Дошкольное образовательное учреждение может само определять свою программу на базе приблизительных документов, утвержденных Минобразования. Вариативная программа «Первоцветы» – один из таких документов. Задача ее и других – повысить качество и многообразие образовательного процесса.
Содержание статьи:
Разнообразие приблизительных программ ДОУ по ФГОС
В России нет какой-то одной-единственной утвержденной программы дошкольного образования. Каждое дошкольное учреждение может само выбирать себе программу и следовать ей. Этим будет определяться специфика образовательного и воспитательного процесса. Основная программа ДОУ по ФГОС может быть выбрана руководством детского учреждения из Федерального реестра приблизительных программ.
Их несколько десятков. Например, «Успех», «Открытия», «Тропинки», «На крыльях детства», «Вдохновение», «Истоки», «Детство». У каждой есть свой посыл и специфика. Например, «От рождения до школы» (редактор Веракса) делает упор на том, что детство должно быть полноценным, а ребенок должен развиваться с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Кстати, напоминает посылы «Первоцветов».
Инновационная программа «Успех» по ФГОС в ДОУ рассчитана на ребенка начала 21 века. Она ориентируется на современные положения мировой науки о детстве. Образовательный процесс строится на возрастных физических и психических особенностях малышей. Но сегодня подробнее поговорим о «Первоцветах», одной из примерных основных образовательных программ ДОУ.
Программы можно разделить на две группы: комплексные (общеобразовательные) и парциальные (специализированные, узконаправленные). Последние делают упор на одно направление в развитии и воспитании. Чтобы дошкольное обучение было полным, надо грамотно подобрать несколько парциальных программ. Программа «Первоцветы» под редакцией Микляевой – комплексная.
В чем особенности «Первоцветов»?
Образовательная программа «Первоцветы» – учебно-методический документ, рекомендованный МЦКО (Московским центром качества образования). Это не значит, что она лучшая, а значит, что она полезна. Разработана в 2014 году и доступна к применению с 2015 года.
Программа «Первоцветы» в ДОУ предусматривает не только педагогическое, но и психологическое сопровождение развития личности отдельного ребенка и всей группы. Происходит оно в условиях, когда образовательный процесс постоянно развивается с оглядкой нас возрастные особенности детей.
Кратко цели и задачи разработки можно охарактеризовать так: индивидуализировать развитие ребенка, социализировать его при взаимодействии с педагогом/воспитателем в ДОУ. Задачи можно разбить на такие блоки:
- Социализация, вхождение в культуру. Нужно укрепить физическое, психическое и эмоциональное здоровье; адаптировать ребенка в социум в соответствии с его возрастом; обеспечить каждому равные возможности для развития.
- Формирование культурных практик. Нужно приобщить ребенка к нормам и традициям общества и семьи; сформировать интерес к обучению, развивать способности и творческий потенциал. Обучение должно представлять собой непрерывный и неделимый процесс на основе норм, правил и духовно-нравственных ценностей.
- Становление культуры личности (эстетической, физической, познавательной, поведенческой и нравственной). Нужно сформировать ценности, развить личные качества ребенка (ответственность, самостоятельность, инициативность и другие).
Вот что представляет собой программа «Первоцветы». Презентация ее будет неполной, если не сказать о подходах к реализации намеченных целей. Именно этому посвящена большая часть разработки. Необходимо учесть взаимоотношения в дошкольной группе, уделять внимание игре как феномену дошкольного возраста, образовательный процесс строить по блочно-модульному принципу. Важно дифференцировать задачи в соответствии с возрастом и склонностями ребенка.
Педагогическое и психологическое сопровождение для развития индивидуальности
«Первоцветы», программа дошкольного образования, касается детей раннего и дошкольного возраста, а также деток с особыми образовательными потребностями. Среди последних могут быть малыши с психофизическими нарушениями и просто дети с пробелами в возрастном образовании (которыми мало занимались родители).
Кстати, термин «дети с особыми образовательными потребностями» сам по себе инновационный, его начали применять только недавно. Этим словосочетанием пытаются заменить такие ярлыки, как ребенок «с отклонениями/нарушениями в развитии». То есть упор делается не на неполноценность человека, а на необходимость особого подхода к его обучению и становлению.
В программе демонстрируется важность сочетания общеобразовательных и коррекционных задач при инклюзивном и интегрированном обучении. Уделяется внимание такому моменту, как составление учебных планов для комбинированных групп, в которые входят, в том числе, дети с ограниченными возможностями здоровья.
То есть можно выделить такие пять уже упомянутых момента:
- внимание играм;
- акцент на индивидуальные склонности;
- интеграция в культуру деток с разными образовательными потребностями;
- ценность общения ребенка и взрослого;
- постоянное педагогическое и психологическое сопровождение.
Программа объемная и интересная, в краткой статье ее не пересказать. Ее инновационность – в том, что уделяется внимание инклюзивному образованию, соблюдению интересов детей. Кто-нибудь из моих читателей сталкивался с «Первоцветами» по работе, какие можете дать отзывы и уточнения?
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Еще раз убеждаюсь, как много делают воспитатели для наших детей. Информация полезная, спасибо, что делитесь с нами. Читаю ваши статьи и много узнаю интересного и нового.
Думаю, что воспитателям детских садов будет полезна данная статья с подробным рассказом о программе «Первоцветы».
По правде говоря, впервые слышу о такой программе, как и о наличии таких программ в целом. Не подозревал, что в садиках руководствуются программами, и тем более, которые еще и утверждены «с верху».
Для того, чтобы ребенок был готов к школе, он должен иметь представление о многих природных явлениях, о социальной жизни и т.д. Например, о сезонах природы, погоде, профессиях и т.д. Также важно развивать мелкую моторику и готовить руку к письму (в этом помогают занятия творчеством)
Для этого в садиках с ними проводят тематические и творческие занятия. Чтобы не было перекоса на чем-то одном, чтобы не упустить важные темы, и нужны программы.
Теперь-то понятно)) Раньше казалось, что там в садике всё само собой происходит)) Когда я еще ходил в детсад, то было так: падают листья осенью _ все дети их собирают и делают апликации, весной цветы распустились — все дети собирают цветы и делают апликации, зимой снег выпал — все дети берут в руки акварельки и рисуют зимние пейзажи)))
Надо же, сколько программ дошкольного образования! Жаль только, что на воспитателей и учителей постоянно возрастает нагрузка и увеличиваются требования. За бумажками и отчетами непосредственно на детей остается все меньше и меньше времени.
А я как так и до конца не понимаю зачем все эти требования, нормативы, программы. Это же дети! При чем маленькие дети!!! И так же понятно, что их никто ничему плохому учить не будет. А в погоне за всема этими конспектами и материалами педагогоического характера, и вправду, можно потерять контроль над процессом ВОСПИТАНИЯ
Требования и программы — это для взрослых, для воспитателей. И это хорошо. И именно потому, что это дети — наше будущее. Поэтому так важно их всестороннее развитие и воспитание — программы это обеспечивают. Контролировать взрослых, за это отвечающих, тоже нужно. А то будет как в ближайшем к нам садике — воспитатели усаживают детей на стульчики перед телевизором и часа на два — три включают им «Лунтика», а сами занимаются своими делами. О каком воспитании и развитии детей в этом случае может идти речь?
Повторюсь еще раз, если воспитатель вооружен совестью и ценит свою работу (и её плоды), то никогда не будет «усаживать детей на стульчик и два-три часа заставлять смотреть их Лунтика». Совесть — и есть лучший контроль!!! А если человек — педант и глухо-слепо-немо (роботообразно) будет следовать тем тезам, которые в программах указаны, то, на мой непрофессиональный взгляд, толку будет от такого немного. Дети — тонкие сущевства, в них душу вкладывать надо, а не то, что в программе написано!