этом закончу, прошу распространить статью среди заинтересованных лиц в соцсетях и напоминаю, что можно подписаться на новости, это несложно.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал…
Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…
я что-то не понимаю… Раньше не знали и не слашали о тако, а сейчас прямо явление
Отчего?
Если сильно захотеть можно добиться всего что угодно. С такими детками нужно очень много терпения, понимания.