Привет, дорогие коллеги и родители дошкольников! С вами на прямой связи Татьяна Сухих – воспитатель и автор данного блога. Сегодня с большой вероятностью в каждой группе детсада может пребывать малыш-аутист. Поэтому я как педагог хочу знать твердо, как правильно построить процесс в группе, чтобы обучение детей с РАС было эффективным. Вот и стараюсь хотя бы поверхностно осветить эту тему на страницах блога.
Содержание статьи:
- 1 Учиться, учиться, еще раз учиться…
- 2 Постановка задач и выбор педагогического инструментария в работе с аутятами
- 3 Как создать благоприятные условия для развития аутенка?
- 4 Несколько слов в заключение…
- 5 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 6 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
- 7 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
- 8 Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
- 9 Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Учиться, учиться, еще раз учиться…
Не могу не делиться наводками на интересные пособия или оповещать вас о возможности выгодно повысить свой квалификационный уровень. Все эти моменты я нахожу в «УчМаге». На сегодня я приготовила такие предложения:
Повышение квалификации по программе «Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (72 часа);
Повышение квалификации по программе «Проектирование регионального компонента в содержании ООП ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (72 часа);
Повышение квалификации по программе«Профессиональная деятельность педагога-психолога в освоении и реализации ФГОС ДО» (72 часа);
Повышение квалификации по программе «Методическое сопровождение образовательного процесса. ФГОС» (72 часа);
Повышение квалификации по программе«Профессиональный стандарт соответствия квалификационным требованиям педагога» (72 часа).
Все эти вопросы касаются и нашей темы, поскольку рабочий процесс при наличии в группе малыша с особенностями развития строится по общим требованиям ФГОС, но с адаптацией под малыша и его потребности.
Постановка задач и выбор педагогического инструментария в работе с аутятами
Замечу, что, по моему мнению, в детском саду речь идет не столько об обучении деток-аутистов, сколько о модификации поведения аутенка. Нужно понимать, что мы должны построить фундамент, на котором аутенок-школьник будет строить свою дальнейшую жизнь в условиях учебного заведения. И главной задачей является коррекция поведения малыша, что позволит ему лавировать между раздражителями окружающего мира, адекватно реагируя на них.
Цели обучения для детей с РАС в условиях детского сада – обеспечить гармоничное состояние ребенка, возможность полноценно участвовать в общественной жизни, несмотря на имеющиеся нарушения. Есть термин «качество жизни», он включает такие понятия как возможность контактировать с другими людьми, иметь достаточный уровень самостоятельности, возможность получить образование и работу, иметь возможность отдыхать и т.п.
Поскольку общество не желает равноценно подстраиваться под особые потребности людей с ОВЗ, задача садика и школы – научить самих особенных граждан безболезненно интегрироваться в общество, с наименьшими затратами на физическом и психологическом уровне. Мы даем малышам средства, инструмент для самостоятельного изучения и освоения окружающего мира. Поверьте, читать, писать, считать – научить не так сложно, как научить жить без страха…
О программе для детей-аутистов для ДОУ я расскажу отдельно в большой статье. А методы обучения детей с РАС озвучу сегодня.
Итак, программа для всех дошкольников предусматривает стандартный набор методов: словесные и наглядные. К первым отнесем рассказ, объяснение, чтение, беседу. К наглядным – демонстрацию, наблюдение и ТСО. Это касается занятий по разным направлениям обучения.
Но вместе с тем детки с аутизмом нуждаются в специальных методах, которые помогут приблизиться к поставленной цели. Обычно эти методы называют терапия. Например, арт-терапия – «лечение» искусством, анималотерапия – общение с животными, холдинг-терапия (методика насильственных объятий), сенсорная терапия, АВА-терапия – поведенческая терапия и т.п.
Как создать благоприятные условия для развития аутенка?
Отдельно проанализируем особенности обучения детей с РАС. Самое главное, я думаю, понимать, что таким малышам крайне необходимо грамотно организованное пространство, эти детки особенно чувствительны к окружающей обстановке: они не любят новшеств, резкой смены декораций, новые помещения и т.п.
Но именно это обстоятельство может сыграть на пользу: если осмысленно манипулировать возможностями игрового пространства, то получим изумительные результаты. Комната для занятий, игр, отдыха должна быть функциональна, упорядочена, привлекательна для ребенка. Желательно зонировать помещение. Обязательно должны присутствовать любимые предметы и игрушки малыша.
Важно обеспечить специальной наглядностью, с помощью которой малыш будет общаться с педагогом: коммуникативная доска, альбом, расписание дня. Расписание – важный момент в обучении аутенка, ни в коем случае нельзя менять расписание, искажать последовательность пунктов, без ведома малыша включать или отменять задания. Это очень раздражает и дезориентирует дитя.
Планируя день, включайте любимые занятия малыша, желательно в конце расписания, чтобы это был как бы бонус для аутенка. Усложнять задания нужно постепенно, удостоверившись, что ребенок сможет с ним справиться. Не заканчивайте занятия, не выполнив все запланированное, дети-аутисты не переносят сбоев в программе и просто не захотят в следующий раз вообще заниматься. Похвала, стимулирование, поощрение – обязательно.
Где и как можно обучать аутят? Сразу замечу, что без помощи и консультаций специалистов не обойтись. Если малыш не может посещать садик, есть варианты, которые применимы наряду с домашним обучением: ищите консультативные пункты, лекотеки, службы ранней помощи, группы или кружки кратковременного пребывания и т.п.
Эти структурные подразделения используют в работе рекомендованные программы, индивидуально ориентированные методики и могут предоставить помощь психолога, дефектолога, логопеда.
Несколько слов в заключение…
Я не могу давать профессиональные советы по работе с детками-аутятами, но общие рекомендации по обучению детей с РАС мне удалось для себя и для вас определить:
- Обращаясь к ребенку, используйте простые понятные слова без подтекста, детки понимают все сказанное буквально. Если вы скажете: хочешь пойти на улицу? Скорей всего, малыш никак не отреагирует. Нужно сказать: пойдем на улицу;
- Не путайте малыша, предоставляя широкий выбор: если задание предусматриваем вариантность, то двух-трех вариантов достаточно;
- Конкретизируйте все ваши просьбы и предложения: вместо вопроса: «Хочешь поиграть?», спрашивайте: «Хочешь поиграть с кубиками?»;
- Широко используйте схемы, рисунки, изображающие последовательность действий;
- Если работаете в группе, всегда выражайте просьбы и команды персонально, детки не ассоциируют себя с коллективом;
- Не обижайтесь на выражение гнева и агрессии, она не направлена конкретно на вас, а идет от дисгармонии ребенка и окружающего мира;
- Позволяйте аутенку иногда проявления навязчивого поведения, которое он не может сам контролировать, но нуждается в нем: методично стучать, включать-выключать что-то и т.п.
Всегда так со мной: напишу и понимаю, что недостаточно раскрыла тему. Но все впереди, постепенно разберемся, правда? А сейчас позвольте откланяться и попросить поделиться ссылкой в соцсетях, а также подписаться на новости.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал…
Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…
Про методы работы с детьми-аутистами в одной статье и невозможно все рассказать, конечно разберемся постепенно во всех проблемах и вопросах.
Удачи вам Светлана!
Очень полезная статья. Нужно очень любить и болеть за детей, чтобы заниматься таким сложным делом.
Сложное и нужное! Очень много приходится искать информации и учиться работать с такими детками…