Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Психологическая готовность ребенка к школе

Дата: 9 февраля 2020 в 21:00
Рубрика: Консультация

Приветствую, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим нужную и интересную тему. Психологическая готовность является наиболее показательной при принятии решения о поступлении в школу. Когда родители понимают, что начинает приближаться время к школе, они задаются вопросами. Вопросы эти касаются, конечно, готов ли их малыш к обучению. В России поступление в школу варьируется возрастом детей от 6 до 8 лет. Рекомендую ознакомиться с изданием по диагностике психологической готовности. Оно будет полезно не только психологам, но и родителям. У каждого малыша свое время для начала обучения. Некоторые детки готовы и в 6 лет сесть за парту. Хотя сейчас большинство детских психологов уверяет, что желательно не торопиться. Нужно рассмотреть все за и против.

Психологическая готовность малыша к школе и ее оценка

Так как процесс образования за последние годы усложнился, необходимо иметь ребенку не только определённые знания и навыки. Нужно быть эмоционально и психологически готовым. Этому могут помочь, именно, в первую очередь родители и воспитатели в детском саду. Кстати порекомендую прочитать пособие «Психологическая готовность ребенка к школе». Чтобы малыш чувствовал себя комфортно при обучении в новой обстановке ему необходимо обладать определенными качествами.

Ребенку нужно суметь вступить в общение в новом социуме. Это одноклассники и учителя. Вначале будут трудности даже у детей, которые неплохо освоились в детском саду и общаются легко. Далее первокласснику нужно будет делать не только то, что хочется, но и то, что потребует учитель и режим школы. Также малышу необходимо научиться ставить перед собой цель и достигать ее. Ему нужно понимать важность происходящего.

виды готовности

Например, чтобы выполнить домашнее задание на завтра, ему требуется отложить интересную игру. Малышу необходимо понимать информацию, адресованную ему и делать логические выводы. Для примера, можно показать формы предметов малышу. И предложить ему подумать о возможном назначении предмета. Можно посмотреть хорошие тесты в этом издании «Тесты на готовность к школе. Для детей 6-7 лет». Также рекомендую познакомиться с этим пособием.

Психологическая готовность по методике Чейпи

В 1992 году была опубликована одна интересная познавательная книга американского психолога Чейпи Джеральдины «Готовность к школе». Можно заказать данное издание. Ее рекомендации актуальны и в настоящее время. Психолог привела здесь серию важных вопросов-тестов для определения готовности малышей в школу. Чем больше положительных ответов выявят родители, тем более понятно будет как их малыш готов и над чем нужно еще работать.

Джеральдина Чейпи приводит ряд вопросов, ответы на которые покажут вам готовность ребенка к школьному образованию. Здесь собраны вопросы, касающиеся всех основных знаний и качеств, необходимых для комфортного нахождения ребенка в школе и начала обучения. Это очень хорошая подсказка для родителей, не имеющих педагогического или психологического образования. Вы самостоятельно сможете ответить на эти вопросы и сделать выводы. Конечно, чем больше положительных ответов, тем лучше малыш психологически готов к школе.

Оценка интеллектуального уровня

  • Способен ли ребенок различать основные понятия: право-лево, верх-низ, большой-маленький
  • Может ли классифицировать по признакам. Например, необходимо объединить несколько предметов в одно понятие (ложка, вилка, тарелка-посуда)?
  • Есть ли умение у ребенка додумать конец предложенной истории?
  • Способен ли запомнить и выполнить несколько указаний? Например: возьми краски, налей воды, достань альбом для рисования.
  • Знает ли основную часть букв алфавита, заглавных и строчных?
  • Сопровождал ли ребенок взрослых в магазин, на почту, в банк?
  • Знаком ли с библиотекой?
  • Читали ли вы ребенку книги, рассказывали ли сказки, истории?
  • Водили ли вы его в музей, зоопарк?
  • Есть ли у него увлечения, наиболее интересные занятия для него?

Оценка лексического уровня

  • Способен ли малыш назвать и описать основные предметы, которые находятся рядом с ним?
  • Насколько легко ребенок отвечает на вопросы и общается со взрослыми?
  • Сможет ли дошкольник дать понятие и рассказать о назначении разных предметов. Таких как, например, стиральная машина, веник, щетка, плита?
  • Способен ли кроха описать случай, историю, произошедшие с ним?
  • В состоянии ли он определить, где находятся предметы: на полке, в шкафу, под столом?
  • Насколько у ребенка чистая дикция?
  • Грамотно ли он разговаривает?
  • Получается ли у принимать участие в разговоре с родными или домашней постановке?

Уровень эмоционального интеллекта и коммуникабельности

  • Малыш выглядит довольным и веселым при общении дома и среди детей?
  • Закрепился ли у дошкольника образ человека, способного на многие свершения?
  • Может ли он легко переключаться с одного вида деятельности на другой?
  • Развита ли самостоятельность в игре, занятиях, выполнении заданий?
  • Может ли выслушивать собеседника до конца не перебивая?
  • Способен ли соблюдать очередность в игре, занятиях, других ситуациях?
  • Получается ли включиться в совместную деятельность со сверстниками, общаться и играть?

Уровень физического развития: зрения, слуха, координации

  • Может ли ребенок сказать свое имя, адрес, имена родителей?
  • Способен ли вспомнить недостающую картинку, если вначале было предложено несколько картинок. А потом одну картинку убрали?
  • Сможет ли отличить слова, состоящие из 1-2 слогов и отдельные буквы (например: б/л, кот/рот)
  • Получается ли у дошкольника различать схожие картинки, но с некоторыми различиями
  • Выглядит ли он здоровым, бодрым, жизнерадостным?
  • Хорошо ли развита у ребенка координация движений? Может ли он играть в активные игры, например, с мячом, прыгать, подниматься по лестнице.
  • Может ли спокойно сидеть в течении некоторого времени?
  • Способен ли дошкольник хорошо слышать и видеть?
  • Сумеет ли последовательно разложить несколько картинок по одной теме?
  • Осознает ли он, что чтение происходит слева направо?
  • Разбирается ли ребенок с игрой головоломкой? Например, может ли он составить картинку из 15 частей?
  • Сможет ли дошкольник рассказать историю по картинке?
  • Умеет ли подбирать к словам рифмы?
  • Сможет ли пересказать услышанную историю, сохранив основной смысл?
  • Способен ли повторить несколько произнесенных слов или цифр?
  • Рассматривает ли книги самостоятельно?
  • Любит ли он, когда ему читают книги вслух? Есть ли любимые книжки?
  • Интересуется ли значением новых слов и фраз?

составляющие

Заключительное слово

Уважаемые читатели, я постаралась привести основной список вопросов от психолога Чейпи. А ответы на них как раз и могут показать насколько психологическая готовность малыша к школьному обучению сформировалась. Также, пожалуйста, можно изучить следующую методику. Несомненно, поступление в школу – непростой, даже особенный момент в жизни каждого малыша. Первый год в школе — это основной показатель адаптации к школе. В этот год будьте более терпимей, внимательней и отзывчивей к ребенку. Каждый малыш индивидуален, это нужно помнить.

А в ваших силах создать дружелюбную теплую атмосферу, которая будет окружать ребенка каждый день. И, несомненно, принесет свои положительные результаты. Также рекомендую познакомиться с хорошим изданием «Психологическая готовность к школе» автора Гуткиной Нины Иосифовны. На этом хотелось бы завершить нашу сегодняшнюю тему. Пожалуйста, комментируйте, добавляйте истории из своего опыта. До новых встреч!

С уважением, Ратникова Татьяна!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика