Приветствую, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим нужную и интересную тему. Психологическая готовность является наиболее показательной при принятии решения о поступлении в школу. Когда родители понимают, что начинает приближаться время к школе, они задаются вопросами. Вопросы эти касаются, конечно, готов ли их малыш к обучению. В России поступление в школу варьируется возрастом детей от 6 до 8 лет. Рекомендую ознакомиться с изданием по диагностике психологической готовности. Оно будет полезно не только психологам, но и родителям. У каждого малыша свое время для начала обучения. Некоторые детки готовы и в 6 лет сесть за парту. Хотя сейчас большинство детских психологов уверяет, что желательно не торопиться. Нужно рассмотреть все за и против.
Содержание статьи:
Психологическая готовность малыша к школе и ее оценка
Так как процесс образования за последние годы усложнился, необходимо иметь ребенку не только определённые знания и навыки. Нужно быть эмоционально и психологически готовым. Этому могут помочь, именно, в первую очередь родители и воспитатели в детском саду. Кстати порекомендую прочитать пособие «Психологическая готовность ребенка к школе». Чтобы малыш чувствовал себя комфортно при обучении в новой обстановке ему необходимо обладать определенными качествами.
Ребенку нужно суметь вступить в общение в новом социуме. Это одноклассники и учителя. Вначале будут трудности даже у детей, которые неплохо освоились в детском саду и общаются легко. Далее первокласснику нужно будет делать не только то, что хочется, но и то, что потребует учитель и режим школы. Также малышу необходимо научиться ставить перед собой цель и достигать ее. Ему нужно понимать важность происходящего.
Например, чтобы выполнить домашнее задание на завтра, ему требуется отложить интересную игру. Малышу необходимо понимать информацию, адресованную ему и делать логические выводы. Для примера, можно показать формы предметов малышу. И предложить ему подумать о возможном назначении предмета. Можно посмотреть хорошие тесты в этом издании «Тесты на готовность к школе. Для детей 6-7 лет». Также рекомендую познакомиться с этим пособием.
Психологическая готовность по методике Чейпи
В 1992 году была опубликована одна интересная познавательная книга американского психолога Чейпи Джеральдины «Готовность к школе». Можно заказать данное издание. Ее рекомендации актуальны и в настоящее время. Психолог привела здесь серию важных вопросов-тестов для определения готовности малышей в школу. Чем больше положительных ответов выявят родители, тем более понятно будет как их малыш готов и над чем нужно еще работать.
Джеральдина Чейпи приводит ряд вопросов, ответы на которые покажут вам готовность ребенка к школьному образованию. Здесь собраны вопросы, касающиеся всех основных знаний и качеств, необходимых для комфортного нахождения ребенка в школе и начала обучения. Это очень хорошая подсказка для родителей, не имеющих педагогического или психологического образования. Вы самостоятельно сможете ответить на эти вопросы и сделать выводы. Конечно, чем больше положительных ответов, тем лучше малыш психологически готов к школе.
Оценка интеллектуального уровня
- Способен ли ребенок различать основные понятия: право-лево, верх-низ, большой-маленький
- Может ли классифицировать по признакам. Например, необходимо объединить несколько предметов в одно понятие (ложка, вилка, тарелка-посуда)?
- Есть ли умение у ребенка додумать конец предложенной истории?
- Способен ли запомнить и выполнить несколько указаний? Например: возьми краски, налей воды, достань альбом для рисования.
- Знает ли основную часть букв алфавита, заглавных и строчных?
- Сопровождал ли ребенок взрослых в магазин, на почту, в банк?
- Знаком ли с библиотекой?
- Читали ли вы ребенку книги, рассказывали ли сказки, истории?
- Водили ли вы его в музей, зоопарк?
- Есть ли у него увлечения, наиболее интересные занятия для него?
Оценка лексического уровня
- Способен ли малыш назвать и описать основные предметы, которые находятся рядом с ним?
- Насколько легко ребенок отвечает на вопросы и общается со взрослыми?
- Сможет ли дошкольник дать понятие и рассказать о назначении разных предметов. Таких как, например, стиральная машина, веник, щетка, плита?
- Способен ли кроха описать случай, историю, произошедшие с ним?
- В состоянии ли он определить, где находятся предметы: на полке, в шкафу, под столом?
- Насколько у ребенка чистая дикция?
- Грамотно ли он разговаривает?
- Получается ли у принимать участие в разговоре с родными или домашней постановке?
Уровень эмоционального интеллекта и коммуникабельности
- Малыш выглядит довольным и веселым при общении дома и среди детей?
- Закрепился ли у дошкольника образ человека, способного на многие свершения?
- Может ли он легко переключаться с одного вида деятельности на другой?
- Развита ли самостоятельность в игре, занятиях, выполнении заданий?
- Может ли выслушивать собеседника до конца не перебивая?
- Способен ли соблюдать очередность в игре, занятиях, других ситуациях?
- Получается ли включиться в совместную деятельность со сверстниками, общаться и играть?
Уровень физического развития: зрения, слуха, координации
- Может ли ребенок сказать свое имя, адрес, имена родителей?
- Способен ли вспомнить недостающую картинку, если вначале было предложено несколько картинок. А потом одну картинку убрали?
- Сможет ли отличить слова, состоящие из 1-2 слогов и отдельные буквы (например: б/л, кот/рот)
- Получается ли у дошкольника различать схожие картинки, но с некоторыми различиями
- Выглядит ли он здоровым, бодрым, жизнерадостным?
- Хорошо ли развита у ребенка координация движений? Может ли он играть в активные игры, например, с мячом, прыгать, подниматься по лестнице.
- Может ли спокойно сидеть в течении некоторого времени?
- Способен ли дошкольник хорошо слышать и видеть?
- Сумеет ли последовательно разложить несколько картинок по одной теме?
- Осознает ли он, что чтение происходит слева направо?
- Разбирается ли ребенок с игрой головоломкой? Например, может ли он составить картинку из 15 частей?
- Сможет ли дошкольник рассказать историю по картинке?
- Умеет ли подбирать к словам рифмы?
- Сможет ли пересказать услышанную историю, сохранив основной смысл?
- Способен ли повторить несколько произнесенных слов или цифр?
- Рассматривает ли книги самостоятельно?
- Любит ли он, когда ему читают книги вслух? Есть ли любимые книжки?
- Интересуется ли значением новых слов и фраз?
Заключительное слово
Уважаемые читатели, я постаралась привести основной список вопросов от психолога Чейпи. А ответы на них как раз и могут показать насколько психологическая готовность малыша к школьному обучению сформировалась. Также, пожалуйста, можно изучить следующую методику. Несомненно, поступление в школу – непростой, даже особенный момент в жизни каждого малыша. Первый год в школе — это основной показатель адаптации к школе. В этот год будьте более терпимей, внимательней и отзывчивей к ребенку. Каждый малыш индивидуален, это нужно помнить.
А в ваших силах создать дружелюбную теплую атмосферу, которая будет окружать ребенка каждый день. И, несомненно, принесет свои положительные результаты. Также рекомендую познакомиться с хорошим изданием «Психологическая готовность к школе» автора Гуткиной Нины Иосифовны. На этом хотелось бы завершить нашу сегодняшнюю тему. Пожалуйста, комментируйте, добавляйте истории из своего опыта. До новых встреч!
С уважением, Ратникова Татьяна!