Что для нас естественно, для деток – ново. Кто, если не мы и родители, расскажет им об окружающем мире и его изменчивости? Сегодня тема – виртуальное путешествие в весенний лес. Сказочным образом мы с детьми попадем в царство тающего снега, распускающихся первоцветов и живого мира, заждавшегося весну.
Содержание статьи:
Занятие «Путешествие в весенний лес»: цели и задачи
Путешествовать в лес мы будем виртуально. Сядем в группе на стульчики, на пару секунд закроем глаза и перенесемся на природу, где кое-где еще тает снег, а где-то уже появляется первая зелень. Основная задача занятия – научить деток наблюдать изменения в природе, смену времен года и характерные для нее явления. Старшая группа сможет закрепить знания, поделиться друг с другом практическими наблюдениями, а для малышей многое будет ново.
Игровое занятие имеет и сопутствующие задачи: учебные, развивающие, познавательные, культурные.
Среди них:
- научиться видеть связи между живой и неживой природой;
- изучить свойства снега и температуры;
- узнать, как вести себя в лесу с культурной и экологической точки зрения (не мусорить, не кричать громко – если не потерялся, не вытаптывать зелень);
- развитие словарного запаса;
- попробовать описать происходящее своими словами и отвечать на вопросы (формирование связной речи);
- понять, что природу надо любить и беречь.
Важный момент – логопедический, а также развитие речи и памяти. Очень важно дать детям время, чтобы они составили рассказ по картинке: простое описание происходящего или описание птички. Сначала им стоит дать пример и тематические слова.
Сценарий и материалы для занятия
По сути, занятие – это сюжетно-ролевая игра по сценарию, продуманному ведущим. Формально сценарий называется «Конспект НОД» (непосредственной образовательной деятельности). Конспект занятия «Путешествие в весенний лес» предусматривает детально расписанные слова и реакции ведущего, возможные ответы детей, используемые прикладные и учебные материалы. Задача – сделать так, чтобы было весело, сменялись виды деятельности. Друг за другом можно расположить такое:
- Слушание стихов, звуков леса, пения птиц и жужжания пчел в записи.
- Разгадывание загадок, заучивание стишков, пословиц.
- Образовательный момент (основы знаний об экологии, изучение следов животных на снегу, названия птиц, животных и насекомых из весеннего леса).
- 2 младшая группа (3-4 лет) может изучить сезонную одежду и обувь для похода в весенний лес.
- Просмотр презентации, картинок, видео о сезонных изменениях в лесу (как кролик меняет шкурку с белой на серую, возвращаются перелетные птицы, капает капель).
- Практические опыты (растопить снег под лампой, как под солнцем).
- Составление рассказов по картинкам.
- Физкультурный досуг (разминка – например, физкультминутка «Зайка»).
- Музыкальное занятие (танец под музыку).
- Игры и интерактивное общение (лото с птицами и зверятами, разрезные картинки с ними же, карточки «Времена года», дидактическая игра «Когда это бывает?»).
- Логопедическое занятие (скороговорки, правильное произношение названий).
Все это лучше чередовать, чтобы между периодами пассивного восприятия была динамическая пауза. Из перечисленного видно, какие материалы стоит подготовить (картинки со следами, фото весенних растений, записи песен и голосов птиц, тексты стихов, игры, поощрения детям за хорошую работу). Все это записывается в конспект «Путешествие в весенний лес».
Развитие памяти, речи и познание для будущей жизни
Начать подготовку к занятию лучше всего заранее, во время прогулки: рассказать, что становится теплее, снег и сосульки начинают таять и превращаются в воду, медведь выходит из берлоги. Скоро вернутся перелетные птицы и проснутся насекомые, потому что в теплое время для них больше пищи. А у птиц и зверей появятся малыши, многие из которых вырастут в течение лета. Конечно, средняя группа и подготовительная группа воспринимают по-разному и задают другие вопросы, занятия будут отличаться.
Важно сделать вывод после проведения занятия или нескольких. Вспомнить и резюмировать, что мы выучили, повторить слова. В идеале можно сделать итоговое занятие «Путешествие в весенний лес», на котором вспомнить стихи и названия, закрепить новое в словарном запасе. Слов очень много: капель, оттепель, проталины, талая вода, берлога, первоцветы, смена окраса, сверкающий на солнце и тающий снег, распускаются почки, весенние ручьи, лужи, цветы, скворечники и т.д.
Наше веселое путешествие с детьми – не просто развлечение, а задел на будущую жизнь. Дети учатся высказываться, описывать и выказывать эмоции, пополняют словарный запас, получают «вводные» о поведении на природе. Так как для них это игра, информация воспринимается легче. Главное, не забудьте виртуально «вернуться» из леса в группу, чтобы завершить занятие.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Да, природа — великий учитель, особенно если рядом УЧИТЕЛЬ
Интересная игра на развитие фантазии
Вот всё продумано, логично и аргументировано! В игровой форме знания добываются быстрее и проще в разы. Лично я (будь педагогом) едва ли не в каждую тему интегрировал бы такие познавательные игры. А что касается темы весенного леса, то просто грандиозно, как по мне, было бы всё вышеописанное в статье выполнить в живом настоящем лему (или парке). Представьте, сколько наочного материала было бы у детишек))
Все занятия и мероприятия с детками проводятся в игровой форме, иначе их не возможно увлечь какой — либо деятельностью.
Татьяна добрый день! Спасибо за материал. Вы все разложили по полочкам. Готовое занятие с детками. Вы умница. Очень любите детей,своих воспитанников! Удачи вам!
Спасибо, я стараюсь))