Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Пальчиковые игры для детей ОВЗ – тренируя ручки, укрепляем мозг

Дата: 3 декабря 2017 в 09:00
Рубрика: Дети с ОВЗ

Доброго здоровья, читатели и почитатели педагогического блога, который создала я, Татьяна Сухих! Больше всего на свете любой нормальный родитель хочет, чтобы его чадо было здоровым. Но даже, если постигла беда – малыш родился с ограниченными возможностями по здоровью, нельзя отчаиваться, есть методики, которые помогут максимально догнать здоровых сверстников. Пальчиковые игры для детей с ОВЗ – один из таких эффективных приемов. Об этом и поговорим.

Почему пальчиковые забавы так важны для дошкольников?

Моя картотека упражнений и забав для детских пальчиков заполнена до предела, поскольку я, пройдя обучение вопросу организации инклюзивного образования для особенных деток, поняла, какое огромное значение имеет тренировка кистей и пальцев в коррекционной работе с такими ребятами. Стоит сказать, без преувеличения, развивая пальцы, малыши на глазах становятся более восприимчивыми к обучению.

Однако не стоит пресыщать детей тренировками. Нам кажется, что это ерунда, что такого сложного изобразить пальчиками козу рогатую. На самом деле, это серьезнейшая моторная операция, во время которой мозг ведет активную работу, пытаясь «сообразить», как сложить пальчики правильно, да еще подвигать ими. Как и с любыми упражнениями, нужно работать в удовольствие, играя, а не трудиться до седьмого пота, сгибая-разгибая непослушные пальчики.

Детки вообще не должны осознавать, что во время таких игр они чему-то учатся, не стоит объяснять то большое значение, которое имеют эти забавы для мозга. Просто играйте. Как только почувствуете малейший намек на усталость, безразличие, останавливайте забаву. А в случае, если малыш вообще не желает упражнять «персты», раздражается, испытывает боль – это тревожные сигналы, обратитесь к неврологу.

И не стоит думать, что чем раньше начать заниматься подобной гимнастикой, тем раньше малыш начнет говорить, читать и демонстрировать чудеса интеллекта. Мозг развивается поэтапно и, стимулируя намеренно какую-то область мозга вопреки естественному созреванию, можно вызвать перекос в развитии. Малышня раннего возраста довольствуется обогащением сенсорного опыта – трогать, щупать, видеть, слушать – вот их задача.

Из гимнастических упражнений для их крошечных пальчиков разве что массаж пойдет и то крайне осторожный. Дальше уже очередь пойдет игр со сгибанием и разгибанием, сжиманием кулачков и т.п. Малышня первой младшей группы начинает овладевать разнообразными движениями под ритмичные стишки. Постепенно мы усложняем движения, но с учетом индивидуальных возможностей ребят.

Собираем коллекцию пальчиковых игр

Хочу вас известить о том, что в 2018 году выпущу авторский сборник пальчиковых игр, который можно будет купить или скачать первый месяц бесплатно, а затем некоторое время за символическую стоимость – 100 рублей. Предупреждаю своих читателей, что аттракцион невиданной щедрости продлится совсем недолго с момента выхода книги. Затем цена покупки и скачивания вырастет. В сборнике я представлю большое количество пальчиковых забав для всех возрастных групп, в том числе – для детей с ОВЗ. Чтобы не покупать кота в мешке вы сможете ознакомиться с содержанием — скачать бесплатно МОЖНО БУДЕТ БРОШЮРУ С СОДЕРЖАНИЕМ КНИГИ.

Если вам невтерпеж ждать мой сборничек, предлагаю пока изучить классные книги из «УчМага»:

  • «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» – здесь представлен комплекс массажа и упражнений;
  • «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» – программа для установки через Интернет. Превосходный материал в виде инсценировок, упражнений для ежедневных веселых тренировок;
  • «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» – печатное пособие для тех, кто предпочитает держать в руке книгу.

С чего начать тренировать пальчики ребенка с ОВЗ?

Для начала предлагаем деткам воспроизвести простые манипуляции, которые подготовят и мозг, и пальцы ребяток дошкольного возраста к дальнейшим тренировкам.

Итак, сначала делаем «человечка», знаете, как? Указательным и средним «перстом» шагаем по столу. Хотя это простое задание для нас, оно может оказаться сложным для малышей, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, небольшую умственную отсталость. Предложите в таком случае пальчикам сперва познакомиться: подушечкой указательного пальчика «здороваемся» с подушечками других.

Хорошо дается малышам младшей группы дерево: ручонка, согнутая в локтике, ставится на стол, а растопыренная кисть «колышется на ветру», то есть, поворачивается вправо-влево. Интересный также слоник: ладошка вниз, пальчики согнуты, вроде мячик удерживаем, ставим кисть на поверхность. Средний палец выдвинут, как хобот слоника. И так «ходим» по столу.

Теперь очередь за рифмовками для пальчиковых игр. Возможно, ребятам с ограничениями по здоровью уместно к ним приступать в средней группе, но это, конечно индивидуально. К описанию и стишкам я подобрала картинки, без них сложно понять, как сложить из пальцев «фигуру». Иллюстрации сразу признаюсь не мои, они из Интернета.

Начнем с самых простых заданий:

  • «Домик» – сложили ладошки как в молитве, но не забыли, что средний пальчик у нас дымарь. «Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел» – в принципе, любое двустишье по теме сгодится.

домик

  • «Очки» – или бинокль, это всем известная игра: «Бабушка очки надела, вот и внучку разглядела».

очки

  • «Шарик» – сначала ладони сомкнуты, а затем постепенно «надувается» шарик, ладони раздвигаются, но пальцы противоположных рук соприкасаются. «Надуваем быстро шарик – он становится большой».

шарик

  • «Лодка» – ладошки сомкнуты в области мизинцев, будто нам нужно зачерпнуть воды. «Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки».

лодочка

  • «Пароход» – ладошки сложены лодочкой, но большие «персты» подняты вверх, имитируя трубу парохода. «Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка».

Подрастаем и усложняем пальчиковые забавы…

Ребята среднего и старшего возраста достаточно успели натренировать пальчики, чтобы осилить более замысловатые «фигуры». Теперь требуется больше фантазии, чтобы увидеть в сложенных определенным образом пальцах зверька или предмет. Наша цель – научиться точно по образцу складывать пальчики и удерживать их в таком положении. Кроме того, можно поиграть в коротенькую сюжетную игру с «ручными» животными или птицей.

Допустим, мышка убегает от кота, издавая характерные звуки, в корзинку складываем собранные «ягоды», «грибки». «Курочка» и «петушок» клюют зернышки и т.п. При этом происходит параллельное развитие речи и моторики. Можно найти в Интернете хорошие видео с целыми театральными представлениями такого рода.

  • «Корзинка» – сплести пальцы обеих рук в замочек, слегка раздвинув ладони, большие пальцы приподняты и стыкуются, создавая ручку «корзинки». «В лес корзинку я беру и в нее грибы кладу».

корзинка

  • «Кошечка» – пальчики складываем как на рок-концерт, но средний и безымянный создают колечко с большим. «У кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в ее норушке».
  • «Мышка» – делаем, как кошку, но указательный и мизинчик сгибаем дугой и «мордочку» делаем более вытянутой. «Мышка-норушка сидит на опушке».

мышка

  • Как делать зайчика, всем известно: ручка в кулачке, указательным и средним имитируем ушки. «Зайка серенький, зайка беленький, морковку грызет, себя поймать не дает».
  • «Гусь» – рука в локотке под прямым углом, кисть повернута перпендикулярно. Пальцы плотно сложены, все стыкуются с большим, имитируя клюв гуся. «Гогочу, гогочу, ущипнуть тебя хочу».

гусь

  • «Петушок» – большой и указательный «перст» соприкасаются, другие пальцы выстраиваются веером. «Петушок, петушок, красный гребешок, золотые перышки».
  • «Курочка» делается так же, но пальчики согнуты, ведь гребешок у нее маленький. «Курочка пришла, яичко снесла».
  • «Песик» – тоже всем известная фигура: ладонь прямая, пальцы сомкнуты. Большой оттопыривается, указательный согнут. Мизинчик двигается.

Вообще развивающие забавы подобного рода одинаковые как для здоровых ребят, так и для деток с ограничениями по здоровью. Подбираем такие варианты, которые конкретный малыш осилит в силу своих возможностей. Ниже даю еще более сложные игры под длинные стихи.

Работаем ручками дальше!

Попробуем соединить выученные «фигуры» ранее:

  • «Кот и пес» – под стишок работают обе ручки, насколько это возможно: «Наша кошка из окошка наблюдает за дорожкой. Там гуляет очень злой – пес лохматый и большой». Одна ручка изображает котика, вторая – собачку.
  • «Транспорт»:
    Называть я транспорт буду (ребрами ладоней «ездим» по столу туда-сюда)
    Поезд, лодка, самолет (поезд – ладонь с оттопыренным большим пальцем и рука до локтя «едет» по рельсам (столу), лодку знаем, самолет – прямые ладони рядом, большие пальцы соединяем крест на крест, как птицу делаем)
    И автобус не забуду (две сложенные ладони вместе «едут» по столу)
    И машину-вездеход! (одна рука сложенная в знак «о’кей» и вторая, ставим руки колечками вниз на стол, пальцы обеих рук переплетаем, получается два колеса и платформа)
  • «Фруктовый сад»:

У бабушки в деревне (ручками домик делаем)

Растет фруктовый сад (изображаем деревья, как описано выше)

Там на деревьях сливы (делаем знак «о’кей»)

И яблоки висят (делаем шар руками)

И груши прямо с дерева могу я собирать, (кулак к кулаку соединяем)

Как хорошо у бабушки в деревне отдыхать! (человечек бегает)

  • «Повар» (здесь упражнения из категории гимнастики для пальцев, но и как игра тоже пойдет):
    Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладошек по столу)

Мы морковку трем, трем (трем ладошки между собой)

Мы капусту солим, солим (делаем пальцами характерные движения)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем кулачки)

В кадку все утрамбовали (силой давим ладошками по поверхности стола)

Сверху грузиком прижали (кулачок на кулачок)

Пару слов в завершение…

Невозможно в статье уместить все примеры игр, ждите выхода моего сборника, о котором я упоминала выше. Надеюсь, не только воспитателям детского сада, но и родителям понравятся игры, с помощью которых можно значительно улучшить моторику деток, имеющих ограничения по здоровью. Занимайтесь в удовольствие и скоро вы заметите прогресс, обещаю.

Пока прощаюсь, мне будет приятно, если мою статью прочтут ваши друзья в соцсетях, которые, возможно, станут новыми подписчиками на обновления.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

3 комментария

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

20 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

2 комментария
Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Larimar55
    04.12.2017 в 16:35

    Помню, мы в детстве тоже делали зверушек ручками, такой теневой театр

  • Руслан
    03.12.2017 в 20:04

    Помню в начальник классах делали гимнастику. Но тут многое от учителя зависит, когда перешл в другую школу там уже этому внимание не уделяли.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика