Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
08
Февраль

Отчет работы воспитателя: чего мы достигли вместе с детьми?

Автор: Главный редактор
Рубрика: Самоанализ

Здравствуйте, мои любимые читатели! Сухих Татьяна спешит поделиться с вами новой порцией информации, конечно, на педагогическую тему. Расскажу вам, что собой представляет годовой отчет работы воспитателя ДОУ. Возможно, мои молодые коллеги испытывают трудности с составлением отчетности, как я в свое время. Для них моя статья – в первую очередь.

Примерный шаблон годового отчета педагога-дошкольника

Понятно, что обязательно нужно указать, кто составил, из какого дошкольного учреждения, за какой период времени.

Для начала предлагаю нечто вроде шаблона-подсказки для воспитателя, чтобы проще было составлять отчет:

  • Информационно-статистический раздел;
  • Педагогическая деятельность;
  • Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • Работа с родителями;
  • Планы на будущий учебный год;
  • Выводы;
  • Список научной и методической литературы.

Хочу заметить, что объем итоговой документации зависит от требований руководства конкретного садика. Пересматривая многочисленные примеры подобных документов, я видела и краткие, по стандарту, а также очень длинные отчеты с подробным описанием каждой опции. Думаю, если вы готовитесь к аттестации и должны представить комиссии кучу бумаг, то чем объемней они будут, тем лучше.

Вы уже знаете, что визитка или портфолио воспитателя вмещает разные документы, в том числе и отчетность. Учитывая, что бумаг много приходится составлять, то стоит разработать для себя шаблоны на каждый вид документа и потом просто заполнять их, вписывая актуальную информацию.

Ниже я подробно напишу, что именно нужно указывать в каждом разделе, а пока общие рекомендации. Что касается стиля изложения, то также ориентируйтесь на стандарты вашего детского сада. Сугубо деловой стиль составления документов сегодня не слишком тепло приветствуется со стороны комиссий и проверок разного уровня. Модно, если можно так сказать, разбавлять текст словами с выраженной экспрессивной окраской.

Это слова, которые выражают силу чувств и переживаний. Например, вместо стандартных: воспитанники и дети, можно употреблять ребята, малыши, детки. Также слова, выражающие оценку, будут нелишними: огромное значение, чудесные отношения, прекрасные ребята, неоценимый опыт и т.п.

Поскольку годовой отчет – это своеобразная творческая самопрезентация достижений, то сделать ее интересной, читабельной, можно и нужно. Но не советую впадать в другую крайность – слишком упрощать текст, мы же образованные люди, владеющие соответствующей терминологией, поэтому не стоит использовать разговорные выражения. Есть, кстати, программы, с помощью которых можно проверить текст на ошибки, в том числе и стилистические.

О чем писать в информационно-статистическом разделе отчета?

Теперь приступим к составлению отчета за год. Первый раздел содержит сведения о количестве детей, которые посещали группу на протяжении года: сколько всего, сколько мальчиков и девочек отдельно, средний возраст малышей.

Если вы – воспитатель младшей группы, то нужно написать о степени адаптации ребят к условиям ДОУ. Например, по специальному тесту можно определить коэффициент адаптации и расписать, сколько деток имеют низкий показатель адаптации, средний и высокий.

Можно охарактеризовать коллектив в целом: группа состоит, например, из доброжелательных деток, которые хорошо ладят друг с другом, с воспитателями. Если есть проблемный малыш, тоже по вашему желанию можно описать причину плохой адаптации в коллективе, и что на конец года проблема решена положительно.

Нужно обязательно включить фразу, что все детки развивались соответственно возрасту и наблюдается положительная динамика к дальнейшим успехам. Обычно в старшей и подготовительной группе ребята посещают дополнительные кружки, секции, то об этом лучше написать, поскольку данный факт свидетельствует о всестороннем развитии детей не без вашего участия.

В принципе, этими данными характеристика группы ограничивается. Молодые воспитатели часто увлекаются в первом разделе отчета и описывают личность каждого ребенка. Опять же, это – дело «вкуса» руководства дошкольного учреждения. Есть любители сухой статистики, а другие требуют больше текста.

Как более-менее опытный воспитатель даю совет: не стоит с молодых лет пытаться вводить в учреждении новые правила или резко нарушать привычный всем уклад. Если вы решитесь из добрых побуждений накатать огромный и подробный отчет, а он так понравится руководству, что оно на вашем примере заставит весь коллектив теперь сочинять подобные опусы, поверьте, недоброжелателей у вас прибавится.

Критерии вашего профессионализма определяются не по отчетам, а по реальной деятельности, которая происходит у всех на глазах. И самый «золотой» отчет не перекроет ваше неумение заинтересовать детей или сработаться с родителями воспитанников…

Раздел 2 – педагогическая деятельность

Первая же фраза этого раздела – что деятельность группы осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ на отчетный период. Рабочая программа воспитателя группы построена на обеспечении всестороннего, возрастного и непрерывного развития каждого воспитанника, что соответствует требованиям образовательной дошкольной программы России.

Затем перечисляем задачи, поставленные перед вашей группой:

  • Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе;
  • Обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников;
  • Применение современных здоровьесберегающих методик развития и обучения;
  • Максимальное применение всех доступных методик с целью повышения результативности воспитательно-образовательного процесса;
  • Обеспечение благоприятной обстановки для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
  • Применение и представление в работе опыта авторитетных современных педагогов-методистов в сфере развития креативного мышления у детей;
  • Постоянная работа по укреплению связей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса во благо детей;
  • Организация НОД на принципах уважения к личности ребенка, исключения любого давления на него, единого подхода к развитию детей со стороны всех участников воспитательного процесса.

Здесь можно запастись шаблонами и ежегодно писать практически одно и то же, поскольку задачи у воспитателей, в принципе, не меняются.

Не лишней в этом разделе будет прописанная личная концепция воспитателя. Хотя личная концепция деятельности педагога созвучна с общими задачами, которые стоят перед ДОУ, но для весомости отчета можно отдельно указать свои принципы работы, например:

  • Постоянное самосовершенствование в направлении обеспечения гармоничного развития воспитанников на общечеловеческих ценностях, на принципах взаимного уважения, любви и поддержки творческих стремлений;
  • Использование игры как важнейшего метода обучения детей дошкольного возраста, постоянный поиск интересных и созвучных нашему времени способов организации игры;
  • Соблюдение принципа толерантности к представителям разных культурно-религиозных общин, построение образовательно-воспитательной деятельности, применяя дифференцированный подход.

Если у вас есть инновация или педагогическая находка – не забудьте описать ее суть. Например, что для решения поставленной задачи по развитию детей вы применили нестандартную методику, которая дала хорошие результаты.

Раздел «Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса»

В этом разделе сначала нужно написать, что на протяжении года строго выполнялись и соблюдались требования санитарно-гигиенических норм, внутренний распорядок, согласно планам проводились медицинские и психологические обследования детей и т.д. Обязательно укажите на положительную динамику по всем показателям.

Главное при составлении отчета – презентация достижений. Опять же, есть два пути: писать общими фразами или подробненько и конкретно. Легче справиться с этим разделом, если сделать подпункты достижений своих воспитанников:

  • Физические достижения: описываем те умения и навыки, которые должны освоить дети конкретного возраста. Официальный сайт минобрнауки содержит требования к физическим показателям деток разных возрастных категорий. Это умение прыгать, бегать, преодолевать препятствия на ходу и бегу, бросание мяча и т.п. Все, чем вы занимались на физкультуре, можно здесь указать.
  • Познавательно-речевые: также в соответствии с возрастом, например, дети умеют называть основные цвета, задавать и отвечать на вопросы, способны поддержать беседу, удерживать интерес на занятии. Способны делиться впечатлениями с друзьями и взрослыми. Можно сказать о трудностях отдельных воспитанников.

Здесь ориентируемся на занятие по развитию речи. Задачи, которые вы ставили перед детьми на этих занятиях как раз подходят для данного раздела. Кстати, видео и фото мероприятий тоже можно приложить, если вам разрешается оформлять годовой отчет в электронном виде.

  • Социально-личностные успехи: все дети могут находить общий язык с взрослыми и сверстниками, могут находить компромисс во время сюжетно-ролевых игр, способны разрешать конфликты с помощью взрослых или самостоятельно. Обучились выражать эмоции согласно выбранной роли в игре, могут отстоять свое видение на сюжет игры. Умеют усложнять правила и сюжет.

Для этого пункта подсказки ищем в задачах и целях сюжетно-ролевых игр соответственно возрастным группам.

  • Художественно-эстетические достижения: дети знают названия и способы применения разных материалов в творчестве, умеют вырезать из бумаги, строить из конструктора, рисовать красками. Как вы поняли, перечень достижений зависит от возрастной группы. Также дети должны проявлять признаки художественного вкуса, чувствительности ко всему красивому и интерес к искусству.

Продолжаем хвастать достижениями…

Эта «номинация» получается самой объемной, кроме достижений детей нужно описать собственный рост как профессионала. Для этого пригодится тема вашего самообразования. Вы описываете, чего добились, занимаясь своей темой, и как это сказалось на успехах ребят. Можно просто переписать отчет по самообразованию и добавить об участии в конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации. Если есть грамоты и сертификаты, не грех похвастать.

В этом разделе нужно также кратко описать проведенные мероприятия с детками и итоги разных детских соревнований, конкурсов.

Кстати, о конкурсах. Очень полезно и удобно – интернет-конкурс. Есть хорошие сайты, официальные, которые предлагают участие в профессиональных состязаниях воспитателей и затем выдают сертификаты или грамоты. Там же и детские есть конкурсы, не нужно никуда ездить, все материалы подаются в электронном виде.

Для ленивых есть вообще облегченный вариант – заплатил и получил сертификат, диплом и хоть кубок в придачу. Но это как совесть позволит…

Либо можно замахнуться на крупный шанс – побороться за звание лучшего воспитателя года. Сайт Всероссийского конкурса содержит перечень требований для участников. Да и я недавно знакомила вас с этим масштабным мероприятием.

Раздел «Работа с родителями»

В этом разделе мы характеризуем родительский состав группы в целом, что они принимают активное участие в жизни детсада, помогают воспитателям, активно посещают мероприятия.

Вообще существует несколько форм работы с мамами-папами:

  • Обмен информацией: общие и индивидуальные консультации, собрания, беседы, общение посредством сайта ДОУ, через электронную почту;
  • Образовательная деятельность: создание памяток для родителей, стендов, мастер-классы и методические консультации;
  • Совместная деятельность: привлечение к подготовке и проведению мероприятий в рамках ДОУ (утренники, экскурсии, проекты).

Если почитать профстандарт педагога, то там черным по белому написано, что работа с родителями – одна из важнейших задач воспитателя и учителя. Поэтому в годовой отчет обязательно включаем этот пункт. Перечисляем все мероприятия, которые провели с участием родителей. Не зазорно указать проблему с какой-то мамашей и прописать пути ее разрешения.

В конце каждого раздела желательно делать небольшой вывод, типа, благодаря проделанной работе, значительно повысилась активность родителей, что отразилось на общей атмосфере в группе или что-то подобное.

Раздел: «Планы на будущий учебный год»

В этом разделе нужно написать, что, мол, планирую продолжать работать в обозначенных направлениях. То есть, перечислить опять же задачи из 2 раздела, но в другой интерпретации, например:

  • Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
  • Углубление и совершенствование работы с родителями;
  • Искать новые способы совершенствования предметно-развивающей среды в группе;
  • Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия в образовательных программах, курсах.

Выводы

Этот раздел можно писать, опять же, отталкиваясь от задач, поставленных во втором разделе. Например, у меня первыми стоят задачи: создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе, обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников.

Значит, пишем примерно так: в течение учебного года деятельность, направленную на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе в целом можно считать успешной. Мне удалось обеспечить эмоционально благополучный климат в группе и дальше по списку задач.

Постарайтесь отметить моменты недоработки, положим, с родителями и напишите, что в будущем учебном году вы планируете усилить деятельность в этом направлении.

Также добавьте, что построение дальнейшей воспитательно-образовательной работы в группе вы будете планировать с учетом ошибок и опыта минувшего года.

А что касается последнего пункта отчета – список литературы, то он необязателен, но если хотите, укажите Примерную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы и других.

Надеюсь, я все разжевала по вопросу годового отчета воспитателя, но если есть вопросы, с готовностью отвечу в меру своей компетенции, выражаясь бюрократическим языком.

Если материалы вам понравились и показались полезными, возможно, стоит поделиться ими с коллегами по соцсетям? Это можно легко сделать, кликнув мышкой по иконкам известных вам соцпорталов. Также приглашаю оформить быструю подписку на новости.

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Подтверждение должности – зачем мы проходим аттестацию?

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • Елена
    24.02.2017 в 17:16

    Очень полезная и нужная и важная профессия — воспитатель, как первый учитель всему-всему. Преклоняюсь перед такими людьми, потому что каждый раз отвожу ребенка в садик и только от воспитателя зависит, насколько мой ребенок станет социально адаптированным. А мы с папой стараемся также помогать в этом!

  • Маргарита
    10.02.2017 в 22:42

    Я стараюсь записывать все планы и идеи, чтобы не забыть.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика