Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
23
Ноябрь

Обучение связной речи дошкольников: методы и приемы

Автор: Главный редактор Елена Походина
Рубрика: Развитие речи

Добрый день, мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих рада ежедневной встрече с вами и приготовила для вас новую порцию информации на тему развития и воспитания деток. Обучение связной речи – обязательный элемент образовательного процесса, поэтому я уделяю данному вопросу много внимания на страницах моего блога. Надеюсь, мне удастся показать вам исключительную важность занятий по развитию речи с дошкольниками.

Поищем ответы в Интернете!

Не смогла пройти мимо методической литературы и других полезных материалов по нашей теме, которые так и просятся на книжную полочку воспитателя и активных родителей.

Итак, что есть в «УчМаге»:

  • Электронное пособие для подготовительной группы «Речевое развитие. Тематические занятия-презентации» – здесь представлены занятия по развитию речи через игровую деятельность;
  • «Программа развития связной речи детей 5-7- лет» – методическое пособие для занятий с детками, имеющими недостаточно развитую для своего возраста речь;
  • «Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» – отличное пособие по комплексному развитию речи дошкольников;
  • Предложение для педагогов: прослушайте вебинар на тему «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» и получите сертификат, который «украсит» ваше портфолио.

«Лабиринт. Ру» презентует книгу Гомзяк Оксаны «Говорим правильно в 6-7 лет» – здесь есть отличный картинный материал для тематических конспектов занятий.

Конечно, перечитать все существующие книги по интересующему вопросу невозможно, но именно печатные методические издания содержат самую достоверную и качественную информацию. Ведь в Интернете никто не даст вам гарантию, что материал, который вы приняли к руководству, написан грамотным специалистом.

А любая брошюра педагогической тематики проходит несколько кругов проверок, одобрений, рецензий, прежде чем издается и поступает в продажу. Кроме того, содержание материалов по педагогике должно соответствовать строгим требованиям ФГОС. Так что, думайте сами, решайте сами…

Небанальные методы развития связной речи дошкольников

Основная сложность, с которой сталкиваются родители, да и некоторые воспитатели старой закалки, занимаясь с детками развитием речи, – это излишне стандартный подход. Процесс происходит настолько целенаправленно, что становится навязчивым, скучным, малоэффективным.

Помните, что развитие дошкольников должно происходить между делом, в игровой форме, с применением разнообразных методов и приемов. Но вместе с тем ваши усилия принесут плоды, только если вы будете заниматься с ребятами постоянно, изо дня в день, пользуясь любым удобным случаем.

Но как совместить воедино правильный научный подход и ненавязчивость в работе по развитию связной речи? Для этого существуют нестандартные решения данной проблемы.

  • Развитие речи через театрализованную деятельность. Любая ситуация, когда перед ребенком стоит задача воплотиться в заданный образ посредством выразительного декламирования стихов, игры в сценке или театрализованном действии, инсценировки сказки, – это все является мощным инструментом по развитию речи.

Судите сами: театрализованная игровая деятельность требует хорошей дикции, артикуляции, насыщенности языка, эмоциональности речи, логики в построении фраз, умения запоминать куски текста и уметь правильно выражать смысл и чувства.

Играйте с детками в пальчиковый театр, просите их пересказать сказку, меняя голос каждого персонажа, устраивайте костюмированные представления, мотивируйте учить стихи. В конце концов, не забывайте о существовании кукольных театров! Старайтесь чаще водить малышей в театр, пусть набираются культуры поведения.

Обогащение словарного запаса и эмоциональной памяти происходит при живом общении, а нечерез просмотр мультиков! Ребенок в театре узнает, что такое актерская игра, сцена.

  • Картинно-графические схемы в развитии речи. Вы, возможно, по себе знаете, что намного легче усвоить какую-то информацию, если к тексту есть наглядные иллюстрации, схемы. Так и ребенку: пополнить свой лексикон новыми словами очень просто, если увязать их с картинками и схемами.

Что собой представляют картинно-графические схемы?

Они строятся по темам. Например, я хочу, чтобы дети самостоятельно построили рассказ о зиме. Я заранее готовлю схему: рисую на листе несколько изображений явлений, вещей, характерных для зимы. Это может быть схематическое изображение снега, бури, новогодняя елка, теплые варежки и т.п.

Я делаю не цельную законченную композицию, а отдельные элементы, выполненные чисто схематично.

Дети, изучив схему, используют ее как подсказку для построения короткого рассказа о зиме. Они говорят, что зимой обычно выпадает снег, бывают снежные бури, поэтому нужно тепло одеваться. Также зимой наш любимый праздник – Новый год, на который мы наряжаем елку и водим хороводы.

Если нужно, чтобы малыши описали предмет или группу однотипных предметов, то я добавляю в схему изображение геометрических фигур, чтобы дети могли сопоставить. А если нужно описать действие, то используем стрелки, волнистые линии и другие знаки.

Это похоже на ребусы, дети очень любят их расшифровывать. Этот прием мы уже назовем методом наглядного моделирования. Он предусматривает использование только геометрических фигур, символических изображений предметов (контур, силуэт, пиктограмма, условные обозначения, контрастная рамка).

Наглядное моделирование – это разновидность картинно-графических схем. Не пугайтесь терминов, на самом деле, все просто. Главное, показать малышу, как можно предметы заменить схематическими заместителями.

Кстати, по-другому этот метод называется мнемоника – набор приемов, облегчающих запоминание информации.

Можно усложнить задачу, дав детям карточки с графическими картинками, а они самостоятельно составляют схему и рассказ. Несложно запомнить, что действие обозначается стрелкой, персонаж или предмет – геометрической фигурой или схематическим изображением человечка. Начинайте работать со схемами на примере простых и хорошо знакомых детям сказок – Колобок, Репка и т.п.

Другие методы работы над развитием речи

  • Развитие речи через художественную литературу. Актуальность этой проблемы – высока именно в наше время, когда семейное чтение ушло из наших домов. А ведь как говорил Сухомлинский: чтение – это тропиночка, по которой воспитатель протопчет тропинку к сердцу ребенка. Не отвечаю за точность цитаты, но суть понятна.

Только художественное слово может показать ребятам всю полноту окружающего мира. Те древние потешки, прибаутки, загадки, стишки, колыбельные, которые мы знаем от наших предков, раскрывают суть отношений человека и природы.

Ну, как можно не читать детям? Литература обогащает внутренний мир малыша, его эмоциональную сферу, учит отличать добро от зла. Помните, что, сформировав традицию семейного чтения, вы исподволь развиваете речь детей.

Кстати, вы слышали о Су-джок-терапии? Говорят, если найти точку на кисти или стопе, которая соответствует определенному участку мозга, то можно достичь больших результатов в развитии не только речи, но и умственной деятельности.

Вообще, все, чем вы занимаетесь со своими ребятами, способствует обогащению словарного запаса и «развязыванию» языка. Конечно, если вы не делаете все молча

Читаете ли вы книгу вслух перед сном малышу, играете ли в пальчиковые игры, рассказываете ли о своем детстве или расспрашиваете у ребенка, как прошел его день, – это все наполняет и тренирует его речевой опыт.

Помните, что самые большие сложности ожидают деток в школе, именно там проявятся все ваши и наши недоработки по развитию речи. Когда школьник не знает свой адрес, не может толком рассказать о своих родителях, не перечислит времена года названия месяцев – это печально и стыдно…

Продолжение следует…

Тема большая и серьезная, у меня еще есть, что вам сказать по этому поводу. Хочется одного, чтобы родители поняли важность тесного взаимодействия с воспитателем и дома старались закреплять те навыки и знания, которые ребенок получает в детском саду.

Если вы согласны, прошу, кликните по иконкам соцсетей, распространите информацию. Возможно, в нашей компании появятся новые единомышленники!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

таблицв

Развитие связной речи средствами мнемотехники детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Доброго дня. Я, Татьяна Сухих, с удовольствием отвечу на запрос...

32 комментария
дети

Конспект по развитию речи в средней группе

Приветствую уважаемые воспитатели,  педагоги и родители. С вами опять ваша...

2 комментария
Рассматривание и описание куклы

Рассматривание и описание куклы в младшей возрастной группе

Здравствуйте, мои дорогие читатели. С вами Татьяна Сухих и мои...

6 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика